Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки жесткой любви

  Все выпуски  

Уроки жесткой любви Как культивируется насилие


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Пономарева Сарьяна Консалтинговый бизнес в Интернет
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Как же культивируется насилие?

Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они вы­деляют, зачастую неосознанно, основные сценарии и базовые принципы организации внутрисемейной жизни. Как демонстри­руют проведенные в России и на Западе исследования, практически всегда, когда опыт жизни подростка в семье связан с насилием, эти уроки отличаются жестокостью.

Известно, что наиболее острая проблема, достаточно часто встречающаяся в отношениях в российской семье, — это наси­лие. Его масштабы заставляют рассматривать насилие в близких отношениях как серьезную социальную проблему. По данным исследований, проводившихся в Барнауле и Ижев­ске, более 50 % опрошенных подростков заявили о том, что знают одну или несколько ситуаций насилия в семьях знакомых. Со­гласно некоторым данным, у российской женщины вероятность быть убитой своим мужем или партнером в два с половиной раза выше, чем у американки, и в пять раз выше, чем у жительни­цы Западной Европы. Это не удивительно: в России примерно каждая третья женщина страдает от физического насилия со сто­роны мужа.

Насилие в семье — не абстрактное понятие для самих под­ростков. К сожалению, на сегодняшний день  нет комплексных отечественных исследований, посвя­щенных данной проблеме напрямую. Тем не менее, примерный масштаб насилия в семье в отношении подростков можно по­пытаться определить с помощью некоторых более общих ис­следований и полупрофессиональных опросов. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегод­но гибнут от насилия в семье; согласно опросу школьников, проведенному в крупном российском городе, более 40 % опрошенных учащихся 8-11-х классов признались, что они являются жертвами насилия в семье. Некоторые приблизительные цифры может предоставить и статистическая база данных по беспризорным детям. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных де­тей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынуди­ла сложная ситуация в семье: алкоголизм и домашнее насилие .

Однако, прежде чем двигаться дальше, необходимо сначала про­яснить один важный концептуальный момент: о чем мы гово­рим, когда говорим об опыте подростка, связанном с насилием в семье? Для ответа на этот кажущийся легким вопрос  не­обходимо определиться с терминами. В имеющих сравнительно долгую историю западных исследованиях, посвященных детям и подросткам, живущим в ситуации домашнего насилия, про­слеживаются некоторые изменениях в терминологии,  которой пользуются для описания данной про­блемы. Эти изменения носят не просто лингвистический ха­рактер, в их основе — изменения в идеологических подходах к самому принципу рассмотрения данной проблемы. Изменение терминологии продиктовано, в первую очередь, желанием наибо­лее четко представить опыт ребенка как процесс, который может включать в себя разные аспекты. Широко использующиеся прежде определения детей и подростков как «свидетелей наси­лия» или «молчаливых свидетелей» в последнее время уступили место таким терминам как «подверженный домашнему насилию», «испытывающий домашнее насилие» и «живущий в ситуации с до­машним насилием».

Как мы видим, динамика терминологических изменений отражает новое понимание данной проблемы. От обо­значения ребенка как «молчаливого свидетеля» — термина, кото­рый в определенной мере выносит ребенка за ситуацию насилия и ставит его в позицию пассивного наблюдателя, — исследовате­ли перешли к определениям, позволяющим отразить опыт детей как субъектов, включенных в ситуацию насилия в семье. Другими словами, дети, находящиеся в силовом поле домашнего насилия, являются активными участниками данного конкретного сцена­рия независимо от их формального статуса жертвы или «просто» свидетеля; они самым непосредственным образом вовлечены в динамику насильственных отношений и являются ее прямыми участниками. В данной ситуации они создают свои собственные стратегии сопротивления и адаптации, которые ложатся в основу их практики выживания.

Можно выделить три основных типа вовлеченности детей и подростков в ситуацию домашнего насилия. Необходимо за­метить, что данные типы могут присутствовать в каждой кон­кретной ситуации как по одиночке, так и вместе.

Первый тип — это непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессив­ных действий. Данный тип включает в себя акты физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти.

Следует сразу заметить, что жестокое обращение с ребен­ком — огромный проблемный материк, и полный анализ всех его параметров займет немало времени и места. В данном случае мы ограничиваемся лишь рассмотрением одной части проблемы насилия над ребенком — той, которая соседствует с актами насилия одного взрослого члена семьи по отноше­нию к другому. Данные западных исследований — о россий­ских говорить сложно, так как их попросту нет — предоставляют довольно запутанную картину взаимосвязи между этими двумя проблемами: жестоким обращением с ребенком и насилием мужа по отношению к жене. С одной стороны, исследования демон­стрируют, что семейная жестокость по отношению к детям вовсе не предполагает обязательного наличия насилия мужей по от­ношению к женам. С другой стороны, если в семье имеют место акты агрессии отца по отношению к матери, то насилие по отношению к ребенку здесь присутствует автоматически. Агрессия по отношению к жене создает своеобразный контекст для отношений между всеми членами семьи, на фоне которо­го особо ярко проявляется и жестокость отца по отношению к ребенку.

При этом, чем более жестокие виды насилия применя­ются к жене, тем с большей жестокостью отец обращается и с ребенком. Как демонстрирует исследование, проведенное в одном из американских убежищ для жертв домашнего насилия, 70 % детей, живущих в ситуации семейного насилия, также были жертвами агрессивных действий со стороны отца (отчима), при этом примерно половина из них стали жертвами физического или сексуального насилия; 5 % этих детей в результате подобных насильственных действий  были  госпитализированы. Согласно ис­следованиям, проведенным австралийскими учеными, примерно каждый третий ребенок избивается отцом, когда он пытается остановить избиения матери. При этом, девочки гораздо ча­ще, чем мальчики становятся жертвами агрессивного поведения отца. Также для девочек из семей, во главе которых находится отец-обидчик, риск подвергнуться сексуальному насилию с его стороны почти в семь раз выше, чем для их ровесниц из семей, где нет насилия.

Известно, что насилие оказывает множественное негативное воздействие на ребенка, становясь причиной травматического опыта, переживаемого им. Это выражается как в физических повреждениях, так и во вреде, который наносится его психи­ческому здоровью. Результатом насилия могут стать серьезные физические травмы (ушибы, сотрясения мозга, переломы и т. п.), повреждения внутренних органов, развитие или обострение хро­нических заболеваний, нарушение физического развития. Зача­стую насилие представляет непосредственную угрозу его жизни: из ста случаев физического насилия над детьми примерно один-два заканчиваются смертью жертвы.

Второй тип вовлеченности, который во многом смыкает­ся с первым, — это непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой одну из тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данный тип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детей обидчиком для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип может включать в себя эпизо­ды физического и (или) сексуального насилия над детьми, при этом основная цель актов насилия здесь — не ребенок, но его мать. К насилию по отношению к ребенку обидчики прибегают с целью подчинения основной жертвы, ее устрашения и уста­новления над ней полного контроля. Этот тип вовлеченности также включает в себя использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологичес­кое насилие над взрослой жертвой, борьбу за родительские права с использованием манипуляции над детьми и т. п.

Третий тип вовлеченности подростков в ситуацию домашне­го насилия можно обозначить как опосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присут­ствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что до­машнее насилие наносит ущерб ребенку не только тогда, ко­гда он является непосредственным объектом насилия со сто­роны отца, но даже когда он просто наблюдает за его жесто­костью по отношению к матери. Как свидетельствуют запад­ные специалисты, психологическая травма, которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую име­ют дети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы прак­тически такие же. Детям - «просто» свидетелям домашне­го насилия наносится огромная психологическая травма, ко­торая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.

Для желающих получить конкретную помощь


 

·                    Опишите подробно проблему

После вашего письма я смогу сделать анализ ситуации и приступить собственно к помощи

·                    Вариантом помощи могут быть несколько платных консультаций либо по e-mail либо on-line на ваше усмотрение.

·                    Другой вариант работы - платный дистанционный курс "12 уроков жесткой любви", это виртуальный тренинг преодоления созависимости.

·                    Самый сложный, но наиболее действенный вариант - пройти очный тренинг  "Самозащиты женщины". Сложный - потому что надо выяснить, где он состоится в ближайшем от вас населенном пункте, либо организовать его в своем городе, пригласив тренера. Заинтересованные могут написать письмо, я вышлю программу.

·                    Планируется on-line семинар для читателей рассылки.  Он состоится при наборе определенного количества участников.

Выбирайте, пожалуйста, что подходит вам.

 


Для желающих написать мне письмо


  • Я оставляю за собой право опубликовать любую часть вашего письма, если запрета на публикацию нет. 
  • Вы можете предложить тему, которую хотели бы видеть в следующем выпуске рассылки.
  • Настоятельно рекомендую  подписываться каким-нибудь именем, т.к. мне сложно отвечать в пустоту.
  • Если вы боитесь "пауков", которые собирают адреса и рассылают спам, символ "@" в вашем e-mail можно заменить на "*", "#" или просто "(собака)".

автор рассылки: Сарьяна Пономарева
психолог
mailto:
lacerta6@mail.ru

 

 


В избранное