Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тренировка Ума. Вы умнее, чем Вы думаете! 5-005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Тренировка Ума. Вы умнее, чем Вы думаете! www.superidea.ru
Архив рассылок www.superidea.ru/archiv
Рекомендуем MindMap.ru  psytech.ru

выпуск 5-005

Задание на неделю.

Приветствуются всевозможные вопросы и предложения по его улучшению, развитию и разъяснению.

 Слишком серьезная критика.

   Как строится обычный творческий процесс по поиску идеи? Если кратко - это генерирование идей под конкретный запрос, без определенных оглядок на соответствие получаемых идей заданию. Далее осуществляется выбор только определенных идей из полученного многообразия, когда мы отбрасываем (или оставляем на дальнейшую переработку и модернизацию)большую часть из полученных вначале идей.  И наконец, последующая реализация - претворение определенной из полученных идей в жизнь. Три указанных этапа совсем не равнозначны. И требуют от участников РАЗЛИЧНЫХ знаний и умений. При наличии которых и при правильной организации творческого процесса все проходит хорошо.
   Но в реальности это "хорошо" почти не встречается. А встречается психологический дискомфорт, сильные стрессы, замкнутость и тд..
   Босс собирает совещание. Говорит, что есть определенная проблема и он решил устроить мозговой штурм. Ваши предложения и идеи, - говорит он. А в ответ тишина.  А потом в курилке один сотрудник выдает  другому целый десяток возможных идей. Вполне известная многим ситуация. Почему так происходит - потому, что лучше промолчать, чем что-то сказать и попасть под критический прессинг начальника.

   Почему так происходит???

   Потому, что гораздо легче просто критиковать, ругать и принижать идеи собеседника. Это называется негативная критика, когда критикующий только расставляет оценки (в основном низкие), говорит, что это плохо, а то еще хуже. И в добавок переходит на личности: У такого идиота как ты ничего путного не бывает. Лучше бы ты молчал. И это после предложения высказывать все имеющиеся идеи.
   А вот проанализировать предложенную идею, основательно ее обдумать, выявить сильные и слабые места, определенные возможности и негативные последствия - это требует поднапрячь мозги, думать и размышлять, тратить время. Действовать так большинству не хочется, ну и они так не действуют.

   Что с этим можно сделать?

   Очень много чего. Но в первую очередь, если хочешь изменить мир, начни с самого себя. Особенно с учетом того, что И для этого надо разрушать стереотипы в мышлении. Например, вместо того, чтобы ругать и искать худшее в предлагаемых идеях, можно заняться поиском лучшего и хорошего (даже если идеи - откровенный отстой)

Понедельник

   Составьте список из 10 критериев, по которым Вы будете выбирать лучшие идеи.

Вторник

   Составьте список из 10 способов отбора идей без привлечения эмоций и личных предпочтений.

Среда

   Составьте список из 10 человек (можно не только реальных, но и вымышленных), которых можно использовать для разумного отбора одних идей от других. Таких людей, которые отбирают идеи не только на основе эмоций, но и при помощи фактов.

Четверг

   Составьте список из 10 способов, с помощью которых можно улучшить идеи, даже очень слабые.

Пятница

   Составьте список из 10 человек (можно не только реальных, но и вымышленных) которые во всех предлагаемых идеях находят хорошее и полезное. И предпочитают вместо беспощадной критики анализировать с пользой.

   Во время выполнения заданий старайтесь поменьше думать о том, что Вы делаете, почему Вы это делаете и к чему эти действия могут привести.

   Пожалуйста, по всем вопросам, связанным с этим упражнением (свои варианты ответов, просьба прояснить неясные места или привести примеры) прошу писать по следующему адресу mailto:list@superidea.ru

 

Друдл под номером 14.


Адрес картинки http://www.superidea.ru/gol/droodle/dr014.gif

 

Рецензия на книгу М. П. Зяблинцевой "Моментальные приемы запоминания. Мнемотехники разведчиков"

Дмитрий Шипотко


www.superidea.ru/images/rec/001.gif

Чтобы уяснить, что же есть в книге такого хорошего или плохого, удобнее всего начать с поверхности и постепенно продвигаться вглубь. Поверхность - это, естественно, название и обложка.. Сразу заметим, что обложка рецензируемой книги банальна и невыразительна, как это всегда и бывает с дешевыми книгами. Единственное, что можно к этому добавить, так это еще одну банальность: чтобы книга хорошо запоминалась (и продавалась), она должна иметь яркую и неординарную "внешность". Так что некоторая ирония состоит в том, что книга о памяти сделана по сути так, чтобы ее обложку трудно было запомнить.

Название, конечно, броское и хлесткое, можно даже сказать "продаваемое". С маркетинговым мышлением у автора все в порядке. Ведь книг про память и ее развитие издано уже очень много, чтобы как-то выделиться на их фоне, нужно добавить в название что-нибудь яркое и необычное. Кроме того, наш человек явно неравнодушен к деятельности родных спецслужб и чисто рефлекторно приобретает почти все на эту тему. Угадайте, какие из книг по рукопашному бою лучше всего покупаются? Конечно, связанные с "кодовыми" словами СПЕЦНАЗ, СМЕРШ и т.д. Интересно было бы узнать, как же разведчики тренируют свою память, ведь очевидно, что как-то они должны это делать! Вот и приходится читать...

Весьма любопытно было прочитать введение к книге. Вообще в солидных книгах принято, чтобы было предисловие, написанное кем-то авторитетным, кто может своим беспристрастным компетентным суждением похвалить книгу, чтобы будущий покупатель и читатель не сомневался в ее качестве (тоже хороший маркетинговый ход). Введение обычно пишет автор, оно рассказывает читателю, о чем, собственно, книга, из каких соображений написано, и сообщает какую-то дополнительную полезную информацию. В данной книге М.П.Зяблинцева использовала введение в качестве предисловия, то есть для того, чтобы честно и откровенно похвалить свою книгу и по возможности. доходчиво объяснить читателю, что он имеет дело с лучшим в своем роде текстом.

Интересны цитаты из введения. Вот похвалы себе, любимой. "Первое ее [книги] достоинство - краткость и лаконичность. Автор этой книги не задавался целью "лить воду" ... Вы узнаете самую суть, которая бывает труднодоступна... В этой книге обобщены приемы запоминания. Данная книга содержит описание сути этих приемов". А вот атаки на конкурентов, которые вообще-то уже при первом прочтении кажутся необоснованными. "В отличие от других книг, здесь вы найдете описание памяти с точки зрения психологов и физиологов" (Честно говоря, не приходилось читать книг про развитие памяти, где бы не было таких описаний. Видимо автору повезло).

Далее. "Психологические тесты... в этой книге даны с объяснениями того, какой процесс памяти или вид памяти проверяется. Как правило, эти тесты даются все вместе и без объяснений". (Действительно, это было бы ужасно - все тесты подряд и без объяснений. К счастью, этого почти никогда ни в каких книгах не встречается. Автор погорячилась). "Большая часть литературы на тему развития памяти с разных сторон описывает  одни и те же приемы, известные еще со времен Древней Греции, где возникло искусство... мнемотехники". (Ну, во-первых, это не плохо - знать историю мнемотехники полезно. А во-вторых, как вы думаете, что такого нового предложила нашему вниманию автор?)

И наконец, особое внимание уделено тому, что это едва ли не единственная отечественная книга на данную тему, а все остальные - переводы с английского или немецкого.  Вообще тема национальной гордости развита на совесть. Опять цитаты. "...В России мнемоника была объявлена лженаукой" (Интересно, кем и когда? Если уж автор любит исторические экскурсы, стоило бы написать и об этом) "Хотя русские ученые и писали книги на данную тему, все они были отмечены клеймом лженаучности". (Ага! Оказывается русские ученые все-таки писали книги о памяти, а то я уже начал бояться! Еще любопытно, книга Лурия, часто поминаемая автором, тоже была заклеймена как лженаучная? Лучше надо следить за своими высказываниями!)

В продолжение национальной темы: "Русский человек - сложнее, загадочнее вдумчивее и непредсказуемее любого другого человека на планете Земля. И нехитрыми "завлекаловками" про ключи - записные книжки и телефонные книжки и телефонные номера русского человека не убедишь" Это о том, что русский человек укрепляет память вовсе не для тех же целей, что и зажравшиеся "западники", а исключительно из высших философских соображений. Хочется сделать попутное замечание. Есть замечательная книга Д.Лапп "Укрепление памяти в любом возрасте", посвященная мнемоническим приемам, которые могут использовать пожилые люди, чтобы вести более полную жизнь. Неужели для русских людей это неактуально? Так зачем же так сурово про "завлекаловки"?

Я так серьезно остановился на предисловии только потому, что оно хорошо характеризует автора и ее подход к теме. Основное, что вырисовывается - большое желание продать свою книгу (что вполне понятно и непредосудительно) и недобросовестность в подходе к фактам и конкурентам (а вот это уже плохо). Дело в том, что вся книга подтверждает то, что уже проявилось во введении. К сожалению, практически все хорошее, обещанное в предисловии, оказывается неправдой. Вопреки обещанию "не лить воду", автор щедро сдабривает книгу этой самой "водой"! 

К "воде" можно смело отнести все теоретические изыски по поводу механизмов памяти. Дело в том, что исчерпывающим образом механизмы памяти не описаны до сих пор, и вряд ли будут описаны в обозримом будущем, так как работа мозга весьма сложна и труднопостижима для современных методов исследования. Автор прозрачно намекала на то, что ее описания этих механизмов более точные и "продвинутые" по сравнению с конкурентами. Это могло бы оказаться справедливым в том случае, если бы автор черпала теоретические сведения из последних трудов по неврологии и нейропсихологии. Но, к сожалению, все, что написано в книге о работе мозга, почерпнуто, видимо, из школьных учебников. Хотя, может быть, для "рядового потребителя" этого и достаточно...

Мифом оказывается также и заявление об "описании сущности" приемов развития памяти. Никакой особенной "сущности" из прочитанного текста извлечь не удается - приемы как приемы, такие же, как и везде, в любой другой книге. Действительно, приемов для развития памяти существует много. Также много можно предложить различных мнемонических трюков. Для неглупого читателя не составит труда проанализировать эти приемы и трюки, понять, чему они служат, и найти какие-то свои варианты. Но ведь это же заслуга не автора, а упомянутого читателя. Изюминкой данной работы могло бы оказаться описание каких-то специфических "разведческих" приемов, но их там просто нет.

Вообще, возникает одна вполне здравая мысль. По всей видимости, таких специфических приемов просто нет. Мнемоника существует уже многие столетия, она достаточно прозрачна, ее "секреты" известны каждому, кто захочет поинтересоваться. Автор, кстати, это прямо и косвенно подтверждает, ссылаясь на разные давние исторические события и литературные источники. Даже по заказу военных вряд ли ученые способны изобрести что-то кардинально новое. Если говорить о каких-то новейших научных достижениях, речь могла бы идти о применении каких-то ноотропных средств, улучшающих память. Но это уже не имеет отношения ни к мнемонике, ни к "мнемотехнике разведчиков".

Вполне верится в то, что действительно существует методика развития памяти, применяемая разведчиками. Методика в данном случае означает во-первых, набор конкретных разнообразных мнемонических приемов и упражнений, а во-вторых, отработанную систему их изучения, тренировки и применения. То есть, проходя эту программу, человек изучает эти приемы, отрабатывает их в различных ситуациях, тренируется, а в конце, возможно, сдает экзамен, который наглядно демонстрирует какие объемы информации человек способен запоминать и безошибочно воспроизводить. Становится виден прогресс способности к запоминанию, а заодно и профпригодность кандидата в разведчики. Если вы захотите поискать хотя бы элементы такой методики в книге М.П.Зяблинцевой, лучше этого не делайте - зря потратите время.

Вообще, тема разведки и разведчиков в книге присутствует, в этом автор не слукавила. В тексте довольно часто встречаются врезки под заголовком "Совершенно секретно", где описываются различные любопытные факты из истории разведки, объясняются некоторые термины и т.п., видимо для того, чтобы читатель совсем уж не заскучал. Естественно, эти факты являются общедоступными и практически общеизвестными (а если и не общеизвестными, то только потому, что далеко не каждого жителя нашей страны интересует деятельность разведки и ее история). Так что ничего "совершенно секретного" в этих врезках не сообщается.

Что еще хорошего в книге - горстка  забавных фактов, предложенных в качестве "материала для запоминания". Как раз эти факты вряд ли могут считаться общеизвестными и многим читателям будут интересны. Использовать эти факты как материал для запоминания особого смысла нет: в силу своей нетривиальности они неплохо запоминаются сами по себе, без специальной тренировки и мнемонических приемов. Если вы нуждаетесь в материале для тренировки памяти, лучше использовать набор слов, не связанных между собой (вот где простор для мнемотехники!) или газеты - быстро прочитываете все статьи, а потом докладываете "экзаменатору" содержание прочитанного как можно точнее и подробнее, а он при этом может проверять вас, задавая вопросы по поводу каких-нибудь деталей.

Кстати, совет из предыдущего абзаца достаточно очевиден сам по себе, чтобы выдавать его за нечто "патентованное" и "используемое сотрудниками спецслужб", хотя несомненно, что в тренировке разведчиков подобные методы используются. Это написано для того, чтобы пояснить основной недостаток рецензируемой книги - она банальна и вторична по самой своей сути, а также не имеет никакого реального отношения к разведчикам. Нас просто попытались обмануть названием-"завлекалкой" (вы, конечно, помните, что буржуи изучают мнемонику, чтобы помнить все, что к делу относится, а мы - чтобы чувствовать себя разведчиками в глубине души :) и горсткой любопытной, но ненужной информации.

И в завершение подытожим достоинства книги. Она действительно предназначена для тренировки памяти и овладения мнемотехникой. В ней собраны приемы, которые проверены практикой и подтвердили свою эффективность. Теоретическая информация доброкачественна, несмотря на упрощенность и заезженность. Факты про разведчиков и "вообще про все" в принципе занимательны. Может быть, самое главное достоинство - книга дешева, так что если вы решили познакомиться с мнемоникой и мнемотехникой и как-то заняться тренировкой памяти, да еще и не хотите сильно тратиться - смело покупайте "Мнемотехники разведчиков" (только лапшу с ушей стряхивайте :). Если же вам хочется чего то более нового, интересного и неординарного - ищите!

 

   Рекомендуемая для посещения ссылка:

http://www.xyligan.ru

   Журнал Хулиган. Можно скачать полные версии номеров в формате PDF со всеми текстами и картинками. Будет полезен для разрыва шаблонов в мышлении.

Ведущий рассылки Андрей Малыгин
Написать ведущему по общим вопросам  amalygin@gmail.com

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.creativ
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное