Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология влияния: практическая версия


 

Психология  влияния:  практическая версия

                                                          Выпуск - 123

 

Критическая субмодальность и нежелательная рефлексия

 Однажды, очень давно, когда в моде были бандиты и демократия, жена одного мужа, прежде чем отвести его к психиатру, почему-то решила показать его мне, чтобы я "прислушался" к голосам, которые мешали ее мужу… слышать ее указания. Все дело было в том, что когда она настаивала на чем-то, когда даже указывала на мусорное ведро, он слышал голос, который требовал неподчинения ее воле. А еще он не выносил шепота, храпа, громкой речи, стука в дверь и всего остального, что окружает нас и кого-то способно довести до икоты, иного -  до бешенства, и только избранных - до койки в лечебнице...

Мужем оказался человек с кудряшками на голове, каким-то по-женски белыми руками;  да к тому же картавый и сутулый. Он смотрел приветливо, как мультяшный старичок, и готов был к любой участи, как мне показалось. Здесь нет смыла описывать больше, чем то, что может иметь отношение к работе с субмодальностями, или, как еще подразделяют, - с критическими субмодальностями. Критические субмодальности - это когда может «не нравится» звук или цвет, оттенок или шум. Так вот чтобы убрать такое, в разных случаях надо использовать простую технику нивелирования реакции на «раздражитель». В этом случае мы с ним — с человеком с голосом внутри — стали прислушиваться к его голосу. Когда я «угадал», как реагирует его голос на меня, муж женщины удивился, но охотно поверил, что теперь он не одинок перед его внутренним голосом. Дальше я ввел на сцену еще пару голосов. Эти голоса стали спорить с главным голосом. Потом все запутались... и переругались. А в конце мужчина сказал, что уже никакой из голосов не слышит. Я предположил, что, может быть, и не было голоса. Он согласился и вдруг признался, что... просто не выносит голоса своей жены, особенно когда она «начинает»... Что она может начать — было понятно, поэтому уточнять я не стал, а вот как он теперь будет выкручиваться перед женой из-за сбежавшего голоса,  - вот что было важно. В общем, глядя на то, как я опечалился, он признался, что снова придумает голос... «Пусть она меня сведет к психиатру, пусть сделает шизофреником. Я не стану претендовать на квартиру — вообще ни на что. Она не знает, что у меня есть еще квартира в центре города — от бабушки. Когда мама умирала, на меня все оформили. Я уйду и пусть они живут счастливо. Если она что-то решила, она доведет все до конца. Мне уже ничего не надо. Главное, чтобы не слышать ее голоса...»

Мне оставалось только посоветовать, чтобы психиатру он не проболтался, что голос тоже картавит. Голос ни в коем случае не должен картавить... Он улыбнулся от души, потом вдруг не в тему то ли спросил, то ли просто сказал, что, возможно еще будет счастлив...

Трудно представить, чтобы какой-то техникой с перемещением субмодальности в пространстве можно было избавить кучерявого милого человека от целеустремленной жены с неприятным голосом.

Зато в другом случае, когда женщине казалось, что невозможно избавиться от шума ночного города, чтобы заснуть нормально, чтобы выспаться, даже если у тебя хорошие окна и в ушах бируши, я предложил вначале поговорить со мной о чем угодно, только не о звуках, а через полчаса, когда она перешла в состояние некоторой отрешенности от всего внешнего, мы стали прислушиваться ко всем окружающим нас звукам, и тем звукам, которые она слышала каждую ночь в своей квартире. Это оказалось очень интересным занятием, а особенно ей понравилось, что когда она пробовала одновременно слушать несколько звуков, один все время выпадал. В конечном итоге, когда выпали все, она незаметно уснула... на пару минут. Потом мы с ней снова говорили о звуках, снова их слушали и учились управлять ими, то усиливая, то... теряя.. звук.., звуки...  

 

Критическая субмодальность – говоря проще, что-то такое, что всегда есть в восприятии, что действует на нервы более всего. Это что-то есть критическое, которое запускает нежелательную рефлексию. И чтобы это не работало так безотказно, надо просто изменить реакцию на раздражитель. Для этого просто производятся манипуляции с воспоминаниями и внутренними переживаниями фрагмента из истории – из собственных переживаний человека. Фрагмент этот может быть трансформирован при помощи нескольких простых манипуляций: либо этот фрагмент изменяют во времени, либо его образ изменяют в объеме и доводят до гротескового вида, либо совершают подмену, когда вместо фрагмента с понятными очертаниям появляется объект совершенно другого и неожиданного смысла Вариантов подмены много – в зависимости от информации о клиенте и от собственной смекалки, собственного воображения.

_____________________________                                                

            Азарян Александр   azaryan@bk.ru

Сайт: http://www.azaryan.narod.ru


В избранное