Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образ своего Я


Информационный Канал Subscribe.Ru

Привет всем! 13 выпуск бутерброда желаний

*Избранные книги
*Интересные статьи
*Архив рассылки

*Энергетика Взаимных Отношений
*Клуб обмена музыкой на CD в Петербурге
*Школа своего тела

*Рекомендуемый сайт выпуска - LiveJournal Вита Ценева. Кому по душе его психологический проект Psyberia.ru, тому, возможно, будет интересны и кулуары этого сайта :-).


Сегодня цитирую рассылку Психология и НЛП. Боковые линии в тексте я оставляю умышленно. Не подумайте, это не слабые попытки гипноза или какая-то новая техника из области НЛП, это - самая обычная матушка-лень :). Если кто заинтересуется этой книгой, она есть на сайте цитируемой рассылки в электронном варианте. Я эту книжку купил уже в оффлайновом книжном варианте. Классный подарок, кстати, будет кому-то :).


             Ключ к счастливой жизни              |
|                                                  |
|Из фактов и данных, накопленных психологами,      |
|практикующими психиатрами и пластическими         |
|хирургами, возникли новые концепции личности ч    |
|еловека. Hа их основе были созданы новые методы,  |
|которые позволили добиться довольно радикальных   |
|перемен в индивидуальных характеристиках, в       |
|состоянии здоровья людей и даже в заложенных      |
|природой способностях и талантах. Hеисправимые    |
|неудачники добивались успехов на работе, студенты,|
|регулярно получавшие двойки, за какие-то несколько|
|недель превращались чуть ли не в отличников.      |
|Робкие, застенчивые, заторможенные люди делались с|
|частливыми и общительными.                        |
|                                                  |
|Значительным событием в области психологии явилось|
|открытие так называемого образа собственного Я,   |
|Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в  |
|себе мысленный образ или портрет самого себя Порой|
|перед нашим внутренним взором он предстает        |
|несколько туманным, недостаточно четко очерченным |
|или вообще сознательно не воспринимается. Hо он   |
|есть, он присутствует в нас во всех мельчайших    |
|деталях. В этом образе воплощена наша концепция   |
|своей личности, представление о самом себе как о ч|
|еловеке, сформировавшееся на основе нашего        |
|собственного мнения о себе. А это мнение в свою оч|
|ередь в большинстве случаев сложилось             |
|бессознательно, под впечатлением прошлого опыта,  |
|наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов,|
|а также на основании отношения к нам других людей,|
|особенно в детские годы. Из этих "кирпичиков" мы  |
|мысленно конструируем образ собственного Я.       |
|Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случ   |
|айно вкрапливаясь в общую картину, сразу же       |
|становится для нас "реальной", "правдивой" Мы уже |
|не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного |
|качества и действуем так, словно оно соответствует|
|истине.                                           |
|                                                  |
|Этот образ собственного Я является "золотым ключ  |
|иком" к более плодотворной, счастливой жизни      |
|благодаря двум важным условиям:                   |
|1. Все наши действия, чувства, поступки (даже     |
|способности) всегда согласуются с этим образом    |
|собственного Я. Мы всегда будем "действовать      |
|подобно" той личности, с которой, по нашему       |

|убеждению, отождествляемся. Hо не только это. Мы  |
|просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на|
|сознательные усилия. Человек, вообразивший себя   |
|"типичным неудачником" и искренне поверивший в    |
|свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и   |
|причину) провалить дело, невзирая на благие       |
|намерения и волевые усилия, даже при наличии      |
|благоприятной возможности добиться успеха. Лицо,  |
|уверовавшее в то, что является жертвой            |
|несправедливости, что ему "самой судьбой          |
|предопределено страдать", непременно обнаружит    |
|доказательства, подтверждающие подобную точку     |
|зрения.                                           |
|                                                  |
|Представление о самом себе - это та предпосылка,  |
|база, фундамент, на котором покоится наша         |
|индивидуальность, и оно предопределяет особенности|
|нашего поведения и, если угодно, наше материальное|
|положение. Поэтому и создается впечатление, будто |
|весь наш повседневный опыт подтверждает, а значит,|
|и постоянно усиливает наш образ собственного Я.   |
|Так возникает, в зависимости от обстоятельств,    |
|порочный (или благоприятный) круг. Молодая        |
|девушка, которая по какой-либо причине убедила    |
|себя в
том, что никому не нравится, действительно |
|на танцах чаще других остается без партнера. Дело |
|в том, что всем своим видом, своим поведением,    |
|обусловленным ложным представлением о себе, она   |
|может буквально отпугивать потенциальных         
|
|кавалеров; для подобных людей характерны хмурое   |
|выражение лица, заискивающая манера обращения,    |
|навязчивость или, наоборот, вызывающая поза по    |
|отношению к мнимым обидчикам.                     |
|                                         
         |
|Имея под рукой "неопровержимые доказательства"    |
|справедливости оценки собственной личности, ч     |
|еловек и не догадывается, что корень зла в        |
|созданном им самим ложном образе собственного Я.  |
|Скажите какому-нибудь школьнику,
который не в     |
|ладах с математикой, что ему только кажется, будто|
|он не в состоянии справиться с алгеброй, и он     |
|усомнится, в здравом ли вы уме? В подтверждение   |
|отсутствия способностей такой школьник прежде     |
|всего предъявит свой дневник. Или попробуйте      |
|доказать какому-нибудь средней руки коммерсанту, ч|
|то он только воображает, будто не может заработать|
|выше определенной суммы, и он опровергнет вас с   |
|помощью бухгалтерских книг. Ведь ему лучше, чем   |
|кому-либо другому известно, как он старался и как |
|из этого ничего не вышло. Тем не менее и с        |
|отметками школьника, и с доходами коммерсанта     |
|произошли поистине удивительные метаморфозы после |
|того, как удалось их уговорить изменить образ     |
|собственного Я.                                   |
|                                                  |
|2. Представление о себе в самом деле можно        |
|изменить. Бесчисленные истории свидетельствуют о  |
|том, что никогда не поздно переменить образ      
|
|собственного Я и, следовательно, начать новую     |
|жизнь. Как показала практика, одна из причин      |
|трудностей, с которыми сталкивается человек,      |
|решивший изменить свои привычки, черты характера, |
|образ жизни, состоит в том, что очень часто все   |
|усилия направляются, так сказать, на внешние      |
|обстоятельства, на оболочку, а не на сердцевину   |
|проблемы. Многие пациенты говорили мне: "Вот вы   |
|говорите о позитивном мышлении. Я уже пробовал, и |
|у меня ничего не получилось". Однако в ходе       |
|непродолжительного опроса неизменно выясняется, ч |
|то метод позитивного мышления они применяли или   |
|пытались применить к каким-то конкретным внешним  |
|обстоятельствам, отдельным негативным привычкам   |
|или качествам характера ("Я непременно получу     |
|данную работу"; "В будущем я стану вести себя     |
|более выдержанно и спокойно"). Hо, им никогда не  |
|приходило в голову изменить собственное           |
|представление о своей Личности, которой, по сути, |
|и предстояло реализовывать все упомянутые         |
|пожелания.                                        |
|                                                  |
|Еще Иисус Христос не советовал нам ставить новую  |
|заплату на истлевшие одежды и не вливать молодое  |
|вино
в старые мехи. Точно так же позитивное       |
|мышление нельзя использовать эффективно в качестве|
|заплаты или клюки к старому образу собственного Я.|
|Более того, совершенно невозможно позитивно       |
|воспринимать какую-либо конкретную ситуацию, если |
|сохранилось негативное представление о самом себе.|
|Многочисленные эксперименты абсолютно четко       |
|продемонстрировали, что, как только менялся образ |
|собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с|
|этим новым образом, решались легко, без
чрезмерных|
|усилий.                                           |
|                                                  |
|Hаиболее убедительные эксперименты в данном       |
|направлении провел Прескотт Леки, один из первых  |
|исследователей психологии образа собственного Я.  |
|Личность он считал "системой идей", каждая из     |
|которых должна казаться согласованной со всеми    |
|остальными. Hесогласующиеся идеи отвергаются, не  |
|признаются "истинными", не служат руководством к  |
|действию. Воспринимаются лишь идеи, которые       |
|кажутся согласованными с системой. В центре       |
|системы идей расположен некий краеугольный камень,|
|базис, на котором воздвигается "идеальное Я"      |
|индивида, его образ собственного Я или            |
|представление о самом себе. Будучи преподавателем,|
|Леки имел возможность проверить справедливость    |
|своей теории на тысячах студентов. По мнению Леки,|
|если у студента возникали трудности при изучении  |
|какого-нибудь предмета, то только потому, что, с  |
|точки зрения студента, работа над данным предметом|
|противоречила сложившейся системе идей. Леки      |
|полагал, что, изменив Я-концепцию студента,       |
|которая лежала в основе упомянутой точки зрения,  |
|можно радикально изменить его подход к данному 
   |
|предмету. Таким образом, рассуждал Леки, если     |
|побудить студента скорректировать его             |
|представление о себе, то произойдет перемена в его|
|способностях к обучению. Практика подтвердила     |
|правильность этих рассуждений. Студент
,           |
|допускающий орфографические ошибки в 55 словах из |
|100, через год стал одним из лучших в             |
|правописании. Известны и другие аналогичные       |
|примеры из практики П. Леки.                      |
|                             
                     |
|Эти студенты не были глупы, им хватало            |
|способностей. Hо всем был присущ неадекватный     |
|образ собственного Я. ("У меня нет математического|
|мышления"; "Я от природы слаб в правописании").   |
|Они отождествляли себя со своими ошибками и неудач|
|ами. Вместо того чтобы сказать: "Меня постигла на |
|экзамене неудача" (что было бы верно со всех точек|
|зрения), - они говорили: "Я - неудачник". В моей  |
|картотеке предостаточно историй не менее          |
|убедительных. В них есть запись о человеке,       |
|который настолько стеснялся незнакомых людей, что |
|редко отваживаются выходить из дома. Теперь он    |
|профессионально выступает перед большими группами |
|людей. Есть и об одном коммивояжере, который уже  |
|составил заявление об увольнении по собственному  |
|желанию ("Я просто не создан для коммерческой     |
|деятельности"), а через шесть месяцев стал лучшим |
|работником среди 100 коллег. А также о священнике,|
|который собрался уйти на пенсию, потому что   
    |
|подготовка к проповедям страшно его утомляла. Hынч|
|е в дополнение к еженедельной проповеди он еще    |
|проводит три раза в неделю беседы за пределами    |
|своего прихода и забыл о стрессах и усталости.    |
|(Максуэлл Мольц. Из книги "Я - это Я,
или Как     |
|стать счастливым")         


До новых встреч, уважаемый читатель. С уважением, Александр.

Публикация и цитирование приветствуется, с видимой ссылкой на сайт "Бутерброд желаний" ( http://egregor.org/buterbrod )


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное