Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! Магия искусства и сила духа людей 'дна'
Счастье?
Сегодня! Обретаем крылья!
Мария
Дарская
Выпуск
49
Магия искусства и сила духа «людей
дна»
Невероятный шок, дикий восторг и острое
желание найти новые грани в своей жизни – такие впечатления оставил у
меня фильм «Свалка». Это документальная история о катадорах –
бразильских мусорщиках, которые работают и живут на самой большой в мире
свалке Жардин Грамашу недалеко от Рио-де-Жанейро. С этими обитателями
социального дна знакомится всемирно знаменитый художник Вик Мюнис,
живущий в Нью-Йорке и создающий свои арт-объекты из самых неожиданных
материалов, в том числе и отходов. Режиссер фильма американка Люси Уокер
тоже давно интересовалась темой мусора: «Как мусор характеризует нас?
Что приводит нас в замешательство и заставляет отторгать мусор? Куда он
попадает и сколько его там? Что происходит с мусором дальше? Каково это
– работать с мусором каждый день?».
В принципе, мусор становится аллегорией
общества потребления, которое производит гигантское количество отходов,
засоряющих природу. А с другой стороны, даже из мусора, из грязи можно
сотворить произведения искусства, вдохновляющие нас и поднимающие над
обыденной суетой. А еще картину «Свалка» я воспринимаю как притчу,
которая просто взрывает мозг: и на самом дне жизни при желании можно
сохранить человеческое достоинство, чувство юмора и оптимизм.
В процессе съемок фильма (а они длились
три года) Вик Мюнис фотографирует самых ярких обитателей свалки, затем
проецирует фото на пол огромного ангара, а катадоры с увлечением
выкладывают из мусора собственные портреты. Все эту фантасмагорию Мюнис
снова снимает с высоты. Получается просто нереально красиво! И ничего
удивительного, что на аукционе фотографии этих поразительных
арт-объектов ценители современного искусства покупают за приличную сумму
– около 250 000 $. Эти деньги идут на поддержку ассоциации мусорщиков,
покупку оборудования, создание учебного центра и библиотеки, на
постройку детского сада и другие нужды катадоров.
Удивительнее всего сами персонажи фильма
– бразильские труженики, которых авторы не раз сравнивают с муравьями.
Несмотря на ужасающую обстановку, они не унывают, дружески подтрунивают
друг над другом, иногда поют песни и дурачатся. Ветеран свалки
Губернатор, который носит радио на животе, радовался, как ребенок: «Меня
покажут по телевизору!». А его собратья иронично ответили: «Да, в
программе о животных по Animal Planet». А еще мусорщики умудрились
сохранить свою гордость. Например, женщины не раз говорят в кадре о том,
что лучше работать на свалке, чем заниматься проституцией или торговать
наркотиками. Обаятельная Суэлем, сортирующая мусор с 7 лет, к своим 18
годам успела родить двух детишек, вместе с которыми изобразила на
картине Мюниса трогательное семейство. А к концу съемок фильма она уже
ждала третьего ребенка. К счастью, после выхода картины она вышла замуж,
ушла со свалки – воспитывать своих малышей и мечтать о работе с чужими
детьми.
Еще одна знойная бразильская красотка
Изис – настоящая модница, которая умеет даже разноцветное тряпье
превратить в стильный наряд, а когда она надевает простое желтое платье,
идеально сидящее по фигуре, то становится похожей на голливудскую звезду.
Она оказалась на свалке после смерти сына и расставания с мужем, потом у
нее был роман с женатым мужчиной - водителем мусоровоза. Мунис беседует
с ней чаще других, возможно, потому, что она открыто говорит о своей
ненависти к свалке и желании изменить свою жизнь. Из нее получается
отличная гимнастка Пикассо – столько в ее фигуре грации и экспрессии. После
фильма она вышла замуж и сменила работу.
Интересны и мужские судьбы. Зумби –
интеллектуал, он собирает и читает выброшенные книги, особенно любит
Ницше. Он мечтает открыть общественную библиотеку и после выхода фильма
его мечта становится реальностью. А следующей его целью становится
поездку в Африку, на родину его предков.
Самый колоритный герой, конечно, - Тиан
Сантуш, глава ассоциации мусорщиков. Он читает Макиавелли и изображает
картину «Смерть Марата», которая была первой продана с аукциона. Его
обаяние, философский склад ума и желание изменить жизнь людей превращают
его в настоящего лидера. В конце фильма Тиан выступает по национальном
телевидению и с гордостью поправляет ведущего: «Мы не мусорщики, а
сборщики вторсырья». Действительно, что творилось бы в городе, если бы
эти скромные обитатели бразильских трущоб не сортировали мусор и не
отправляли его на переработку?
Как же повлияло участие в этой картине
на ее главных героев? В одной из сцен Вик Мюнис взахлеб спорит со своей
женой, насколько опасны съемки в фильме для психики катадоров, которым
показали другой мир, а потом они должны будут вновь вернуться на свалку.
Супруга художника беспокоится о хрупкости человеческой души, а
мастер-экспериментатор уверен, что эта трансформация героям только на
пользу, ведь они уже доказали силу своего духа.
Лично мне ближе позиция Мюниса, которого
некоторые критики даже упрекали в цинизме, в том, что для него и мусор,
и люди – всего лишь материал для картин. Это совсем не так! Мюнис
восхищается своими новыми друзьями из Жардин Грамашу: «Эти люди –
антитеза общества потребления. Я ожидал увидеть несчастных и подавленных
людей, но они – борцы». А еще художник откровенно рассказывает о своем
детстве в бедных кварталах Сан-Паулу, о том, как мечтал приобрести массу
вещей, а разбогатев и исполнив свои мечты, понял, что счастье – совсем
не в материальном. Счастье – в общении с сильными и яркими людьми, в
полете вдохновения, в творчестве. Искусство обладает колоссальной
преображающей силой, поэтому навсегда меняет жизнь катадоров. И не
только судьбу отдельных героев фильма, но и всей коммуны, которая
благодаря этому проекту стала более сплоченной и более защищенной в
социальном плане.
Режиссер Люси Уокер тоже привязалась к
своим героям: «От всего сердца благодарю сборщиков мусора. Я испытываю
трепет и глубокую признательность по отношению к тем людям, которые не
побоялись поделиться с нами своими историями и прожить перед камерой
свою жизнь, полную силы духа. Мы посвящаем этот фильм Вальтеру и
запомним его слова: «99 – это еще не 100. Каждая банка, каждый сборщик
мусора имеют значение».
Создателям фильма удалось не просто
показать необычный пласт обочины жизни, они создали волнующее и
прекрасное зрелище, которое будоражит, волнует и заставляет нас
пересмотреть собственную реальность. А не превращаем ли мы часто в мусор
свои мечты и надежды? Не переполняем ли жизнь массой ненужных вещей?
Проявив немного фантазии, бумажки, жестянки и пластиковые бутылки можно
превратить в произведения искусства, а переживания и неудачи переплавить
в поток вдохновения.
Сразу вспоминаются гениальные строки
Анны Ахматовой:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда!
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда….
Мир оценил необычное кино,
трансформирующее сознание зрителя: «Свалка» номинирована на Оскар 2011 в
категории «Лучший документальный фильм», получила приз зрительских
симпатий на кинофестивале Sundance
2010, два приза в программе Panorama
на Берлинском кинофестивале 2010 и множество других наград. А выставка «мусорных»
портретов Вика Мюниса в Бразилии почти сравнилась по количеству
посетителей с вернисажем Пикассо. Желаю всем побольше таких
вдохновляющих зрелищ и пусть в вашей жизни истинные ценности ежедневно
побеждают хлам!
МАРИЯ ДАРСКАЯ
PS Для
того, чтобы побыстрее избавиться от наносной «шелухи» и вернуться в
состояние первозданной чистоты восприятия, рекомендую посетить
тренинг Людмилы Ивановской «Источник любви - внутренний ребенок».
Это семинар для тех, кто ищет любовь, радость, освобождение, стремится
увидеть свои истинные, глубинные желания и потребности, открыть путь к
своей Сущности, раскрыть свой творческий потенциал.
Формы работы:
· общение, обсуждение заданных тем в общем круге
· арт-терапия (упражнения с использованием рисунка,
грима)
· телесная терапия
· работа с убеждениями
· элементы расстановок
· ассоциативное письмо
· визуализация
Время ближайшего тренинга – с 6 по 8 мая. Место
проведения – м. Октябрьская или Полянка, 1-й Бабьегородский пер.,
д.5/7. Запись по тел. 8 905 733 82 88.