Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! Магия искусства и сила духа людей 'дна'



 Счастье? Сегодня! Обретаем крылья!

Мария Дарская

Выпуск 49

 

Магия искусства и сила духа «людей дна»

 Невероятный шок, дикий восторг и острое желание найти новые грани в своей жизни – такие впечатления оставил у меня фильм «Свалка». Это документальная история о катадорах – бразильских мусорщиках, которые работают и живут на самой большой в мире свалке Жардин Грамашу недалеко от Рио-де-Жанейро. С этими обитателями социального дна знакомится всемирно знаменитый художник Вик Мюнис, живущий в Нью-Йорке и создающий свои арт-объекты из самых неожиданных материалов, в том числе и отходов. Режиссер фильма американка Люси Уокер тоже давно интересовалась темой мусора: «Как мусор характеризует нас? Что приводит нас в замешательство и заставляет отторгать мусор? Куда он попадает и сколько его там? Что происходит с мусором дальше? Каково это – работать с мусором каждый день?».

В принципе, мусор становится аллегорией общества потребления, которое производит гигантское количество отходов, засоряющих природу. А с другой стороны, даже из мусора, из грязи можно сотворить произведения искусства, вдохновляющие нас и поднимающие над обыденной суетой. А еще картину «Свалка» я воспринимаю как притчу, которая просто взрывает мозг: и на самом дне жизни при желании можно сохранить человеческое достоинство, чувство юмора и оптимизм.

В процессе съемок фильма (а они длились три года) Вик Мюнис фотографирует самых ярких обитателей свалки, затем проецирует фото на пол огромного ангара, а катадоры с увлечением выкладывают из мусора собственные портреты. Все эту фантасмагорию Мюнис снова снимает с высоты. Получается просто нереально красиво! И ничего удивительного, что на аукционе фотографии этих поразительных арт-объектов ценители современного искусства покупают за приличную сумму – около 250 000 $. Эти деньги идут на поддержку ассоциации мусорщиков, покупку оборудования, создание учебного центра и библиотеки, на постройку детского сада и другие нужды катадоров.

Удивительнее всего сами персонажи фильма – бразильские труженики, которых авторы не раз сравнивают с муравьями. Несмотря на ужасающую обстановку, они не унывают, дружески подтрунивают друг над другом, иногда поют песни и дурачатся. Ветеран свалки Губернатор, который носит радио на животе, радовался, как ребенок: «Меня покажут по телевизору!». А его собратья иронично ответили: «Да, в программе о животных по Animal Planet». А еще мусорщики умудрились сохранить свою гордость. Например, женщины не раз говорят в кадре о том, что лучше работать на свалке, чем заниматься проституцией или торговать наркотиками. Обаятельная Суэлем, сортирующая мусор с 7 лет, к своим 18 годам успела родить двух детишек, вместе с которыми изобразила на картине Мюниса трогательное семейство. А к концу съемок фильма она уже ждала третьего ребенка. К счастью, после выхода картины она вышла замуж, ушла со свалки – воспитывать своих малышей и мечтать о работе с чужими детьми.

Еще одна знойная бразильская красотка Изис – настоящая модница, которая умеет даже разноцветное тряпье превратить в стильный наряд, а когда она надевает простое желтое платье, идеально сидящее по фигуре, то становится похожей на голливудскую звезду. Она оказалась на свалке после смерти сына и расставания с мужем, потом у нее был роман с женатым мужчиной - водителем мусоровоза. Мунис беседует с ней чаще других, возможно, потому, что она открыто говорит о своей ненависти к свалке и желании изменить свою жизнь. Из нее получается отличная гимнастка Пикассо – столько в ее фигуре грации и экспрессии.  После фильма она вышла замуж и сменила работу.

Интересны и мужские судьбы. Зумби – интеллектуал, он собирает и читает выброшенные книги, особенно любит Ницше. Он мечтает открыть общественную библиотеку и после выхода фильма его мечта становится реальностью. А следующей его целью становится поездку в Африку, на родину его предков.

Самый колоритный герой, конечно, - Тиан Сантуш, глава ассоциации мусорщиков. Он читает Макиавелли и изображает картину «Смерть Марата», которая была первой продана с аукциона. Его обаяние, философский склад ума и желание изменить жизнь людей превращают его в настоящего лидера. В конце фильма Тиан выступает по национальном телевидению и с гордостью поправляет ведущего: «Мы не мусорщики, а сборщики вторсырья». Действительно, что творилось бы в городе, если бы эти скромные обитатели бразильских трущоб не сортировали мусор и не отправляли его на переработку?

Как же повлияло участие в этой картине на ее главных героев? В одной из сцен Вик Мюнис взахлеб спорит со своей женой, насколько опасны съемки в фильме для психики катадоров, которым показали другой мир, а потом они должны будут вновь вернуться на свалку. Супруга художника беспокоится о хрупкости человеческой души, а мастер-экспериментатор уверен, что эта трансформация героям только на пользу, ведь они уже доказали силу своего духа.

Лично мне ближе позиция Мюниса, которого некоторые критики даже упрекали в цинизме, в том, что для него и мусор, и люди – всего лишь материал для картин. Это совсем не так! Мюнис восхищается своими новыми друзьями из Жардин Грамашу: «Эти люди – антитеза общества потребления. Я ожидал увидеть несчастных и подавленных людей, но они – борцы». А еще художник откровенно рассказывает о своем детстве в бедных кварталах Сан-Паулу, о том, как мечтал приобрести массу вещей, а разбогатев и исполнив свои мечты, понял, что счастье – совсем не в материальном.  Счастье – в общении с сильными и яркими людьми, в полете вдохновения, в творчестве. Искусство обладает колоссальной преображающей силой, поэтому навсегда меняет жизнь катадоров. И не только судьбу  отдельных героев фильма, но и всей коммуны, которая благодаря этому проекту стала более сплоченной и более защищенной в социальном плане.

 Режиссер Люси Уокер тоже привязалась к своим героям: «От всего сердца благодарю сборщиков мусора. Я испытываю трепет и глубокую признательность по отношению к тем людям, которые не побоялись поделиться с нами своими историями и прожить перед камерой свою жизнь, полную силы духа. Мы посвящаем этот фильм Вальтеру и запомним его слова: «99 – это еще не 100. Каждая банка, каждый сборщик мусора имеют значение».

Создателям фильма удалось не просто показать необычный пласт обочины жизни, они создали волнующее и прекрасное зрелище, которое будоражит, волнует и заставляет нас пересмотреть собственную реальность. А не превращаем ли мы часто в мусор свои мечты и надежды? Не переполняем ли жизнь массой ненужных вещей? Проявив немного фантазии, бумажки, жестянки и пластиковые бутылки можно превратить в произведения искусства, а переживания и неудачи переплавить в поток вдохновения.

Сразу вспоминаются гениальные строки Анны Ахматовой:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда!

Как одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда….

 Мир оценил необычное кино, трансформирующее сознание зрителя: «Свалка» номинирована на Оскар 2011 в категории «Лучший документальный фильм», получила приз зрительских симпатий на кинофестивале Sundance 2010, два приза в программе Panorama на Берлинском кинофестивале 2010 и множество других наград. А выставка «мусорных» портретов Вика Мюниса в Бразилии почти сравнилась по количеству посетителей с вернисажем Пикассо. Желаю всем побольше таких вдохновляющих зрелищ и пусть в вашей жизни истинные ценности ежедневно побеждают хлам!

МАРИЯ ДАРСКАЯ

PS Для того, чтобы побыстрее избавиться от наносной «шелухи» и вернуться в состояние первозданной чистоты восприятия, рекомендую посетить тренинг Людмилы Ивановской «Источник любви - внутренний ребенок». Это семинар для тех, кто ищет любовь, радость, освобождение, стремится увидеть свои истинные, глубинные желания и потребности, открыть путь к своей Сущности, раскрыть свой творческий потенциал.  

Формы работы:

· общение, обсуждение заданных тем в общем круге

· арт-терапия (упражнения с использованием рисунка, грима)

· телесная терапия

· работа с убеждениями

· элементы расстановок

· ассоциативное письмо

· визуализация

Время ближайшего тренинга – с 6 по 8 мая. Место проведения – м. Октябрьская или  Полянка, 1-й Бабьегородский пер., д.5/7. Запись по тел. 8 905 733 82 88.

Стоимость участия – 10 000 руб. Парам - скидки!

Подробнее: www.goldenchild.ru

Жду ваших писем и пожеланий на мой e-mail: ladymary@rambler.ru

www.goldenwords.biz

Copyright © 2010-2011 Мария Дарская


В избранное