Сегодня мне хотелось бы затронуть такую животрепещущую тему, особенно для семей, где детей несколько, как взаимодействие между братьями и сестрами.
Родители, как правило, хотят, чтобы их дети составили дружную и сплоченную команду, но в реальности часто оказывается, что этого не происходит. Наоборот дети ссорятся, ругаются и даже дерутся…
Для родителей взаимодействие между детьми превращается в целую проблему, выход из которой не так то просто найти.
Возможно, первой причиной, почему родителям так трудно разрешать и понимать конфликты, происходящие между братьями и сестрами, является разная направленность родителей и ребенка в ситуации конфликта:
Родитель сконцентрирован на проблемах ребенка, т.е. направлен во вне.
Ребенок сконцентрирован на своих собственных проблемах, т.е. направлен внутрь себя.
Давайте поговорим, какие можно выделить основные типы конфликтов между братьями и сестрами, и подумаем о путях выхода из каждого.
1. Ребенок спорит с братом и сестрой о том, кто будет обладать чем-либо, кто прав или кто должен пользоваться привилегиями.
Время от времени это случается в любой семье с двумя и более детьми.
Явной причиной спора может быть желание обладать игрушкой, занять удобное место, выбрать телепрограмму, определить условия игры, установить чью-либо правоту, защитить свою собственность и личность или просто привлечь внимание родителя.
Скрытой причиной спора могут быть ощущаемые одним из детей (или обоими) усталость, голод, негативная реакция на стрессовую ситуация в доме (например визит незнакомого человека).
Дополнительной проблемой, вытекающей из самого спора, может стать физическое насилие, оскорбление друг друга или сильная эмоциональная неудовлетворенность. Проявляется она в форме плача, ухода одного из детей или вспышки гнева.
Некоторые приемы преодоления конфликта:
- Обсудите ситуацию в присутствии обоих детей.
Став свидетелем спора, можно попытаться незамедлительно и прямо вмешаться, учитывая возраст спорщиков и причину ссоры.
Например, если ваша трехлетняя дочь задирает двухлетнюю сестру, осторожно, но твердо объясните обеим, что хорошо и что плохо в создавшейся ситуации, а затем возьмите со старшей дочери слово вести себя более справедливо.
Если оба ребенка 4-6 лет, стоит выступить в более мягкой роли арбитра, помочь детям обсудить проблему вместе с вами и найти более справедливое решение.
Если вы не видели спор, то начинайте обсуждение только в присутствии обоих детей. Выслушайте каждого, а затем помогитеим выработать наиболее приемлемое соглашение, учитывая возраст и зрелость обоих.
- Стратегия тайм – аут (если дети не хотят вместе обсуждать проблему).
Убедитесь, что дети разделены и остаются в разных комнатах, что у них есть возможность спокойно подумать о произошедшем.
- Следите за логикой возникновения споров между двумя детьми и используйте полученную информацию
Наблюдайте за тем, когда и почему возникают споры, что происходит в это время в доме и вокруг, что могло бы разрешить или усугубить конфликт.
2. Ребенок постоянно обижает брата/сестру или испытывает обиду в его/ее стороны.
Эта ситуация встречается реже, чем предыдущая. Она обычно не приводит к спору, где участвуют обе стороны. Наоборот, один ребенок явно играет роль виновника, а другой – роль жертвы.
Иногда это происходит из-за того, что один из детей значительно агрессивнее другого по характеру.
Некоторые приемы преодоления конфликта:
- Попытайтесь найти в окружающей детей жизни дома факторы, способные усугубить ситуацию.
Задайте себе следующие вопросы:
Проявляю ли я к каждому ребенку одинаковое по количеству и качеству внимание?
Не является ли текущий период тяжелым для семьи (например в связи с разногласиями между родителями, напряженным режимом работы, экономическими затруднениями, серьезной и продолжительной болезнью)?
Не является ли текущий период сложным для ребенка (в связи с изменением распорядка жизни, новым этапом физического развития, новыми людьми в его окружении)?
- Обратитесь за помощью к профессионалу
Устойчиво негативные межличностные взаимоотношения могут свидетельствовать о глубинных проблемах, как в эмоциональном плане ребенка, так и в ходе развития семьи.
3. Ребенок боится, что родители покинут его, занявшись новым малышом.
Для ребенка до 6 лет очень характерно огорчение в связи с намечающимся или случившимся рождением нового брата или сестры. Это особенно ярко проявляется, если он был единственным.
- Заранее создайте у ребенка реалистичное представление об ожидающемся появлении новорожденного.
Необходимо сделать следующее:
Объясните ребенку, откуда малыш появится, как будет развиваться и выглядеть в первые месяцы после рождения. Пусть ребенок примет участие в делах, предшествующих рождению (например, покупке вещей для младенца). Постарайтесь ребенку показать других новорожденных и то, как вы обращаетесь с ними, чтобы он знал, чего ему стоит ожидать.
Помните о том, чего нельзя делать:
Не подчеркивайте, что новорожденный понравится вашему ребенку, т.к. этого может и не произойти.
Не называйте младенца новым «партнером для игр», т.к. первое время они не смогут, да и не захотят играть вместе.
Не убеждайте ребенка, что вам понадобится его помощь в уходе за младенцем, поскольку оказание реальной помощи может оказаться для него недоступно и неинтересно.
- Перед родами проводите дополнительное время наедине с ребенком.
Это укрепит положение ребенка как в вашем сердце, так и в вашем ежедневном расписании.
- Насколько возможно, старайтесь не оставлять ребенка наедине с младенцем, пока последний не достигнет двухлетнего возраста.
Ребенок до 6 лет может ненамеренно (или умышленно) принести младшему ребенку физический или эмоциональный вред, поэтому лучше не давать ему для этого шанс.
- Обязательно проводите, как и прежде, некоторое время наедине со старшим ребенком.
Делайте это и что-либо другое, касающееся его, так же, как и раньше, чтобы он мог почувствовать последовательность в вашем поведении.
Вот пожалуй и все, о чем мне хотелось бы поговорить с Вами сегодня.