Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология для всей семьи

  Все выпуски  

Психология для всей семьи. Восприятие и использование цвета.


<<ГОРОД>>
Психологическая Консультация

 Мини-консультации наших специалистов

 Задать вопрос психологу

Популярные статьи

 Новости

Архивы рассылок

 Контакты

 

 

 

 

Здравствуйте, уважаемый Подписчик !!!

 

В адрес нашей консультации в рубрику: Вы спрашиваете – Психолог отвечает - пришел вопрос о том, нормально ли, если полуторагодовалый малыш  рисует черным цветом. Подробнее  саму консультацию почитать можно ЗДЕСЬ.

 

Затронутая тема получила живой и интересный отклик в обсуждениях на ФОРУМЕ. В связи с чем, у меня возникло желание  в этом выпуске рассылки поговорить с Вами о:

 

Восприятии и использовании цвета.

 

Как изменяется восприятие цвета с ростом и развитием  ребенка?

 

Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что его зрительное восприятие очень слабо развито, он плохо различает оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица.

У новорожденных есть цветовое зрение, но они различают лучше преимущественно яркие цвета, не различая серый и синий.

 

Где-то в возрасте 1,5 - 3 лет идет активное усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

Ребенок  сам и при помощи взрослого сравнивает предметы и приходит к выводу, что одни больше, другие меньше, предметы имеют различную форму, и различные цвета.

Этот период связан с активным развитием речи у малышей: ведь взрослые называют форму и цвет предметов, а ребенок уже запоминает слово, и учится соотносить его с определенным качеством.

 

По нормам психического развития, считается, что к возрасту 3 лет ребенок должен знать 4 цвета: желтый, синий, зеленый, красный. Т.е ребенок может правильно назвать цвет с первого раза. Существует много упражнений – игр, помогающих усвоить эти цвета.

 

Например:

- можно искать в комнате только красные вещи, игрушки (заодно здесь развивается и внимание)

- разложить по 4-м квадратам основных цветов круги соответствующего цвета

 

Почему ребенок должен усвоить именно эти цвета?

 

Я думаю, ответ на этот вопрос стоит искать как в истории, так и в физиологии.

 

До открытия Исааком Ньютоном 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) считалось, что основные цвета - красный, синий, желтый (зеленый). Все художники знают, что получить почти все цвета и оттенки возможно с помощью смешивания красок этих основных цветов.

 

С точки зрения же физиологии, в глазу человека есть клетки, отвечающие за восприятие цвета – колбочки. Так вот, они воспринимают 3 основных цвета – красный, синий и зеленый. И из различный комбинаций этих цветов мы видим остальные цвета и оттенки. Так, белый цвет – это сложение всех остальных цветов, а черный – полное отсутствие света.

 

Когда использование цветов говорит о психологическом неблагополучии?

 

Но, если ребенок запоминает (усваивает) 4 основных цвета к 3 годам, то рисовать и пользоваться остальными цветами он начинает гораздо раньше.

Поэтому зачастую у родителей, как и у автора пришедшего письма, возникают вопросы о психологическом благополучии ребенка, особенно, если чаще всего используются коричневый и черный цвет.

 

Я думаю, что до 3 лет выбор цвета во многом ситуативен (ребенок взял тот карандаш, краску, которая оказалась под рукой, ярче рисует и т.п.), и о проблемах психического развития малыша вряд ли говорит. Во всяком случае, если нет других серьезных сигналов (поведение, нарушения сна, и т.п.)

 

Подросшие дети, а потом и взрослые воспринимают и используют цвета, очень часто связывая их со своими эмоциями или переживаниями других людей.

 

Это прекрасно иллюстрирует высказывание И.В. Гете в книге «Учение о цвете»: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции».

 

Когда мы говорим: «почернел от горя, покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом.

 

Существуют и практические исследования, подтверждающие это.

 

1. Исследования, проводимые с детьми

 

В.С. Мухина предлагала детям 3-4 лет нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее». Дети чаще всего использовали светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую.

 

В.С. Мухина также указывает на важность светлотной характеристики для эмоциональной оценки цвета детьми 3-4-х летнего возраста.

Под светлотой в цветоведении понимается степень отличия цветового тона от черного цвета. Чем дальше цвет находится от черного, тем он светлее, и наоборот. В психологическом плане светлоту цвета можно рассматривать как «меру влияния» черного на данный цвет. В целом, происходит сдвиг эмоционального значения в отрицательную сторону.

 

Особо хочу отметить, что не стоит детям давать строгую привязку определенной эмоции и цвета, это может помешать в дальнейшем свободному эстетическому восприятию цвета.

 

2. Исследования, проводимые со взрослыми

 

А.М. Эткинд провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых.

В последующей таблице представлены результаты (частота связывания определенного цвета с той или иной эмоцией):

 

Цвет

Эмоции

Интерес

Радость

Удивление

Грусть

Гнев

Отвращение

Стыд

Страх

Утомление

Серый

6

4

2

27

1

15

18

12

53

Синий

27

4

2

27

5

7

13

15

8

Зеленый

26

10

26

13

8

7

19

8

7

Красный

16

52

23

4

55

4

4

17

2

Желтый

20

24

56

1

9

19

12

15

1

Фиолетовый

5

12

14

12

6

22

16

7

12

Коричневый

10

8

3

14

4

27

17

3

23

Черный

10

2

2

22

38

18

13

43

24

 

 

 

Здесь, для меня существует вопрос: действительно мы выносим из детства раз и навсегда связанную с цветом эмоцию, или на протяжении жизни такая связь может изменяться?

 

Сейчас существует множество школ, обучающих использовать цвета для воздействия на психику человека с точки зрения рекламы, моды и пр.

 

Основной их постулат:

 

Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета,  можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации.

 

НО: нужно помнить о том, что восприятие цвета довольно субъективно и зависит от:

- цвета соседних объектов

- психологического состояния человека

- принадлежности человека к определенной культуре:  черный цвет в Европе – печаль, траур, в Японии – радость)

 

Выделяют такие цвета, которые имеют определенное универсальное значение.

  • Цвета красного спектра, известные как теплые цвета, включают красный, оранжевый и желтый. Эти теплые цвета пробуждают эмоции в пределах от ощущения теплоты, комфорта до злости и враждебности.
  • Цвета голубого диапазона, известные как холодные цвета, включают голубой, синий, фиолетовый и зеленый. Эти цвета часто описываются, как спокойные, однако так же могут вызвать ощущения грусти или безразличия.

 

Какие существуют тесты, связанные с использованием цвета?

 

- Различные проективные методики: рисунки, на которых психолог будет оценивать не только всю картину в целом, но и использование тех или иных цветов, чтобы сделать заключение о состоянии личности и ее взаимодействии с окружающим миром.

 

- Тест Макса Люшера: подробнее  о нем можно почитать ЗДЕСЬ

 

Жду Ваши комментарии и отклики. Также буду рада обсудить с Вами статью в соответствующей ТЕМЕ нашего «Городского» форума.

 

С уважением, Баутина Екатерина.

 

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Новые материалы сайта:

Границы я и тело

Самооценка

Говорить ли человеку, что знаешь его секрет?

 

Новые темы форума:

Как говорить с детьми о сексе?

Охохонюшки - диеты

Возвращать ли любимых, покинувших нас?

Близость и границы в общении

Нужно ли работать над обидчиком?

Вместе или по отдельности?

Все вопросы, замечания, отзывы по рассылке просьба отправлять по адресу: post@gorod-psy.ru

 


 

Вы всегда можете обратиться к нам за помощью и информацией:

WWW.GOROD-PSY.RU

 

Copyright (C) Психологическая консультация "ГОРОД"


В избранное