Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Простые секреты успеха. Деньги, счастье, карьера. Модель PRO в коучинге


Добрый день! Написал большую статью про модель PRO в коучинге. Вначале статья задумывалась для публикации в изданиях, сайтах специализированных на коучинге, консалтинге, может быть терапии. Но по мере написания понял, что эта модель, ее элементы может прекрасно работать и в самокоучинге, самоисследовании, рефлексии себя. Почему бы не поместить статью в рассылку, подумал я и поместил - но первую часть. Если будет интересно, читайте полный вариант на моем блоге. Полный вариант статьи - с вставками цветом, выделяющими лингвистические блоки, относящиеся к состояниям "Проблема", "Решение", "Результат" читайте ЗДЕСЬ.

Модель PRO в коучинге

Часто клиент коуча приходит на сессию с проблемой. Особенно часто это случается, когда клиент приходит к коучу в первый раз и еще не знает: что такое коучинг, какие правила игры, с чем лучше работать в коучинге, а с чем будет полезнее обратиться к психологу или консультанту. Но нередко и опытные клиенты «вываливают» на сессии перед коучем одну-две, а зачастую ворох проблем. В таких случаях, в ходе сессии возникает необходимость перенести разговор из зоны проблем в зону результатов. Или, другими словами, сменить фокус внимания клиента с направления «от» (избавиться от тревог, неуверенности, иной проблемы) на направление «к» (получить повышение на работе, купить дом, словом, достичь цель и получить результат). И часто коуч делает это умело, тактично, не вызывая сопротивления клиента. Но случается так, что в ходе сессии даже опытный коуч «соскальзывает» со своей профессиональной позиции и устремляется в бесперспективное исследование проблемы клиенты. И такое «соскальзывание» в проблему похоже на черную дыру, из которой бывает трудно выбраться.

Практически каждый коуч, имеющий продолжительную практику может вспомнить случаи подобных ошибок, и это нормально – нет тех, кто не ошибается. Ошибки это то, что позволяет расти. Наличие ошибок – это преимущество практикующих коучей: у них есть опыт, как можно легко «увлечься» проблемой клиента и как, иногда одним вопросом, возвращать сессию в русло коучинга. У начинающих коучей такого опыта нет и им трудно распознать такие ситуации, а еще труднее выйти из них достойно.

В коучинг приходят из разных мест: из психологии и психотерапии, тренерства, из бизнеса, из неодолимого желания помогать. Существуют разные школы, использующие различные методы и разные инструменты. По мере приобретения опыта каждый коуч нарабатывает свои собственные приемы, отражающие его опыт жизни и опыт в профессии, его мировоззрение, стиль его школы, сопутствующие знания и навыки. И я думаю, инструменты работы с переводом проблемы, которую загипнотизированный ею клиент приносит на сессию, в то, с чем можно эффективно работать, различаются у каждого коуча. У меня, в частности есть свои находки, но я не останавливаюсь в своих поисках.

И не так давно, результатом моего любопытства стало открытие для себя модели PRO, которая прекрасно работает в коучинге. Авторами модели являются английские терапевты Джеймс Лоули и Пенни Томпкинс. Джеймс Лоули и Пенни Томпкинс использовали в основе своей модели концепцию Чистого языка, разработанную австралийским психотерапевтом Дэвидом Гроувом (на мой взгляд, Дэвид Гроув является Мастером уровня Берта Хеллленгера).

Чистый язык – это набор особым образом составленных вопросов, в которых максимально сведено на «нет» использование специалистом собственных метафор, гипотез, мнений и оценок (независимо от того, с каким намерением он хотел бы это сделать). Хотя Чистый язык изначально был разработан для терапевтической работы, он успешно используется другими специалистами различных помогающих профессий, в частности коучами.

Интересующихся Чистым языком отсылаю к книге Джеймс Лоули и Пенни Томпкинс «Metaphors in Mind: Transformation through Symbolic Modelling».

Читать далее....


В избранное