Чего хотят все родители для своих детей? Конечно же,
счастья! И конечно, же успеха!
Но где найти секрет удовлетворенности жизнью и радости от
каждого дня? Что помогает нам достигать высот в выбранной деятельности,
реализовывать свои способности, завязывать нужные отношения, приобретать
надежных друзей и создавать крепкие семьи?
Вы, конечно, можете назвать много нужных человеческих
качеств и способностей, и будете правы.
Сегодня мы поговорим об одном из важных слагаемых жизненного
успеха –эмоциональной компетентности человека.
В начале 90х годов американские ученые Даниел
Гоулман, Ричард Бояцис и Энни Макки задумались о том, почему два
человека с равными интеллектуальными (IQ) и творческими способностями могут достичь совершенно разных
результатов в карьере? Они разработали понятие «эмоционального интеллекта» и научно доказали роль эмоций в
достижении социального успеха.
Они утверждают, что понимание своих и чужих чувств в коллективе отличает успешных лидеров
от «середнячков». Эмоционально компетентные дети и взрослыеумеют пользоваться чувствами как
сигналами-подсказками о происходящем, они более устойчивы к стрессу, находятся
в большей гармонии с собой и более естественны и уверены, что привлекает к ним
окружающих. Мало иметь высокийинтеллект
и профессиональные навыки, необходимо уметь правильно устанавливать отношения с
другими, принимать верные решения, находить выходы из стрессовых ситуаций. За
все это и отвечает «эмоциональный интеллект».
Переживания счастья, радости, гармонии – также эмоциональные
состояния. Невозможно достичь их, не познав свой эмоциональный мир. «Роль эмоций в жизни человека очень важна. Их
положительная
роль состоит в том, что они являются мостиком, который создает близость – близость в отношениях с
другими людьми, близость по отношению к миру, а так же по отношению к
самому себе, чувства – это тело проживания жизни», -
писал известный австрийский психолог Альфред Лэнгле. То, что остается у человека
хорошего от жизни - от встреч с людьми, от еды, от искусства, от подарка –
этоэмоциональное воспоминание,
чувственный след. Без ответного чувства «мир
остается пустым и немым – музыка не имеет звука, картины – не имеют цвета,
воспоминание остается бледным, ни о чем не говорящим, ведь именно благодаря
чувствам в нас входит жизнь» (Лэнгле А., 2002).
Чувства рассматриваются в психологии как важный сигнал о внутренней жизни или внешней
ситуации. Порой сознание может не придавать чему-то значения, а чувства
сигналят: «это интересно, важно, или наоборот, опасно, плохо». Понимание чувств
дает ребенку возможность осознать, в чем состоит суть ситуации и ее смысл для
нашей жизни. «Чувствование – это ощупывание ситуации своей нынешней жизнью. Они указывают
направления, потому что они более тонкие, чем проницательность, порожденная
разумом». (Ленгле А.)
Как же помочь ребенку
жить в ладу со своими чувствами?
Принимайте
как позитивные, так и негативные чувства ребенка, называйте их, стараясь
точно обозначать, что чувствует ребенок.
Часто взрослые говорят что-то вроде: «НЕ НАДО огорчаться
(сердиться и проч.), лучше поиграй (поешь, поспи и т.д.)». За этим стоят самые
благие намерения: отвлечь, утешить. Но давайте вдумаемся, что происходит в
результате? Ребенок слышит: «ты испытываешь неправильные чувства, ты должен
чувствовать другое или вообще ничего». И тогда ребенок учится заглушать голос
своих истинных чувств, подменяя их чувствами искусственными или какими-то
действиями.
Если вы хотите помочь ребенку лучше
научиться контролировать свои чувства, показывайте ему, что принимаете их как
данность, называйте чувства ребенка, позвольте ему выразить их. «Я вижу, что ты
огорчен (рад, доволен, горд, сердит, обижен, скучаешь и т.д.) И правда бывает
обидно (неприятно, скучно), когда (описание ситуации)» И лишь затем вы можете
предложить ему способы справиться с ситуацией, найти выход.
Разделяйте
чувства и поступки. Нет «хороших» и «плохих» чувств, все они возникают в
свое время и кстати. Но есть подходящие и неподходящие формы их выражения.
Если вы дадите понять ребенку: ты имеешь право на любые чувства, но не на
любые действия, вы поможете ему научиться управлять собой.
Можно подумать вместе с ребенком: какие есть способы
выражать чувства без вреда для себя и других? Как выразить печаль? Гнев?
Интерес, желание приблизиться? Страх? И т.д.
3. Делитесь иногда с ребенком своими чувствами, выражайте
их, говорите о том, что чувствуете. Так вы дадите ребенку пример того, что
чувства существуют, имеют имена и ими можно пользоваться в повседневной жизни.
4. Читая книги, сказки или просматривая фильмы и мультфильмы
с ребенком, обсуждайте чувства героев. Какие эмоции испытывали персонажи? Как
они их выражали? Что еще они могли бы сделать? Чем помогли им эти чувства?
Все эти действия помогут сдержанному и замкнутому ребенку
стать более непосредственным в выражении чувств, а ребенку чувствительному и
темпераментномуобучиться управлять
сменой своих настроений и повысить устойчивость к стрессу.
И пусть нашу жизнь
наполняет много светлых и радостных эмоций!
с уважением, Дмитриевская Мария
Вы можете обсудить материал или задать вопросы психологу на нашем форуме