Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вам будет легче

  Все выпуски  

Вам будет легче


                                          
ВАМ БУДЕТ ЛЕГЧЕ
 
          
  Со временем беду сменяет радость, как в ободе бегущем спица спицу. (В.Шекспир)

Все, что мы есть - это результат наших мыслей. Будда.

Ответ врача на Ваше письмо о здоровье

Быть добру!

Согревающее твою душу слово



Что же всё-таки важнее — генетика или воспитание (среда обитания) для развития ребёнка?

''Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает''. Эрма Бомбек , американская писательница.

Письмо от от Елены Викторовны Столбовой из города Белово Кемеровской области: " Здравствуйте! Вот о чём хочу вам поведать... Раньше нам говорилось, что неважно в какой семье и от каких родителей родился ребёнок, важно в какой среде он воспитывается... Потом стали уверять что не столь важно, в какой среде он рос, важно — от каких родителей он рождён, важно - какая генетика в нём заложена! Я прожила уже немало лет и так и не нашла точного ответа для себя — что же всё-таки важнее для становления личности — генетика-Природа или среда обитания. Мой жизненный опыт всё-таки подсказывает, шепчет мне на ушко — среда обитания всё таки сильнее генетики. Во всяком случае последние 15-20 лет жизни всё больше и больше склоняют меня к убеждению в том, что семья и окружение могут задавить хорошие задатки... Когда я прохожу рядом со школой и вижу детей, особенно подростков — у меня создаётся устойчивое впечатление — вырастает поколение, с которого содрана оболочка культуры, поколение которому нечего будет передавать следующему поколению... Я не очень путано пытаюсь донести свои мысли? А что по этому поводу думаете вы, доктор Хорошев?".

Письмо из Нижнего Новгорода от Виталия Красноталова: ''Я недавно демобилизовался из армии. Служил на Дальнем Востоке. Очень хочу учиться, и обязательно буду поступать в университет на следующий год. До армии у меня не было такого желания учиться — думал пойти по стопам деда, который был столяром-краснодеревщиком и неплохо обеспечивал свою семью. А вот я, отслужив в армии, совершенно отчётливо понял, что должен получить образование. Не диплом об образовании, а именно настоящее полноценное образование — для того, чтобы закладывать в своих детей (которых у меня пока ещё нет) культуру, интеллект. Всякого насмотрелся, служа в армии. Видел ребят, которые могли устоять против влияния откровенного быдла, а были и такие, которых это быдло ломало, подминало под себя... И всё это зависело от одного лишь — с каким багажом культуры пришёл тот или иной парень в армию... Конечно же важен не только интеллектуальный потенциал... Важно из физическое развитие человека. Но всё-таки интеллект, культура — сильнее и важнее развития мускулов... У нас в бригаде служил парень, призванный из Екатеринбурга, не очень-то развитый в плане физическом. Он поначалу не слишком удивлял и офицеров, и нас — сослуживцев-солдат на турнике, в беге-кроссах... И его поначалу пытались подмять ''старики'' — не очень круто, но хотели заставить его, чтобы он стирал им носки, пришивал пуговицы и подворотнички... А этот парень призвался после третьего курса политеха... Он столько всего знал, он говорил свободно по-английски, он знал много всякого-разного из истории, из географии, а уж в техническом плане он был вне конкуренции. Многие офицеры просили у него совета, просили, чтобы он учил их самих и их детей английскому языку... Вот он-то и стал для меня образцом — именно он, его видение мира, заставило меня изменить мои взгляды на своё будущее и разбудило во мне желание учиться... Я попросту захотел стать таким же как он, этот Алексей — мой сослуживец. Он никому не поддакивал, никому не пытался понравиться — он всегда был самим собой. Это вызывало уважение и удивление. Не только у меня — у всех... Он менял мировосприятие окружающих его людей... Я бы хотел, чтобы у моих будущих детей были такие педагоги, как он. Хотя бы один такой педагог среди всех иных в школе... Хотя бы один такой педагог в школьной среде способен создать из ребёнка, из подростка личность. Я в этом убедился... Ведь солдаты — они мало чем отличаются от подростков. А этот Алексей многих из них, своих сослуживцев смог сделать умнее и лучше... Даже из тех, кто не блистал умом и развитием... Так-то вот...''.

Врач Владимир Степанович Хорошев отвечает: Елена Викторовна, спасибо вам за письмо! И вам, Виталий, тоже спасибо! Ваши письма побуждают думать, анализировать, размышлять... Давайте делать это всем миром — я имею в виду размышлять и анализировать... Нам всем в нашей стране надо учиться думать... Думать о том, как сделать так, чтобы наши дети стали умнее и лучше, чтобы их образ жизни не замыкался на постоянном ношении штанов-треников и курении за мусорными баками... Чтобы наши дети были способны противостоять негативному и более того, не только противостоять, но и нести в умы и души окружающих их людей светлое и доброе...
Елена Викторовна, полностью согласен с вами и с многими другими нашими респондентами в том, что среда и отношения в семье играют решающую роль в становлении ребёнка. Что же нам надо делать для того, чтобы наши дети вырастали достойными людьми, чтобы они не становились средой для подпитки и пополнения для криминальных структур, не становились добычей для наркодилеров. Давайте размышлять вместе...
Как только ребёнок рождается, он становится частью отношений родителей. Желанен ли он, или сразу после рождения стал причиной раздоров. Как часто берут ребёнка на руки, качают ли его, или оставляют без внимания все призывы его, как реагируют на его нужды. Как относятся к тому, что ребёнок болеет, попадает в разные благоприятные и не очень благоприятные ситуации. Как реагируют окружающие ребёнка люди на его улыбку, как относятся к его формирующимся навыкам.
В возрасте около года ребёнок начинает смотреть, как общаются его родители и определять, что такое любовь, радость, ссора... Мало того, ребёнок начинает осмысливать (да-да, именно осмысливать!) - как ему на всё происходящее вокруг него реагировать. Родители дают ему обратную связь о том, что происходит вокруг, где границы, и что делать с окружающим его миром. Ребёнок может переносить кризисы, насилие, пренебрежение. Он учится выбирать для себя способы защиты. Учёные доказали, что у детей до 3-4 лет идёт дополнительное закрытие генов, которые не соответствуют окружающей его среде, которые не задействованы окружающим ребёнка миром.
Далеко не каждый ребёнок, к примеру, перенесший гипоксию в родах (обусловленную, скажем, обвитием пуповиной), страдает нарушением психического развития или аутизмом, не каждая голодающая мать рождает ребёнка с антисоциальными расстройствами. Далеко не каждый случай заболевания гриппом в период беременности приводит к развитию осложнений. Нужны ещё и специфические гены, действие которых будет суммироваться с факторами окружающей среды как паззлы при складывании той или иной картинки. Все эти факторы совершенно индивидуально смешиваются и рождают уникальную личность. Иногда гены пересиливают факторы внешнего влияния, иногда наоборот — внешние факторы оказываются доминирующими и тогда гены подавляются ими. Затем вся эта «перинатальная смесь» попадает в некие условия среды. Часть детей с этим багажом вписываются в общество, а некоторые нет. Даже самая распрекрасная генетика не проявит себя в неблагоприятных условиях и будет подавлена негативным опытом. Дети с великолепными задатками, заложенными в них самой Природой (генетикой), попавшие в ситуацию бедности, недоступности образования, негативного отношения сверстников и учителей, а также любого вида насилия, могут не развить свой интеллектуальный потенциал. И очень часто, к великому сожалению для всех нас — не развивают... И, наоборот, казалось бы самые безнадёжные дети благодаря умному вмешательству взрослых, благодаря любви, специального обучения могут стать блестящими специалистами в той или иной области знания и умения.
И еще один очень важный момент хочется отметить... Часть факторов, которые описаны выше, неподвластны влиянию матери или отца ребёнка. Дети разные, у всех уникальный характер. Просто часть детей попадают в обычный интервал индивидуальных различий в обществе и являются как говорится ''традиционными''. Скорее всего, бОльшая часть родителей во всём мире имеют таких детей, и у них есть готовые рецепты, подсказывающие им, что с этим делать. Родители ''нетрадиционных'' детей, гены и условия развития которых слишком хитро закрутились, не имеют никаких годных рецептов воспитания и, потому нередко испытывают трудности с воспитанием. Они иногда попросту теряются в принятии решения по тому или иному вопросу воспитания, проблеме правильного реагирования на тот или иной поступок своего ребёнка.
Родители с ''нетрадиционными'' детьми часто испытывают, кроме всего прочего, давление общества. В появлении и существовании нетрадиционного ребёнка непременно кто-то или что-то должен быть виноват. И даже если виноват грипп или гипоксия, то это ''мать не уберегла'' или ''не смогла родить нормального хорошего ребёнка''. В этом никто не виноват. Ребёнок всегда рождается уникальным, а задача родителей - научить своего ребёнка укладывать свои способности для лучшей адаптации, создать для своего ребёнка атмосферу любви и приязни, не забывая при этом о формировании границ и автономности во внутреннем мире своего чада. Есть люди, которые полагают, что эти действия унифицируют детей, делают их одинаковыми, подавляют уникальность. Но надо всегда помнить, что каждый ребёнок счастлив своим собственным, своим неповторимым путём... И что ребёнок точно так же может быть уникально несчастлив. И родители могут помочь пойти ему по первому пути. И по второму тоже...
Задумайтесь над этим, дорогие мои друзья!


Ребёнок тогда вырастает нормальным, приёмлемым для общества человеком, когда этому способствует окружение, то есть, среда обитания... И моя уже довольно долгая жизнь ни разу не заставила меня усомниться в этой истине... Именно окружение определяет в самой большей степени судьбу человека. Замечательный американский писатель Роберт Орбен в одной из своих очень популярных книг (а они все у него были очень читаемые, то есть, самые что ни на есть популярные) писал: ''Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество''. Удивительно точно подмечено! Вы, друзья мои, понимаете, конечно же, что речь идёт о том, что формирование личности начинающего свой жизненный путь человека (то есть, ребёнка) зависит от его окружения — семьи, детского сада, школы, дворового ребячьего наполнения (очень важного для формирования интересов ребёнка). И это продолжает оставаться важным и в юности тоже — в армейском коллективе, в колледже, в университете... В этом я тоже не сомневаюсь ни на йоту... Надо быть очень сильным человеком, чтобы противостоять окружению... Для этого человек должен иметь очень прочные связи со своей семьёй. И семья при этом должна быть очень сильной... Такое в нашем обществе встречается не очень часто, прямо скажем... В сильной семье воспитание идёт незаметно — воля сильных и умных родителей не подавляет волю растущего человека, а направляет её... Именно это, скорее всего, имел в виду выдающийся российский писатель Фазиль Искандер, написав эти замечательные слова: ''Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании''. То есть, дети, растущие в сильной семье, как будто бы и не воспитываются вовсе, они как будто бы не нуждаются в воспитании... Но это лишь внешне так выглядит... Так выглядит, скажем, исполнение программы на чемпионате мира по фигурному катанию, когда спортсмен так красиво и легко катается, что зрителям кажется будто бы это ему дано с рождения — такое мастерство... А ведь это не совсем так... Вернее, даже, совсем не так... Он, этот спортсмен-фигурист прошёл через месяцы и годы тренировок, падая на лёд и получая травмы и повреждения, через радость и недовольство тренера, через... Одним словом, всё это нелегко ему далось... Точно так же и с влиянием семьи... Так что, прав Фазиль Искандер, прав этот мудрый писатель — Фазиль Искандер...


Тебе добрые слова незнакомых людей... (и для слепых)

 

      

 
              

В избранное