Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! Мания совершенства и танец как язык души
Счастье?
Сегодня! Обретаем крылья!
Мария
Дарская
Выпуск
47
Мания совершенства
и танец как язык души
Не знаю, как вам,
дорогие читатели, а мне очень нравится выражение: «Лучшее – враг
хорошего». Оно актуально в разных ситуациях. Например, когда одержимая
чистотой хозяйка сводит своих близких с ума маниакальным желанием
довести до блеска каждый угол, а уютом в таком стерильном доме и не
пахнет. Еще один вариант, когда преподаватель требует от учеников или
студентов идеального знания предмета и это сводится к зубрежке учебника
и конспектов вместо увлекательного познания глубин науки. Еще печальнее,
когда тяга к совершенству захватывает людей искусства, лишая их разума,
легкости бытия и личного счастья.
Именно такие мысли навеял мне знаменитый фильм «Черный
лебедь» с великолепной Натали Портман в главной роли. Если в одной фразе
отразить суть кинодрамы, снятой культовым режиссером Дарреном Аронофски,
то это история о профессиональной деформации одаренной балерины Нины
Саейрс, одержимой идеей совершенства и готовой ради успеха на любые
жертвы. Постепенно «крыша» у нее съезжает настолько, что ей становится
трудно отличить реальность от своих болезненных фантазий. Ее сознание
раздваивается, а мазохизм достигает предела, когда она ранит себя, думая,
что поражает коварную соперницу. Блестяще сыграв на премьере и белого, и
черного лебедя, в финале она изображает прыжок со скалы и падает на мат
в полном изнеможении с торжествующей улыбкой на губах, говоря: «Я
достигла совершенства». Но грош цена такому совершенству, которое
приводит к гибели и безумию!
Не вдаваясь в подробности сюжета, отмечу важную линию -
альтернативный подход к самореализации в балете. Соперница Нины –
очаровательная и кокетливая Лили – тоже стремится к успеху, но это не
мешает ей наслаждаться жизнью. Хореограф Тома Леруа, с легкостью
соблазняющий солисток своей труппы, считает Нину очень талантливой, но
при этом фригидной и закомплексованной. «Посмотри на Лили – ее движения
далеки от совершенства, но сколько в ней жизни, сколько страсти!» -
восхищается он красавицей, которая становится дублершей Одетты-Одиллии и
его любовницей, готовой отдаться учителю прямо на столе за кулисами
театра. Несмотря на фривольность этой интимной сцены, нас действительно
подкупает и очаровывает эмоциональность и чувственность Лили (которую
блестяще сыграла Мила Кунис, украинка по происхождению). Она смогла
преодолеть жесткость балетных стандартов, она умеет радоваться жизни в
промежутках между изнуряющими репетициями, а вечера проводит не на
диване с мамой и мягкими игрушками, не в одиноких мастурбациях в ванной,
как Нина, а в ночных клубах с симпатичными парнями. Коварная Лили
пытается соблазнить робкую Нину в прямом и переносном смысле, затащив ее
на «отвязную» вечеринку, а потом устроив сеанс лесбийской любви. Но этот
маневр не слишком помог раскрепоститься девушке, которая привыкла к
жизни в тесных рамках. Это лишь принесло ей новые душевные терзания… А
может, даже подтолкнуло к раздвоению личности.
Если не слишком погружаться в бездны психопатологии,
которые смакует режиссер, я думаю, смысл противопоставления двух героинь
– это не только параллели с белым и черным лебедем как символами света и
тьмы, невинности и порока, а еще и контраст между аскетизмом и
гедонизмом. Давайте обратимся к истории балета. Сразу станет видно, что
самые легендарные танцовщики – отнюдь не аскеты, а люди, способные со
страстью отдаваться творчеству, не лишая себя любви и других радостей
жизни.
Величайшая балерина всех времен Анна Павлова, возможно,
не стала бы мировой звездой, если бы не поддержка ее мужа и импресарио
Виктора Дандре. Вот как о Павловой писала газета «Дейли Телеграф»: «Редко
можно видеть танцы столь чарующие и опьяняющие, еще реже — танцы,
соединенные с такими совершенными жестами и мимикой... Танец ее был
настоящий дух весны, каждый шаг, каждый жест были полны радости, каждый
взгляд сияющих глаз полон гармонии, все дышало чистым благоуханием весны.
Весь танец был столь же очарователен, как совершенное лирическое
произведение в его веселой непосредственности и чистой красоте деталей».
Еще одного легендарного танцовщика - Рудольфа Нуриева –
называли богом танца и порока. Он так говорил о своих татарских корнях:
«Мы - странная смесь нежности и грубости… Татарин – хороший комплекс
звериных черт, и это то, что есть я». Иначе говоря, в нем была какая-то
неукротимая чувственная стихия, покорявшая зрителей. Стремясь показать
экспрессию танца, Нуриев выходил на сцену в одном трико. Он
демонстрировал всю мощь энергетики и всю красоту человеческого тела в
каждом движении, поэтому его танец так поражал и захватывал публику.
Нуриев был воплощением свободы в танце, поэтому он так дерзко ломал
барьеры между классикой и модерном. А еще он перевернул представления о
свободной любви, поскольку встречался и с женщинами, и с мужчинами. И
хотя он погиб от СПИДа, все равно остался в памяти балетоманов всего
мира как ярчайшая звезда и как человек-легенда, создавший вокруг себя
атмосферу роскоши. Достаточно сказать, что он коллекционировал
антиквариат и был владельцем собственного острова.
Поистине легендарна и наша замечательная прима Майя
Плисецкая, которая в последние годы вместе со своим мужем - композитором
Родионом Щедриным - живет в основном в Мюнхене. Ее творческое кредо –
соединение классического балета и драматического искусства. «Важно
танцевать музыку, а не под музыку», - убеждена Майя Плисецкая, которая
тоже, кстати, блистала в «Лебедином озере» в двух главных партиях (но
сохранила при этом ясность ума и станцевала еще немало классических
ролей, одной из наиболее искрометных была ее Кармен в «Кармен-сюите»). Самое
поразительное – это даже не ее пластичные руки и царственная шея, а ее
уникальная способность «реагировать» на соло любого инструмента в
оркестре не только движениями и жестами, но и взглядами или движениями
бровей. Потому она и стала единственной в мире
балериной-долгожительницей, выходя на сцену в последний раз в 70 (!) лет.
Потому она и смогла так достоверно изобразить Айседору Дункан, еще одну
величайшую танцовщицу, которая считала, что импульсом для появления
танца должен быть язык души.
Что ж, пуcть каждый из нас расшифрует язык своей души и
научится вдохновенно танцевать танец своей любви и своей судьбы. Учитесь
у детей, которые двигаются под любую музыку грациозно и увлеченно. Когда
я смотрю на свою почти двухлетнюю кроху Викулю, которая весело и задорно
кружится, хлопает в ладоши, машет ручками, услышав бодрые ритмы, я
понимаю, что она выражает в спонтанном танце свой искренний восторг. Это
реально – вернуть детскую радость жизни, танцуя в своем темпе под свои
любимые ритмы… Но даже не занимаясь танцами, а просто наблюдая за
одаренными танцорами, можно испытать всплеск эстетического наслаждения.
Это ли не счастье, продлевающее жизнь?