Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие памяти. НЛП. Психология. Современный подход.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Память. НЛП. Психология.
Современный подход.

7 декабря

Выпуск #012/1

Предыдущие выпуски

 

МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ЦИФР

(окончание)

 

Метод ассоциаций по цвету
(Цветовой метод)

 

Закройте глаза и представьте себе цифру "З". Какого она цвета? Теперь постарайтесь увидеть цвет цифры "9". Получается ли у вас видеть цвет цифры? Является ли этот цвет постоянным?

Некоторые люди отчетливо видят цвета цифр, у других цифры бесцветные, и им нужно много тренироваться для того, чтобы представить цифры в цвете. Среди тех, кто цвета цифр видит, есть те, для которых эти цвета постоянны (для них девятка, например, и сегодня желтая, и через неделю), и те, для которых цвета цифр меняются (в зависимости от времени, настроения и других причин). Конечно, лучше, если вы относитесь к тем, кто видит цвета цифр и у кого они постоянны, но даже если это не так, вы все равно сможете воспользоваться этим методом.

Сейчас попробуйте представить цвета каждой цифры от 0 до 9 и запишите то, что у вас получилось. Если никакого цвета не возникает, или есть цифры с одинаковыми цветами, или если вы чувствуете, что эти цвета случайные, и завтра многие из них изменятся, тогда искусственно придумайте для каждой цифры цвет и запомните их.

Как же запоминать цифры при помощи цветов?

В окружающем нас мире есть немало предметов, имеющих всегда один и тот же цвет (апельсин — оранжевый, огурец — зеленый, сыр — желтый, вата — белая, трава — зеленая, уголь — черный и т.д.) Кроме этого, в сознании каждого человека есть предметы, ассоциирующиеся с определенным цветом, иными словами, этот цвет предмета как бы закреплен в личном опыте человека. Например, долгие годы в моей квартире был телефон оранжевого цвета. Наконец, он отслужил свой век, и каких только телефонов у нас с тех пор не было, но со словом "телефон" у меня по-прежнему ассоциируется только оранжевый цвет. Так же, как со слово "чайник" — с белым цветом, а слово "куртка" — всегда с синим.

При желании вы можете выписать список цветов своих цифр, а напротив каждого цвета написать по нескольку предметов, которые ассоциируются у вас с этими цветами. Хорошо, если в вашем списке будут и ваши личные ассоциации тоже.

Итак, для того, чтобы запоминать цифры при помощи цветового метода вам необходимо делать следующее:

  1. При предъявлении цифры быстро представить или вспомнить ее цвет.

  2. Также быстро припомнить известный вам предмет (или существо) этого цвета.

  3. Из этих предметов, в которые вы перекодировали цифры с помощью цветов, вам, как и раньше, необходимо составить ассоциативный сюжет, не забывая про все правила его построения.

Например, "1" у меня всегда белая, "2" — коричневая, "3" — синяя, "4" — оранжевая, "5" — черная, "6" — красная, "7" — зеленая, "8" — фиолетовая или малиновая, "9" — желтая, "0" — прозрачная. Чтобы запомнить ряд цифр 6275043 7, я составляю следующий сюжет: "Синьор-помидор (6) лез по стволу дерева (ствол дерева для меня всегда коричневый — цифра "2"), но свалился оттуда, упав прямо на лягушку (7). От удара у нее перед глазами возникли черные точки (5). Точки исчезли, только когда она залезла в воду (0). На дне лежал апельсин (4). На апельсине стоял большой синий штамп (3). Когда она прикоснулась к штампу, он вдруг оторвался от апельсина, быстро покатился и затерялся в водорослях (7)".

Вместо метода последовательных ассоциаций можно воспользоваться и методом связанных ассоциаций, таким же образом перекодировав цифры в предметы. Цветовой метод запоминания не очень удобен при запоминании длинных рядов цифр, но вполне эффективен при запоминании 5—12 цифр.

Упражнение №12:  В этом упражнении вам надо запомнить ряд цифр, применяя цветовой метод (а также метод последовательных или связанных ассоциаций, какой вам больше нравится).
9 0 6 8 1 3 0 4 5 7 9 7

 

Метод ассоциация по материалам

(Метод материалов)

 

Этот метод — практически брат-близнец предыдущего. Вся разница в том, что цифру надо ассоциировать не с цветом, а с материалом, Другими словами, вам нужно постараться представить материал, из которого сделана цифра. Людям, имеющим богатое воображение и фантазию, это сделать будет совсем несложно. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабьтесь. Представьте какую-нибудь цифру. Постарайтесь мысленно дотронуться до нее и почувствовать, из какого материала она сделана. Это может быть металл, дерево, картон, стекло, пластмасса, резина, глина, что-то растительное, поролон, ткань, шерсть и т.д. Тем, у кого не получится почувствовать материал цифры, нужно, как и в предыдущем методе, искусственно придумать для каждой цифры материал, из которого она сделана, и запомнить эти соответствия.

Чтобы запоминать цифры, используя метод материалов, надо сначала представлять предметы, сделанные из материалов, с которыми ассоциируются цифры, а затем составлять сюжет из этих предметов.

Перед выполнением следующего упражнения запишите для каждой цифры материал, с которым она ассоциируется, и по 4—5 предметов, соответствующих ей по материалу.

Упражнение №13:  Можете попробовать использовать метод материалов для запоминания следующего ряда цифр:
0 4 7 7 3 2 8 1 6 1 4 5

 

Постарайтесь вспомнить цифры, которые вы запоминали в упражнениях №12 (цветовой метод) и №13. Если вы допускаете ошибки, потренируйтесь еще или используйте другие способы запоминания. 

 

Метод первой буквы

 

Этот метод также похож на предыдущие, но, в отличие от них, в нем не потребуется ничего специально представлять.

У нас есть 10 цифр. Звучание всех их (за исключением двойки и девятки) начинается с разных букв. Один (или Раз), Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь, Девять, Ноль. Букву "Д" оставим для двойки, для единицы воспользуемся буквой "Р" (Раз). Таким образом, для девятки можно использовать любые гласные буквы.

Все, что вам нужно для запоминания ряда цифр, — это придумывать слова, начинающиеся с нужной же буквы, и составлять из них сюжет. Выбираемые слова должны быть яркими, конкретными, такими, чтобы их легко можно было бы представить. Недостаток этого очень простого метода состоит в том, что здесь больше, чем в остальных случаях, надо следить за тем, чтобы эти слова не перепутались при воспроизведении с остальными словами сюжета. Чтобы такого не происходило, надо особо тщательно выделять в сюжете слова, которые у вас являются кодами цифр, делать их главными героями, применять по отношению к этим словам метод соощущения, а также стараться использовать в качестве вспомогательных слов при построении сюжета слова нейтральные, не вызывающие ярких образов.

Как и в предыдущих методах, вместо составления цепочки ассоциаций вы можете воспользоваться методом связанных ассоциаций. А используя метод связанных ассоциаций, вы можете, как в Упражнении №10б, связывать с каждым элементом усвоенного списка сразу две цифры.

Этот способ очень прост в применении и отлично подойдет для тех, у кого представления и перевоплощения вызывают существенные трудности. Об очень похожем на этот способ, но значительно более усовершенствованном методе (или даже системе) запоминания вы узнаете в дальнейшем (Цифро-буквенный код).

 

Упражнение №14:  Запомните следующий ряд цифр методом первой буквы.

2 5 4 8 0 6 1 4 2 0 7 5 9 9 3


Система Shedd (Шед)

 

Небольшое количество цифр, например, при запоминании исторических дат, можно запомнить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 375, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 3-х букв, второе — из 7-ми, а третье слово — из 9-ти букв. (Ноль в этой системе соответствует слову из 10 букв.)

Эта система, на мой взгляд, малоэффективна, поскольку, решив реально заучить этим способом ряд цифр, вы столкнетесь с проблемой выбора из множества удовлетворяющих количеству букв слов того единственного, которое вы включите в составляемую фразу. Проблема возрастает с увеличением количества элементов в запоминаемом числе. Однако при некоторой тренировке и при условии, что вы являетесь человеком, который очень любит широкий выбор, а главное, который обычно очень быстро принимает решения, эта система сможет вам существенно помочь при запоминании цифр.

Вторым большим недостатком этой системы является то, что сама фраза может получиться такой "корявой", что потребуются некоторые усилия для ее запоминания (хотя слова все же легче запоминать, чем цифры, в силу большей абстракции последних).

Эффективность система Shedd значительно возрастает, когда нужно запомнить цифры, относящиеся к узко определенной теме, например, как я уже упоминал, исторические даты. В этом случае сужается круг поиска соответствующих слов, а следовательно, уменьшается затрачиваемое время.

Например, запомнить дату рождения Клеопатры— 69 год до н.э. можно, придумав фразу — "царица-красавица" (в слове "царица" — 6 букв, в слове "красавица" — 9).

Спартаковское восстание началось в 74 году до н.э. — вполне подойдут фразы "Спартак (7 букв) убит (4 буквы)" или "Хорошее дело" (задумал Спартак).

Выше перечисленные методы запоминания цифр не исчерпывают все способы их запоминания — их и их сочетаний очень много. У каждого из них есть свои приверженцы и защитники. В разных ситуациях и разным людям подходят разные методы. Чтобы правильно (а не по первому впечатлению) выбрать методы для себя, надо потренироваться запоминать каждым методом, сравнить результаты (количество ошибок, затраченные усилия).

У многих из вас возможно сложится впечатление, что легче и быстрее 4—5 раз повторить про себя ряд цифр или слов, чем трудиться над представлением цифр в виде тех или иных образов, оживлять их, а затем еще составлять сюжет... На самом деле это не так. Во-первых, быстрота приходит с практикой. Конечно, если вы попробуете только один-два раза запомнить, применяя какой-нибудь из вышеописанных методов, а в дальнейшем не будете пытаться их применять, то одно лишь знание о факте их существования ничего не изменит. Для овладения любым новым делом надо поначалу прилагать усилия, будь то новое ремесло, тригонометрия или же новые методы запоминания. Вы помните, как тяжело было сначала применять даже самые простейшие тригонометрические формулы для решения задач? Но в процессе их постоянного использования вы стали замечать, что выбор нужной для решения задачи формулы происходит за доли секунды и применяете вы их автоматически. Применять новые методы запоминания тоже сначала, быть может, будет сложно и непривычно, но потом все окупится сторицей.

Во-вторых, информация, запоминавшаяся с применением различных мнемотехнических средств хранится значительно дольше. При этом вы всегда с легкостью сможете обращаться к уже запомненному материалу, и вам не надо будет снова и снова повторять его. 

В-третьих, после овладения методами эффективного запоминания у вас пропадет страх того, что в экстремальной ситуации вы не сможете запомнить необходимую для вас информацию. Освоенные методы всегда придут к вам на помощь.

Мало кто жалуется на то, что не может что-то запомнить. Чаще люди жалуются на то, что забывают уже запомненное. При этом мало кто отдает себе отчет в том, что когда уже на этапе запоминания было применено какое-нибудь эффективное средство, то на забывание жаловаться не приходится. Вот два примера. Наверное, всем известна фраза для запоминания последовательности цветов спектра: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". В этой фразе первая буква каждого слова является первой буквой в названии цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И наверняка, сколько раз вам приходилось вспоминать спектр, столько раз в вашем сознании непроизвольно всплывала эта фраза, не отнимая при этом много времени, а главное, вспомнив ее, вы были уверены в правильности своего ответа. На самом деле запоминание цветов спектра произошло с применением мнемотехнического средства, только придумали этот сюжет не вы. А как действует!

Другой пример касается географии. Сможете ли вы хотя бы приблизительно нарисовать контур Португалии или Испании? Наверное нет. А контур Апеннинского полуострова (Италии), скорее всего, сможете. Более того, вероятно, это будет чуть ли не единственный контур из всей географической карты (не считая разве что контуров материков), который вы нарисуете более или менее точно. А почему? Потому, что еще в школе вам говорили о том, что он по форме похож на сапог, а вы, глядя на карту, удостоверились в этом сходстве. Пользуясь нашей терминологией — вам помогли установить ассоциативную связь между формой Апеннинского полуострова и формой некоего предмета, в данном случае — формой сапога. Наверняка, задумавшись, вы и сами сможете припомнить примеры из своей жизни, когда благодаря созданной ассоциативной связи (зачастую созданной неосознаваемо) вы помните хорошо какую-то информацию, помните ее уже давно, и она не стирается со временем. Задумайтесь. Вспомнили? А почему бы не поступать так всегда? Ваша задача — научиться строить подобные связи осознанно, по своему желанию. Только применяя осмысленный и творческий подход к запоминанию, можно добиться хороших результатов и сделать так, чтобы запоминание перестало быть для вас проблемой.

 

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И ОБЩЕНИЕ

(продолжение)

 

Жизненные цели

 

Модель жизненной цели, рассмотренная нами ранее, также включает в себя определенные мета-программы. Во многих теориях личности «активисты» (или "деятели") противопоставляются "мечтателям". Кто-то сначала действует, а потом
размышляет (если на это остается время), а кто-то, наоборот. думает, а затем действует (если на это хватит сил). Все это примеры мета-стилей мышления, причем таких стилей существует множество. Один человек, согласно своей жизненной модели, занимает потребительскую позицию (он озабочен только тем, чтобы иметь и приобретать, наибольшее значение для него имеют некие зримые, осязаемые свидетельства его успеха). А другой человек должен узнать обо всем, что касается любого предстоящего ему действия (будь то перемена работы или простая покупка), прежде чем приступить к делу. Третьего больше всего заботят отношения — что подумают окружающие о каком-либо его поступке, как к этому поступку отнесутся дети, начальник, соседи и другие знакомые. А четвертый больше всего печется о своем внутреннем мире, самочувствии и сохранении самоуважения. Делать или знать для такого человека менее важно, чем быть удовлетворенным жизнью, быть счастливым, быть хорошим инженером, отцом или кем-то еще.

Все это (так же как потребность во внешнем признании или ее отсутствие, или же как побудительный мотив "стремиться к ..." или "избегать...") примеры различных перцептивных карт реальности, с которыми мы постоянно сталкиваемся в процессе общения. И, хотя наиболее тесный контакт устанавливается с теми людьми, которые в чем-то похожи на нас, все же не следует недооценивать значение карт реальности, отличных от нашей. Эти карты часто кажутся нам непривычными (даже странными), и все только потому, что они не похожи на нашу собственную. Основные жизненные стратегии — действовать, иметь, знать, относиться и быть — оказывают огромное влияние на наше поведение и взаимоотношения с людьми. Как и все прочие модели НЛП, модель жизненной цели поможет вам лучше понять себя и других, что одинаково необходимо для установления тесного контакта с людьми и получения удовлетворения от общения.

Действовать

Если вашей главной целью было поделиться с собеседником некоторыми своими познаниями, тогда как именно знания  и не представляют для него особой ценности (по крайней мере, сами по себе), то вряд ли вы добьетесь желаемого. И наоборот, разговор, нацеленный на побуждение человека к действию, возможно, даже немедленному и рискованному, окажется вполне уместным, если вы общаетесь с так называемым «деятелем». Неуверенный в себе, постоянно погруженный в размышления человек, скорее всего, с подозрением отнесется к тому, кто готов, не задумываясь, браться за любое дело, и наоборот. Поэтому общение между подобными разными людьми будет напряженным и в высшей степени неэффективным. Но в жизни есть место и «деятелям», и «мыслителям». А также тем, кто знает сильные и слабые стороны первых и вторых, тем, кто общается с ними на особом языке. Как мы уже говорили, ответственность в большей степени лежит на инициаторе общения. В качестве инициатора обычно выступает энергичный деловой человек, ему всегда есть, что сообщить другим. Или, точнее, такому человеку необходимо достичь определенной цели в процессе общения.

Ответственность за успех в общении — не всегда тяжкое бремя. Довольно часто удается ценой сравнительно небольших усилий примирить друг с другом людей, по-разному воспринимающих мир. Ваши старания будут более чем щедро вознаграждены итогом, результатом. Предположим, вы — начальник отдела и перед вами стоит некая задача, для выполнения которой необходимо пополнить свои знания, раздобыть важную информацию. Скорее всего, для этого придется что-то делать: встречаться и беседовать с людьми, бывать в разных местах, делать для себя какие-то заметки, готовить отчеты, выступать с сообщениями, звонить по телефону и т. п. Такое задание наиболее подойдет «деятелю». Ваша же задача состоит в том, чтобы сформулировать задание, используя термины действия. Для этого вам, вероятно, придется немного изменить содержание задачи, но эти изменения будут скорее косметическими. Главное же — это выбор способов общения, те слова, которыми вы будете разъяснять задачу. Так же важны и те мысленные образы, которые при этом должны возникнуть у человека, с которым вы говорите. Если при этом вы еще и умеете определять сенсорные предпочтения людей (см. выпуски №8-9), то в руках у вас окажется мощное орудие управления людьми, с которыми в противном случае вам было бы чрезвычайно трудно договориться.

Иметь

Давайте сначала рассмотрим конкретный пример. Допустим, некая группа занята изучением иностранного языка на вечерних курсах. Один человек будет стремиться закончить курс, другой — получить более глубокие знания. Третьему важнее всего отношение к нему людей, как в группе, так и вне ее. Он мечтает порадовать их и произвести на них впечатление. Четвертый хочет быть переводчиком, потому что стремится быть финансово независимым. Еще для кого-то главным является получение диплома об окончании курсов, и он приложит массу усилий для того, чтобы можно было наконец взять в руки зримый и осязаемый результат своего труда. Таким образом, у всех этих людей есть побудительный мотив, но у каждого из них он соответствует своей мета-программе. Даже если люди заняты в одной сфере деятельности, у них могут быть разные жизненные ценности и убеждения и даже сходные цели они могут формулировать по-разному.

Для человека, ориентированного «иметь», наиболее важны конкретные осязаемые свидетельства его успеха — массивное серебряное пресс-папье на столе, солидное кресло, внушительных размеров кабинет, большая зарплата. Все это имеет для такого человека гораздо большее значение, чем результаты трудов, знания или отношения с людьми (которые он может легко испортить в своем стремлении к обладанию).

Побуждая к действию человека, ориентированного обладать, следует надавить посильнее на своего рода «кнопки» — иметь и обладать. Объясните этому человеку, что он будет иметь в итоге, — это явится для него лучшим стимулом к действию. Примите во внимание особенности его личности и постарайтесь подстроиться к ним. «Добейтесь отчета от Ланы, узнайте мнение Риты по этому вопросу, кратко изложите ваши предложения и передайте проект документа секретарю. Сможете ли вы выполнить все это к пятнице?» Ваша речь должна звучать естественно и быть понятной собеседнику, что поможет вам договориться.

Знать

Некоторым людям необходимо знать, прежде чем что-либо делать или стать обладателем чего-либо. Они прочтут все доступные им рекламные проспекты, прежде чем выберут маршрут путешествия. Они внимательно изучат инструкцию, прежде чем осмелятся включить новый прибор. Люди подобного типа обычно затрачивают много времени на планирование. Они взвешивают все «за» и «против» и собирают информацию по интересующему их вопросу. Не столь важно действие или получение некоего осязаемого результата, если им придется действовать, основываясь на недостаточных знаниях. Возможно, вы узнали кого-нибудь в этом описании (самих себя или кого-то из близких друзей или коллег по работе). Обычно таким людям трудно дается получение конкретного результата. Если целью вашего общения является сообщение некой информации, с человеком рассматриваемого нами типа у вас не будет проблем. Но если вы ставите перед собой цель добиться от него действия и получить осязаемый результат, то вам придется соответственно подстраиваться к собеседнику. В любой поставленной задаче всегда присутствуют элементы знания (так же как и действиям обладания). Вам необходимо выделить эти элементы для того, чтобы с большей выгодой для себя использовать сильные стороны человека, ориентированного на получение знаний, перекинуть мост между вашими индивидуальными картами реальности и установить тесный контакт с собеседником. Человек подобного типа не откажется и от активной деятельности, если нужно будет узнать нечто важное. Кроме того, он будет стремиться к обладанию тем, что он считает необходимым для пополнения своих знаний. "Марк, вам необходимо будет определить (узнать), достаточно ли у нас людей для этой работы. Вы же помните (знаете), что было в прошлый раз. Мы оба должны отчетливо осознавать (знать), что еще может повлиять на ход дела. Я уверен (знаю), вы сделаете все необходимое, примените все ваши знания».

Аналогично, «деятель», возможно, тоже не будет иметь ничего против того, чтобы приобрести знания, необходимые для выполнения того или иного задания. Итак, тот способ общения, который вы используете в каждом конкретном случае, для вас может быть равнозначен выбору между успехом и поражением вашего предприятия.

Относиться

Эта стратегия имеет много общего с потребностью во внешнем признании, о которой мы уже говорили. Здесь главным критерием оценки поведения человека является мнение о нем других людей. Так, например, «обладание» будет важно лишь в том случае, если кто-то (например, сосед) сможет что-либо подумать или сказать об этом «обладании». То же самое относится к «знанию» и «действию» — «действительно ли другие поступают так же?», «что об этом скажут другие?».

Быть

Существует серьезное различие (и не только романтическое) между тем, чтобы хорошо делать свою работу и быть хорошим работником; между тем, чтобы преуспевать в жизни и тем, чтобы быть преуспевающим; между тем, чтобы обладать чем-то, что может сделать вас счастливым, и тем, чтобы быть счастливым. Эти различия основываются на разных представлениях о временной оси, о чем мы уже говорили ранее. Слово «быть» связано преимущественно с настоящим временем, а также с личностным самосознанием и с целями высшего уровня (такими как получать от жизни удовлетворение или реализовать себя), тогда как на более низких уровнях находятся частные, конкретные цели (добиться повышения зарплаты, закончить обучение в вечерней школе). С этой точки зрения человек, контролирующий выполнение проекта, должен стремиться быть контролером, быть в курсе всех событий, быть на шаг впереди других, руководить (быть) всей подготовительной работой, уложиться (быть) во временные рамки и в пределы бюджета. "Скажем прямо, Валерий, мы все будем счастливы, если вам удастся справиться с этой задачей».

Как и в случае с сенсорными предпочтениями, мы выбираем какую-то одну стратегию жизненной цели. Конечно, мы знакомы со всеми ними, но они имеют для нас разную значимость, и одни из них в нашем сознании подчинены другим. Например, мы делаем для того, чтобы иметь или быть; или нам надо знать для того, чтобы налаживать отношения. Общее же правило остается прежним: стратегия, или способ мышления, определяет собою поведение. При этом нельзя забывать, что наши индивидуальные карты реальности могут изменяться, вследствие чего мы начинаем видеть вещи в новом свете.
Наши стратегии могут и должны меняться с течением времени; например, это часто происходит при перемене места жительства, рождении ребенка или после прочтения книги, которая произвела на нас особое впечатление.

 

Ведущий рассылки: Алексей BestNlp@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное