Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Коучинг: технологии достижения целей Антикризис!!!


Привет!

Решил внести свой вклад в борьбу с кризисом и написал книгу "Кризис и стресс. Пособие по приручению".

Приглашаю в блог книги http://blogs.mail.ru/community/stress/ , где имеются фрагменты и возможность задать мне вопросы в оперативном режиме, т.к. я бываю в блоге регулярно.

14 февраля в 18.00 в МДК на Новом Арбате пройдет презентация книги - приходите!!!

Публикую фрагмент книги "Кризис и стресс. Пособие по приручению":

Внешние стрессоры и выработка защитных механизмов

Ч.:

И все же не всегда помогает взятие ответственности на себя за свой стресс. Ведь у каждого, наверное, есть в окружении люди, которые «помогают» нам не забывать о том, что такое стресс и не дают нам расслабиться…

Согласен, практически у каждого есть враги, которые просто обязаны делать все, чтобы жизнь нам медом не казалась. Хотя врагов наших лучше считать учителями, дающими уроки жизни.

Но есть еще и стрессогенные друзья. А вот с ними посложнее. Их «благовидная роль» порой незаметна… Но в итоге мы чувствуем стресс от общения с ними. Они «щедро делятся» с нами своим негативом. Они высасывают нашу энергетику, оставляя внутри пустоту, заставляют вспоминать о том, чего нам помнить не хотелось бы.

Ч.:

И как быть в таких случаях?

Нужно создать свой антистрессовый панцирь, состоящий из самопринятия, самоуважения и самодостаточности.

Нужно выявить в своем окружении стрессогенных личностей и… отпустить их… из своей жизни…

Как-то скорпион со смертоносным ядом в жале и с душой, склонной к подлости, отправился в путешествие. Потихоньку он дополз до берега широкой реки и застыл на месте: и перейти реку не может, и возвращаться назад далеко.

Черепаха заметила его состояние, сжалилась над ним, посадила его на свою спину, бросилась в воду и поплыла к другому берегу. В это время она услышала какой-то звук: похоже, что скорпион чем-то бьет ее по спине. Она спросила:

— Что это за звук?

— Это мое жало, — ответил скорпион, — которым я пытаюсь ужалить тебя в спину. Хотя и знаю, что у меня ничего не получится, однако я ничего не могу поделать со своей натурой.

Черепаха сказала про себя: «Нет ничего лучше, как это злонамеренное существо освободить от его скверного характера и тем самым оградить добрые создания от его ядовитого жала«.

И она нырнула в воду, а скорпиона смыла волна, и как будто его никогда и не было…

Курс на верную установку

Ч.:

— Как и зачем «зачищать» свое окружение — понятно. Но что делать со своими мыслями и желаниями, которые вызывают стрессы?

В основе наших мыслей, желаний и действий, которые вызываются стрессами (а иногда и сами вызывают стресс), лежат установки, убеждения.

И поскольку эта тема достаточно важная, мы остановимся на этом подробно и структурировано.

Итак, УБЕЖДЕНИЯ — это тесно взаимосвязанные обобщения относительно:

1)                 причинно-следственной связи;

2)                 значения;

3)                 границ (ограничений):

a.                   окружающего мира;

b.                   нашего поведения;

c.                   наших возможностей;

d.                   нашей идентификации.

Убеждения бывают мотивирующими и ограничивающими. И, учитывая  тематику книги, замечу, что стрессогенными являются и те, и другие. Но если мотивирующие убеждения можно считать энергетизирующими, побуждающими к развитию, то ограничивающие приводят к утрате энергии, энергетическому самоедству, переводу нашего энергетического цикла на подпитывание и поддержание этого ограничивающего убеждения.

Ограничивающие убеждения сводятся к следующим видам:

Бессмысленность — невозможно понять и оценить поступающую информацию о смысле, причине и цели. Не знаю ДЛЯ ЧЕГО (блокировка мотивации)!

«Зачем все это? Какой в этом смысл?»

Безнадежность: желанная цель недостижима, вне зависимости от моих возможностей — это не возможно (блокировка действий). Не знаю КАК!

«Не верю, что это в принципе возможно!», «Что бы я ни делал, все равно. Я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва».

Беспомощность: желаемая цель достижима, но я не способен достичь ее (блокировка навыков и способностей). Знаю КАК, но не смогу!

«Может это и возможно, но не с моими талантами». «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого».

Никчемность: я не достоин, не заслуживаю желаемой цели из-за собственных качеств, «плохого» поведения в прошлом (занижение самоидентификации). Знаю КАК, но не достоин!

«Это возможно, я на это способен, но я пустышка, лишний человек. Я никому не нужен. Я не достоин счастья и здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю презрение, боль и муки, которые испытываю».

Отсутствие ожидания результата приводит к Безнадежности, человек сдается, наступает апатия.

Отсутствие ожидания самоэффективности приводит к неадекватности, Беспомощности.

А если возникает Никчемность — это значит, наступила полная негативная самоидентификация: «Я — никто, я не заслуживаю успеха, счастья! Если я получу то, чего хочу, я потеряю что-то более важное, потом случится что-то ужасное!».

Представьте, что вы стоите на лестнице из 10 ступенек, самая верхняя ступенька – состояние абсолютного Счастья, самая нижняя – несчастье, полная «безнадега» и депрессия. На какой ступеньке вы сейчас себя ощущаете?

Изменение негативных установок

Ч.:

А можно ли менять ограничивающие убеждения, улучшать их и как это сделать?

Конечно можно! Ведь все в наших руках… В каждом негативе есть зерна позитива. Измени установку, себя, свою оценку ситуации, и ты изменишь свои психо-эмоциональные реакции. Превратишь ограниченность убеждения в безграничность. И откроешься миру, впитывая его неиссякаемую энергию.

Безнадежность корректируется надеждой на достижение желаемого состояния, подстройкой к желаемому будущему.

Беспомощность требует действий по созданию уверенности в своих силах, приобретения новых навыков, знаний.

Бессмысленность пробуждает поиск Смысла ближайших или долгосрочных действий.

Никчемность заставляет вырабатывать чувство собственной необходимости и значимости.

Приведу таблицу, в которой структурированы реакции основных психотипов:

Психотипическая реальность

Чувствуют ли они…

Проблема

Логика

Беспомощность.

Бессилие

Тупик.

Препятствие

Сенсорика

Бессмысленность.

Бесцельность

Смятение.

Замешательство

Этика

Бессмысленность.

Незначительность

Нечестность.

Несправедливость.

Предвзятость

Интуиция

Безнадежность.

Бесполезность

Скука.

«Ни одной идеи»

Есть несколько распространенных негативных установок.

Например, установка ВИНЫ внутренне озвучивается как «мое благополучие, мой комфорт \ успех незаслужен, ведь кому-то плохо, а я мало пострадал \ потрудился».

Установка на СТРАДАНИЕ часто до конца не осознается, но выглядит примерно так: «я — страдаю, но при этом получаю психологическую выгоду, вызывая сочувствие, жалость / возвышаюсь в своих глазах или в глазах окружающих, или, наоборот, мучаюсь как все».

Установки можно разделить на два вида:

1. НЕ МЕНЯТЬ, в основе чего лежит пессимизм, желание доказать, что жизнь плоха. И тому ищется подтверждение в жизни своей и окружающих.

2. МЕНЯТЬ, — а здесь вера в лучшее и желание сделать жизнь хорошей. И желание доказать это себе и, возможно, окружающим.

В первом случае цель: вызвать к себе, к своим проблемам сочувствие, жалость, понимание — ОТНОШЕНИЕ других или самого себя к себе.

Во втором цель — сделать ДЕЛО, иной раз, не считаясь с чьим-то мнением.

Какая из этих установок ваша — выберите сами…

— Посоветуй, что делать. Муж не любит мою собаку!

— Ну, у тебя есть выход — отравить...

— Кого?

— Ну, у тебя есть выбор...

Ч.:

А каковы способы изменения ограничивающих убеждений?

Существует алгоритм позитивных изменений, состоящий из пяти этапов:

1)      определение и осознание в негативных состояниях собственных скрытых позитивных намерений;

2)      определение каждого невысказанного или неосознанного допущения или предположения, лежащего в основе убеждения;

3)      расширение восприятия связанных с убеждением причинно-следственных связей или «комплексных эквивалентов»;

4)      получение информации о том, «как это сделать», и создание альтернативных вариантов осуществления позитивного намерения или новой цели для ограничивающего убеждения, если варианты не устраивают;

5)      прояснение или обновление значимых, важных взаимоотношений, которые формулируют наше чувство собственной миссии и значимости, и получение позитивной поддержки на уровне собственной идентификации.

Например, мой клиент Игорь, будучи довольно успешным финансовым топ-менеджером, стал испытывать сильное нежелание продолжать заниматься бизнесом. Утром он заставлял себя ехать на работу «как на каторгу», вечером старался побыстрее уехать оттуда. А в течение дня чувствовал себя жертвой, «вынужденной смириться с обстоятельствами», «каторжанином, обреченно тянущим лямку». Когда мы стали разбираться с причинами этого состояния, то выяснили, что «единственным просветом» в его работе были моменты, когда он по поручению руководства писал статьи в деловые издания и давал комментарии о состоянии рынка.

Я предположил, что, возможно, ему больше подойдет не занятие менеджментом, а исследования, аналитика. Он согласился, что это ему интереснее, но он не знает, как сменить род деятельности — слишком много обязательств, менеджмент — привычнее и прибыльнее. Тем более что он уже как-то пытался это сделать, но у него ничего не получилось…

Мы определили его скрытое позитивное намерение: «перемены — это риск, они могут ухудшить мое положение, поэтому пусть все будет как есть». Допущения и предположения основывались на негативном опыте и неверии в себя. Причинно-следственные связи были таковы: «если уходишь с привычного пути, то можешь остаться на обочине».

И тогда мы приступили к четвертому этапу изменений его ограничивающей установки. Мы нашли альтернативы и «запасные аэродромы» на случай неудачи его новой попытки найти работу, приносящую удовольствие и самореализацию. Это придало ему уверенности. Появилась готовность к риску. Он поверил в себя, в свои способности. И когда он прочувствовал собственную готовность к изменениям, «внешняя среда» отреагировала на это сразу несколькими выгодными и интересными предложениями… Сейчас он является партнером в консалтинговой компании, а его статьи и комментарии охотно публикуют ведущие деловые издания…

Есть еще один способ изменения ограничивающих убеждений — коррекция нашей ролевой идентичности, изменение которой и приводит к замене убеждений. Ведь в каждой роли имеется набор установок, в которых и отражаются наши убеждения. И когда наша роль меняется, вслед за этим проявляются новые и соответственно, исчезают старые иррациональные идеи, составляющие то или иное убеждение.

Именно этот принцип положен в основу авторской модели СК.

Например, мне нередко приходится на коучинге корректировать у клиента не устраивающую его роль Славного малого, который хочет всем понравиться, угодить, завоевать любовь отзывчивостью и добродушием. Что в итоге приводит к восприятию его «слабаком», «тряпкой» и прочими нелицеприятными характеристиками.

Так вот обычно Славного малого желают переменить на роль Героя, у которого другие установки: побеждать, лидировать, завоевывать авторитет смелостью, волей, силой духа… О том, как это происходит, вы прочитаете позже при разборе ситуации моей клиентки Ирины (имена участников и некоторые обстоятельства ситуации в целях соблюдения конфиденциальности, естественно, изменены)…

Замечу, что работа с убеждениями нередко напоминает замкнутый круг: не приняв новую идентичность, человек не может принять новые убеждения, но новые убеждения не появятся, пока человек ощущает себя в старой идентичности.

Распространенная ошибка тех, кто решается сменить (естественно, в лучшую сторону!) свою идентификацию, а значит и социальную роль, в том, что такое решение реализуется лишь наполовину. Мы в голове логически  просчитываем все выгоды и преимущества новой роли и даже представляем, как мы должны действовать. Но! Мы не принимаем эту роль. Не впускаем ее в сердце, в душу. Мы не умеем, не хотим или не знаем способов вживания в новое состояние. Мы не доверяем своему «нутру».

Чапаев поступает в институт и проваливает экзамен. 
- На чем срезался-то, Василий Иванович? 
- На математике. 
- А что так? 
- Да  понимаешь, Петька, спрашивают меня: сколько будет 0.5 плюс 0.5, а

я нутром чую, что литр, а математически выразить не могу!

Но если наша мотивация «не ХОЧУ, а ДОЛЖЕН стать другим», то часто весь энергетический заряд проходит мимо желаний личности, и уходит в долг, — дань социуму. Этот процесс напоминает наполнение дырявого сосуда, где в качестве дырки — тот самый долг, обязательства.

Хотя иногда долг настолько увлекает человека, что становится желанием. И вот тогда это начинает по-настоящему мотивировать, но, увы, это скорее исключение, чем правило…

Желаю ПОЗИТИВА!

С уважением,
Александр Кичаев

В избранное