Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воздействие музыки


 

 

Если Вам нравится эта рассылка, поддержите её, отошлите письмо другу.

Рассылки Subscribe.Ru
Будь свободен - стань сверхчеловеком

 

Здравствуйте, друзья!

Как я и обещал в прошлом выпуске, сегодня мы поговорим о «Воздействии музыки на человека». Мне хотелось бы сразу начать эту тему без каких-либо лирических размышлений ;).

Мне кажется, что вы согласитесь с таким утверждением, что как минимум 90% подписчиков рассылки «Будь свободен – стань сверхчеловеком» любят слушать музыку, и это не удивительно ведь музыка оставляет в человеке как физический, так и психологический эффект, в чём-то стимулируя его, а в чём-то «притупляя» его возможности.

Для того чтобы лучше понять, как можно с помощью музыки воздействовать на себя и окружающих, нам необходимо понять, что именно совершает эта загадочная музыка. Когда мы узнаем это, то вне зависимости нашего уровня музыкальности мы сможем изменять нагрузку на свои «каналы звука», или как их ещё называют «звуковые каналы», что абсолютно не имеет ни какого значения. Вернёмся к теме: мы сможем изменять нагрузку на свои «звуковые каналы» с такой же скоростью, например, как переключаем  телевизионные каналы, чтобы найти нужное изображение. В течении нескольких выпусков мы рассмотрим несколько способов терапевтического и «воздейственного» использования музыки.

1) Музыка влияет на дыхание. Как мы уже знаем, наше дыхание ритмично. Если мы не карабкаемся вверх по лестнице и не лежим на животе, то обычно делаем от двадцати пяти до тридцати пяти вдохов в минуту. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки.

Как показывает практика, прослушивание быстрой, громкой музыки после «диеты» из медленной музыки может привести к такому эффекту. «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими, — как-то сказал Ницше. — Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует музыка Вагнера». Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка обычно дают такой эффект.

2) Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и с ритмом дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться. Музыку можно назвать «естественным миротворцем».

Поэзия, которая имеет много родственного с музыкой, также может усиливать сердцебиение, расширять объем легких и напитывать энергией наши органы. Алекс Джек, врач-терапевт и преподаватель Института Куши в городе Бекет, штат Массачусетс, считает, что, подобно Моцарту в мире музыки, Шекспир писал в такой тональности, которая ведет к оптимальному единению духа и тела. В своей книге «Диета для сильного сердца» Джек объясняет, что пентаметрический ямб, который преимущественно использовал Шекспир, «говорит» непосредственно с нашим сердцем. «Такая модель чередующихся ударений имитирует работу человеческого сердца, ритмическое расширение диастолы и сокращение систолы. Если читать такие стихи вслух, то пентаметрический ямб будет точно соответствовать реальной частоте сердцебиений — от 65 до 75 ударов в минуту. Например, когда мать обвиняет Гамлета в сумасшествии, он отвечает ей в манере, которая прекрасно способствует единению формы и содержания: „Мой пульс бьется синхронно с твоими словами и производит целительную музыку“». Подобно музыке Моцарта, люди в различных странах интуитивно одинаково реагируют и на шекспировские пьесы, хотя многие испытывают трудности с английским языком времен Елизаветы.

3) Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций. В исследовании, проведенном в университете штата Колорадо в 1991 году двадцать четыре девушки старших курсов делали физические упражнения руками. Перед ними была поставлена задача время от времени ударять по специальной сигнальной подушечке по команде. Исследователи обнаружили, что, когда девушки координировали свои движения с ритмом музыкального синтезатора, а не со своими внутренними ритмами, упражнение получалось у них гораздо лучше и контроль за их бицепсами и трицепсами был более точным. В аналогичном исследовании семидесяти студентов университета, которые занимались аэробикой, исследователи обнаружили, что музыка помогала им координировать движения. При этом значительно улучшалось настроение. Ритм и точность выполнения движений очень зависят от ритма и темпа музыкального произведения.

В Норвегии в середине 1980-х годов преподаватель Олав Скилле начал использовать музыку в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Он разработал так называемую «музыкальную ванну» — специальную среду, где дети, как в воду, погружались в звук. Ученый сделал вывод, что современные оркестровки, народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряженность и успокаивать детей. Метод Скилле, который получил название «виброакустическая терапия», был использован во многих странах Европы. При исследовании пациентов, страдающих от сильных судорог, исследователи обнаружили, что виброакустические упражнения способствовали большей подвижности спины, рук, бедер и ног пациентов. Как правило, музыка на низких частотах — между 40 и 66 герцами — вызывает резонанс в нижнем отделе спины, бедрах и конечностях. По мере повышения частоты музыкального фрагмента эффекты начинают сильнее ощущаться в верхней части тела (в груди, шее и голове)…

 

На сегодня мне хотелось бы завершить наше знакомство с музыкой, которое мы продолжим уже в следующем номере. До встречи!

 

Если у Вас есть какие-либо вопросы или пожелания, или вы хотите покритиковать мои статьи, то вы можете не стесняться и присылать мне письма на мой e-mail:

neberekutin@mail.ru

 

С уважением, Неберекутин Александр. neberekutin@mail.ru

 

Если Вам нравится эта рассылка, поддержите её, отошлите письмо другу.

Рассылки Subscribe.Ru
Будь свободен - стань сверхчеловеком

 

 

В избранное