Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Любить - это значит..." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
Статистика
-17 за неделю
Психология для всей семьи. Восприятие и использование цвета.
<<ГОРОД>>
Здравствуйте, уважаемый Подписчик !!! В адрес нашей консультации в рубрику: Вы спрашиваете – Психолог отвечает - пришел вопрос о том, нормально ли, если полуторагодовалый малыш рисует черным цветом. Подробнее саму консультацию почитать можно ЗДЕСЬ. Затронутая тема получила живой и интересный отклик в обсуждениях на ФОРУМЕ. В связи с чем, у меня возникло желание в этом выпуске рассылки поговорить с Вами о: Восприятии и использовании цвета. Как изменяется восприятие цвета с ростом и развитием ребенка? Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что его зрительное восприятие очень слабо развито, он плохо различает оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица. У новорожденных есть цветовое зрение, но они различают лучше преимущественно яркие цвета, не различая серый и синий. Где-то в возрасте 1,5 - 3 лет идет активное усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Ребенок сам и при помощи взрослого сравнивает предметы и приходит к выводу, что одни больше, другие меньше, предметы имеют различную форму, и различные цвета. Этот период связан с активным развитием речи у малышей: ведь взрослые называют форму и цвет предметов, а ребенок уже запоминает слово, и учится соотносить его с определенным качеством. По нормам психического развития, считается, что к возрасту 3 лет ребенок должен знать 4 цвета: желтый, синий, зеленый, красный. Т.е ребенок может правильно назвать цвет с первого раза. Существует много упражнений – игр, помогающих усвоить эти цвета. Например: - можно искать в комнате только красные вещи, игрушки (заодно здесь развивается и внимание) - разложить по 4-м квадратам основных цветов круги соответствующего цвета Почему ребенок должен усвоить именно эти цвета? Я думаю, ответ на этот вопрос стоит искать как в истории, так и в физиологии. До открытия Исааком Ньютоном 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) считалось, что основные цвета - красный, синий, желтый (зеленый). Все художники знают, что получить почти все цвета и оттенки возможно с помощью смешивания красок этих основных цветов. С точки зрения же физиологии, в глазу человека есть клетки, отвечающие за восприятие цвета – колбочки. Так вот, они воспринимают 3 основных цвета – красный, синий и зеленый. И из различный комбинаций этих цветов мы видим остальные цвета и оттенки. Так, белый цвет – это сложение всех остальных цветов, а черный – полное отсутствие света. Когда использование цветов говорит о психологическом неблагополучии? Но, если ребенок запоминает (усваивает) 4 основных цвета к 3 годам, то рисовать и пользоваться остальными цветами он начинает гораздо раньше. Поэтому зачастую у родителей, как и у автора пришедшего письма, возникают вопросы о психологическом благополучии ребенка, особенно, если чаще всего используются коричневый и черный цвет. Я думаю, что до 3 лет выбор цвета во многом ситуативен (ребенок взял тот карандаш, краску, которая оказалась под рукой, ярче рисует и т.п.), и о проблемах психического развития малыша вряд ли говорит. Во всяком случае, если нет других серьезных сигналов (поведение, нарушения сна, и т.п.) Подросшие дети, а потом и взрослые воспринимают и используют цвета, очень часто связывая их со своими эмоциями или переживаниями других людей. Это прекрасно иллюстрирует высказывание И.В. Гете в книге «Учение о цвете»: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя, покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Существуют и практические исследования, подтверждающие это. 1. Исследования, проводимые с детьми В.С. Мухина предлагала детям 3-4 лет нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее». Дети чаще всего использовали светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. В.С. Мухина также указывает на важность светлотной характеристики для эмоциональной оценки цвета детьми 3-4-х летнего возраста. Особо хочу отметить, что не стоит детям давать строгую привязку определенной эмоции и цвета, это может помешать в дальнейшем свободному эстетическому восприятию цвета. 2. Исследования, проводимые со взрослыми А.М. Эткинд провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В последующей таблице представлены результаты (частота связывания определенного цвета с той или иной эмоцией): Цвет Эмоции Интерес Радость Удивление Грусть Гнев Отвращение Стыд Страх Утомление Серый 6 4 2 27 1 15 18 12 53 Синий 27 4 2 27 5 7 13 15 8 Зеленый 26 10 26 13 8 7 19 8 7 Красный 16 52 23 4 55 4 4 17 2 Желтый 20 24 56 1 9 19 12 15 1 Фиолетовый 5 12 14 12 6 22 16 7 12 Коричневый 10 8 3 14 4 27 17 3 23 Черный 10 2 2 22 38 18 13 43 24 Здесь, для меня существует вопрос: действительно мы выносим из детства раз и навсегда связанную с цветом эмоцию, или на протяжении жизни такая связь может изменяться? Сейчас существует множество школ, обучающих использовать цвета для воздействия на психику человека с точки зрения рекламы, моды и пр. Основной их постулат: Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета, можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации. НО: нужно помнить о том, что восприятие цвета довольно субъективно и зависит от: - цвета соседних объектов - психологического состояния человека - принадлежности человека к определенной культуре: черный цвет в Европе – печаль, траур, в Японии – радость) Выделяют такие цвета, которые имеют определенное универсальное значение. Какие существуют тесты, связанные с использованием цвета? - Различные проективные методики: рисунки, на которых психолог будет оценивать не только всю картину в целом, но и использование тех или иных цветов, чтобы сделать заключение о состоянии личности и ее взаимодействии с окружающим миром. - Тест Макса Люшера: подробнее о нем можно почитать ЗДЕСЬ Жду Ваши комментарии и отклики. Также буду рада обсудить с Вами статью в соответствующей ТЕМЕ нашего «Городского» форума. С уважением, Баутина Екатерина. ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Новые материалы сайта: Говорить ли человеку, что знаешь его секрет? Новые темы форума: Как говорить с детьми о сексе? Возвращать ли любимых, покинувших нас? Все вопросы, замечания, отзывы по рассылке просьба отправлять по адресу: post@gorod-psy.ru
Вы всегда можете обратиться к нам за помощью и информацией:
Copyright (C) Психологическая консультация "ГОРОД" |
В избранное | ||