Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! Между любовью и ненавистью: народная стихия против интеллект


 


 Счастье? Сегодня! Обретаем крылья!

Мария Дарская

Выпуск 65

 

Между любовью и ненавистью:

народная стихия против интеллекта

Велика ли чаша человеческого терпения? Способна ли добрейшая душа на злодейство? Может ли интеллигенция, которая сегодня по-прежнему «страшно далека от народа», как декабристы 200 лет назад, хоть немного приблизиться к «сермяжной правде»?

На эти вопросы отвечает в своей черной комедии с забавным названием «Кококо» Авдотья Смирнова. Она и сценарист, и режиссер картины, получившей недавно на «Кинотавре» один из главных призов. Жюри фестиваля отметило наградой за лучшую женскую роль сразу двух исполнительниц главных персонажей – Анну Михалкову и Яну Троянову.

Сразу поясню, смешное название фильма никакого отношения к курицам не имеет: так комично коверкает термин «рококо» провинциалка Вика, которую питерская музейная сотрудница Лиза, изучающая этнографию, с упорством фанатика пытается «окультурить». Для интеллектуалки это своеобразный эксперимент над представительницей народной стихии.

Девушки познакомились в поезде, где обеих обокрали. Поскольку грубоватой жительнице Ёбурга (Екатеринбурга) грозил арест, сердобольная Лиза решила помочь ей и приютила на время. Постепенно возникает странная дружба между женщинами, которые не похожи друг на друга, как небо и земля. Синий чулок и разбитная, сексапильная бестия, утонченная эстетка и воплощение безвкусицы, глубокий ум и примитивность. Что у них общего? Кроме неустроенной личной жизни, это внутренняя доброта и чистота, которые, впрочем, подвергаются суровым испытаниям.

Если Лиза еще смогла простить подруге загубленный рисунок известного мастера, нелепые подарки (красную шубу и трехметровый портрет Петра 1), то наглое вторжение в ее личное пространство становится со временем слишком назойливым. Когда Вика начинает всерьез строить карьерные планы в культурной столице, соблазняет бывшего мужа Лизы (никак не желающего с ней расстаться насовсем), увольняет ее домработницу, ставит в дверь комнаты замок, это уже изрядно подогревает котел внутреннего негодования. Как ни странно, последней каплей в самом прямом смысле стал вычурный фонтан – подарок от подруги, желающей загладить неловкость со своей сексуальной интрижкой.

Когда в финале фильма сама доброта - Лиза, помогающая обездоленным детям и посещающая митинги в защиту Ходорковского, - крадется с подушкой, желая задушить потерявшую чувство меры гостью, мы поначалу не верим глазам своим. Кажется, что Дуня Смирнова просто решила добавить в сценарий побольше «перца». Но дальше никакой чернухи нет: жизнестойкая, как кошка, Вика отделалась испугом и угодила в кутузку после бурной борьбы с Лизой-монстром. А когда к питерской барышне вернулось привычное сострадание, она решила забрать свое заявление и снова уладить дело миром, провинциалка взбунтовалась и попросила никуда ее из-за решетки не выпускать.

Страшное дело – удушающая любовь одинокой женщины, у которой, по словам ее бывшего супруга, чрезмерно развит «комплекс бездетной бабы». Желание помогать всем вдруг оборачивается  стремлением потешить свое эго экспериментами над незрелыми, примитивными душами. До Вики в роли «подопытного» был несчастный алеут, которого Лиза безуспешно лечила от туберкулеза, а он потом неожиданно сбежал. И кто тогда, спрашивается, ужасен? «Пыльная интеллигенция», со скукой в глазах перекладывающая бумажки в музеях и высокомерно считающая простой народ «вторым сортом», быдлом, или грубоватые, но искренние «пролетарии и крестьянки», харизма и жизнелюбие которых порою так очаровывают?

В русской классике немало примеров ярких женских образов «из низов» - Грушенька в «Братьях Карамазовых», Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании», Катюша Маслова в «Воскресении», героини «Тихого Дона» и так далее. Они могут заткнуть за пояс «тургеневских барышень» и рафинированных дворянских красавиц. А уж если вспомнить, кем была царица Екатерина 1 до своего невероятно удачного замужества, то преимущества народной стихии очевидны.

Мне кажется, в шоу-бизнесе сегодня налицо именно эта классическая тенденция торжества яркой сексуальности, душевной простоты вплоть до примитивности и вульгарности. Почему так популярна косноязычная и аляповато одетая няня Вика (вновь имя победительницы!) из ситкома «Моя прекрасная няня»?  Да потому что миллионы женщин в нашей стране, да и в СНГ тоже, говорят: «О, да я ничем не хуже! Я тоже красотка - хоть куда! Я все могу и очарую кого угодно». И понятно, откуда столь бешеная популярность  проектов типа «Дом-2» или «Каникулы в Мексике». Герои реалити-шоу - сплошные Вики и Викторы с непотопляемым характером, готовые драться за свое счастье руками, ногами и зубами. Это победители и борцы по сути своей, способные идти к своим целям напролом…

А что остается интеллигенции? Задушить своих близких любовью и опекой. Пребывать в мечтах и нереализованных планах, пока люди из народа срывают куш и получают от жизни все… Самое интересное, что в картине «Кококо» амбивалентность чувств показана как дуальность жизни: и люблю, и ненавижу, и тиран, и жертва, и счастья желаю, и завидую тому, чего у меня нет.

Из Лизы Пигмалиона не вышло, возможно, потому, что тут нужна мужская рука и искры именно эротического свойства. В финале мы понимаем, что именно «хабалка» и шлюха Виктория выиграла в жестокой игре, сохранив свое достоинство и почти звериное чутье на тонкую грань между добром и злом. А может, нет в этой борьбе победителей вовсе? Горечь одиночества – удел всех, кто застрял в своих иллюзиях и негативных эмоциях…

С любовью, Мария Дарская

PS Если вы хотите научиться легко справляться с любыми эмоциями, приглашаю вас посетить вебинар очень мудрых людей – Елены Ушанковой и Василия Цыганова «Как найти силы для успеха?».

  • Как преодолевать депрессию, когда не получается то, что задумал?

  • Что делать с неурядицами, когда не складываются дела?

  • Как стать хозяином своего возбуждения, ажиотажа, разочарования, бурной радости?

  • Как в любой жизненной ситуации найти силу энергию и вдохновение?

Вы узнаете методы тантрического буддизма, которые позволяют:

  • освободиться от любой негативной эмоции,

  • направить ЭНЕРГИЮ ЭМОЦИИ в любое дело, проект или желание своей жизни.

  • а также и наполнить это самое желание ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ.

Вебинар ведут Елена Ушанкова, психолог-ясновидящая, нумеролог, и Василий Цыганов, мастер Рэйки, тренер йоги и медитации.

Зарегистрироваться на вебинар  -- http://elena-ushankova.com/ta/vebinary

Истории читателей -- http://elena-ushankova.com/istorii-chitatelej

Архив вебинаров -- http://elena-ushankova.com/arhiv-vebinarov

Отзывы о предыдущих вебинарах - http://elena-ushankova.com/otzy-vy

 Контакты: phurba9@yandex.ru, тел. 8-916-269-44-41

 

Жду ваших писем и пожеланий на мой e-mail: darskaya09@gmail.com

www.marydarskaya.ru

www.para-docx.com

Copyright © 2010-2012 Мария Дарская


В избранное