Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии и базовые принципы организации внутрисемейной жизни. Как демонстрируют проведенные в России и на Западе исследования, практически всегда, когда опыт жизни подростка в семье связан с насилием, эти уроки отличаются жестокостью.
Известно, что наиболее острая проблема, достаточно часто встречающаяся в отношениях в российской семье, — это насилие. Его масштабы заставляют рассматривать насилие в близких отношениях как серьезную социальную проблему. По данным исследований, проводившихся в Барнауле и Ижевске, более 50 % опрошенных подростков заявили о том, что знают одну или несколько ситуаций насилия в семьях знакомых. Согласно некоторым данным, у российской женщины вероятность быть убитой своим мужем или
партнером в два с половиной раза выше, чем у американки, и в пять раз выше, чем у жительницы Западной Европы. Это не удивительно: в России примерно каждая третья женщина страдает от физического насилия со стороны мужа.
Насилие в семье — не абстрактное понятие для самих подростков. К сожалению, на сегодняшний деньнет комплексных отечественных исследований, посвященных данной проблеме напрямую. Тем не менее, примерный масштаб насилия в семье в отношении подростков можно попытаться определить с помощью некоторых более общих исследований и полупрофессиональных опросов. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье;
согласно опросу школьников, проведенному в крупном российском городе, более 40 % опрошенных учащихся 8-11-х классов признались, что они являются жертвами насилия в семье. Некоторые приблизительные цифры может предоставить и статистическая база данных по беспризорным детям. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила
сложная ситуация в семье: алкоголизм и домашнее насилие .
Однако, прежде чем двигаться дальше, необходимо сначала прояснить один важный концептуальный момент: о чем мы говорим, когда говорим об опыте подростка, связанном с насилием в семье? Для ответа на этот кажущийся легким вопроснеобходимо определиться с терминами. В имеющих сравнительно долгую историю западных исследованиях, посвященных детям и подросткам, живущим в ситуации домашнего насилия, прослеживаются некоторые изменениях в терминологии,которой пользуются для описания данной проблемы. Эти изменения носят не просто лингвистический характер, в их основе — изменения в идеологических подходах к самому принципу рассмотрения данной проблемы. Изменение терминологии продиктовано, в первую очередь, желанием наиболее четко представить опыт ребенка как процесс, который может включать в себя разные аспекты. Широко использующиеся прежде определения детей и подростков как «свидетелей насилия» или «молчаливых свидетелей» в последнее
время уступили место таким терминам как «подверженный домашнему насилию», «испытывающий домашнее насилие» и «живущий в ситуации с домашним насилием».
Как мы видим, динамика терминологических изменений отражает новое понимание данной проблемы. От обозначения ребенка как «молчаливого свидетеля» — термина, который в определенной мере выносит ребенка за ситуацию насилия и ставит его в позицию пассивного наблюдателя, — исследователи перешли к определениям, позволяющим отразить опыт детей как субъектов, включенных в ситуацию насилия в семье. Другими словами, дети, находящиеся в силовом поле домашнего насилия, являются активными
участниками данного конкретного сценария независимо от их формального статуса жертвы или «просто» свидетеля; они самым непосредственным образом вовлечены в динамику насильственных отношений и являются ее прямыми участниками. В данной ситуации они создают свои собственные стратегии сопротивления и адаптации, которые ложатся в основу их практики выживания.
Можно выделить три основных типа вовлеченности детей и подростков в ситуацию домашнего насилия. Необходимо заметить, что данные типы могут присутствовать в каждой конкретной ситуации как по одиночке, так и вместе.
Первый тип — это непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных действий. Данный тип включает в себя акты физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти.
Следует сразу заметить, что жестокое обращение с ребенком — огромный проблемный материк, и полный анализ всех его параметров займет немало времени и места. В данном случае мы ограничиваемся лишь рассмотрением одной части проблемы насилия над ребенком — той, которая соседствует с актами насилия одного взрослого члена семьи по отношению к другому. Данные западных исследований — о российских говорить сложно, так как их попросту нет — предоставляют довольно запутанную картину взаимосвязи
между этими двумя проблемами: жестоким обращением с ребенком и насилием мужа по отношению к жене. С одной стороны, исследования демонстрируют, что семейная жестокость по отношению к детям вовсе не предполагает обязательного наличия насилия мужей по отношению к женам. С другой стороны, если в семье имеют место акты агрессии отца по отношению к матери, то насилие по отношению к ребенку здесь присутствует автоматически. Агрессия по отношению к жене создает своеобразный контекст для отношений между всеми
членами семьи, на фоне которого особо ярко проявляется и жестокость отца по отношению к ребенку.
При этом, чем более жестокие виды насилия применяются к жене, тем с большей жестокостью отец обращается и с ребенком. Как демонстрирует исследование, проведенное в одном из американских убежищ для жертв домашнего насилия, 70 % детей, живущих в ситуации семейного насилия, также были жертвами агрессивных действий со стороны отца (отчима), при этом примерно половина из них стали жертвами физического или сексуального насилия; 5 % этих детей в результате подобных насильственных действийбыли госпитализированы. Согласно исследованиям, проведенным австралийскими учеными, примерно каждый третий ребенок избивается отцом, когда он пытается остановить избиения матери. При этом, девочки гораздо чаще, чем мальчики становятся жертвами агрессивного поведения отца. Также для девочек из семей, во главе которых находится отец-обидчик, риск подвергнуться сексуальному насилию с его стороны почти в семь раз выше, чем для их ровесниц из семей, где нет насилия.
Известно, что насилие оказывает множественное негативное воздействие на ребенка, становясь причиной травматического опыта, переживаемого им. Это выражается как в физических повреждениях, так и во вреде, который наносится его психическому здоровью. Результатом насилия могут стать серьезные физические травмы (ушибы, сотрясения мозга, переломы и т. п.), повреждения внутренних органов, развитие или обострение хронических заболеваний, нарушение физического развития. Зачастую насилие
представляет непосредственную угрозу его жизни: из ста случаев физического насилия над детьми примерно один-два заканчиваются смертью жертвы.
Второй тип вовлеченности, который во многом смыкается с первым, — это непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой одну из тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данный тип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детей обидчиком для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип может включать в себя эпизоды физического и (или) сексуального насилия над детьми, при этом основная
цель актов насилия здесь — не ребенок, но его мать. К насилию по отношению к ребенку обидчики прибегают с целью подчинения основной жертвы, ее устрашения и установления над ней полного контроля. Этот тип вовлеченности также включает в себя использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьбу за родительские права с использованием манипуляции над детьми и т. п.
Третий тип вовлеченности подростков в ситуацию домашнего насилия можно обозначить как опосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что домашнее насилие наносит ущерб ребенку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны отца, но даже когда он просто наблюдает за его жестокостью по
отношению к матери. Как свидетельствуют западные специалисты, психологическая травма, которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы практически такие же. Детям - «просто» свидетелям домашнего насилия наносится огромная психологическая травма, которая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
Для желающих получить конкретную помощь
·Опишите подробно проблему
После вашего письма я смогу сделать анализ ситуации и приступить собственно к помощи
·Вариантом помощи могут быть несколько платных консультаций либо по e-mail либо on-line на ваше усмотрение.
·Другой вариант работы - платный дистанционный курс "12 уроков жесткой любви", это виртуальный тренинг преодоления созависимости.
·Самый сложный, но наиболее действенный вариант - пройти очный тренинг "Самозащиты женщины". Сложный - потому что надо выяснить, где он состоится в ближайшем от вас населенном пункте, либо организовать его в своем городе, пригласив тренера. Заинтересованные могут написать письмо, я вышлю программу.
·Планируется on-lineсеминар для читателей рассылки.Он состоится при наборе определенного количества участников.
Выбирайте, пожалуйста, что подходит вам.
Для желающих написать мне письмо
Я оставляю за собой право опубликовать любую часть вашего письма, если запрета на публикацию нет.
Вы можете предложить тему, которую хотели бы видеть в следующем выпуске рассылки.
Настоятельно рекомендуюподписываться каким-нибудь именем, т.к. мне сложно отвечать в пустоту.
Если вы боитесь "пауков", которые собирают адреса и рассылают спам, символ "@" в вашем e-mail можно заменить на "*", "#" или просто "(собака)".
автор рассылки: Сарьяна Пономарева психолог mailto:lacerta6@mail.ru