Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология влияния: версия контрразведчика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психология влияния
 

Психология влияния: версия контрразведчика

                                Выпуск - 43

     Мне кажется, не всегда надо иметь ввиду патологию, если речь заходит о навязчивости, с которой нас посещает неприятное, главное, нежеланное состояние, от которого потеют руки, холодеет в груди или вовсе становится невмоготу. Во-первых простое волнение не стоит считать навязчивым состоянием, а во-вторых, не всякое навязчивое состояние требует непременного вмешательства со стороны.
     Один мой старый знакомый в юности покрывался испариной при встрече с девушкой, даже если все происходило в компании и можно было спрятаться за спинами, "затеряться" в толпе. Природа одарила его замечательной… или заметной… внешностью. Его сразу примечали девушки и принимались строить глазки, а он тушевался, отчего начинал ненавидеть себя, смотреть на нас, ожидая насмешек. Хотя никто так серьезно, как он "рассчитывал", к нему не относился. Каждый надеялся получить свое… Без всякого вмешательства со стороны психоаналитика он лишился страхов и перестал испытывать "навязчивые состояния", когда оказался в руках женщины постарше и, несмотря на протесты матери его, женился. Я встретил его через несколько лет и был приятно удивлен, когда после выпитой бутылки коньяка он предложил мне съездить с ним на "хату к девочкам".
   Вероятно к навязчивым состояниям следует отнести те психические явления, которые имеют определенное содержание и многократно возникают в сознании, сопровождаясь тягостным чувством принудительности. Для навязчивого состояния "характерно непроизвольное, даже вопреки воле, возникновение навязчивостей даже при ясном сознании." При тесной связи с эмоциональной сферой, навязчивости сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. При этом нет значительного влияния на течение интеллектуальной деятельности в целом. Разве что может ухудшится работоспособность и продуктивность умственной деятельности. Наконец, на всем протяжении переживаний к навязчивостям сохраняется критическое отношение. Так стоит ли уделять внимание такому незначительному дисбалансу в собственной психике, если все может спонтанно пройти; если все это касается нас самих, а не нашего ближнего, к которому мы испытываем нежные чувства, если не сказать более того…
    Я так часто рассказывал эту историю, что возможно в одной из прошлых рассылок описал ее. Если так, то пропустите этот фрагмент: просто из всего, что мог бы рассказать по этому поводу, самым простейшим и замечательным мне видится этот случай.
   Как-то мать привела на прием девочку – подростка лет 13, которая могла начать плакать по любому поводу, а то и вовсе без повода – просто так. Причем проявлялось это состояние настолько бурно, что сторонний человек готов был бы заступиться или помочь чем бы смог, глядя как убивается это ангельское создание.
    Икать первопричину в ее прошлом и "там" предпринимать какие-то действия я не стал не потому, что сразу нашел оригинальный способ помощи, а из-за откровенного "наезда" со стороны матери – откровенно истеричной особы. Женщина заявила, что пришла ко мне только по настоятельной просьбе ее родственницы (со стороны мужа); что на исцеление дочери от "такой шизофрении" она не рассчитывает; наконец, что если я причиню ее ребенку вред, мне "мало не покажется". Естественно, что первой реакцией с моей стороны было "навязчивое желание" поговорить немного с человеком, чтобы помочь ему понять свои слова лучше – глубже проникнув в "скрытое" содержание угрозы, чтобы единственный раз быть последовательной и уйти… Но мне показалось, что я увидел мольбу в глазах девочки, или если без помпезности, мне привиделось, что девочка с надеждой посмотрела на меня, может быть с просьбой о помощи.
    Разговаривал я с ребенком около пятнадцати минут, при этом из всех сил сдерживаясь, оттого что мама постоянно производила ртом странные звуки, характерные для жителей южных регионов страны, когда недовольство выражается не членораздельной речью, а нечленораздельными звуками. Затем я переключился на мать и построил разговор так, что ей пришлось оставить нас на пять минут. За это время мы быстренько договорились с девочкой, что по дороге обратно она попросит мать купить кассеты с записями мелодий самых отвратительных для подростка групп – "Энигмы" и "Эры". А дома, как только ей захочется плакать, надо будет всего лишь включить эту мелодию и прослушать сторону кассеты до конца, ни в коем случае не нарушая нашего уговора – не прекращая рыдать. И наоборот, если долгое время ее не будет посещать это навязчивое состояние, надо непременно поставить кассету и поплакать… "одну сторону"… Девочку такая затея удивила, но не отняла доверия ко мне.
    Мать вернулась в комнату и я попросил ее позвонить мужу. Она повиновалась и отцу семейства я повторил свои рекомендации. Человек на другом конце провода оказался чутким и несколько более сообразительным, чем мама… Зато маме я дал телефон, диктуя его вслух так, чтобы и отец мог записать номер. Мы расставались не глядя друг другу в глаза – врагами с женщиной и "заговорщиками" с девочкой…
Появились они очень скоро – снова вдвоем. Мать смотрела на меня иначе, но не с любовью. Девочка рассказала то, что я уже знал от ее отца.
    Поначалу она впадала в сильную тоску и рыдала, сколько могла, пока не закончится сторона кассеты. Этого оказывалось мало и тогда ставилась другая сторона. Но больше, чем две стороны, ей невмоготу было плакать. А потом стали происходить странные изменения в ее реакции. Да, вначале слезы вместе с музыкой быстро вызывали у нее знакомое состояние, однако под конец кассеты вместо изнеможения наступал… смех. А потом это стало происходить все чаще. Мать позвонила тому психиатру, у которого лечили девочку раньше. Ей было приказано немедленно прекратить все эти издевательства над больным ребенком. Но девочка стала слышать мелодию каждый раз, когда ей хотелось плакать… и смеяться спустя непродолжительное время…
    Вот теперь можно было поговорить с девочкой подольше – без "свидетельских" ушей заботливой мамы. Выяснилось, что в принципе ей всегда больно, когда кого-то обижают и кто-то страдает.
   -Мне жалко бабушку, когда на нее мама кричит, жалко маму, когда на нее кричит папа. Но я плачу, когда вдруг вспоминаю об этом, но не когда вижу…
   -А почему сейчас смеешься? Над чем?
Она пожала плечами, посмотрела внутрь себя, вероятно что-то вспомнила.
   -Картинки сами меняются. Все происходит как-то быстрее…
В последний раз она пришла с папой – где-то через год. Мы с ним долго говорили о девочке – в ее присутствии и дали потом ей слово, чтобы поправить наши догадки. Вот она и сказала:
   -Вы единственный, кто разрешил мне плакать столько, сколько хочу. Я и сейчас плачу, когда в кино мучают, обижают. Но папа не замечает… - и как-то смущенно улыбнулась.
    -А мама? – спросил я.
Они переглянулись и отвечала девочка:
   -Я к маме в гости езжу… раз в неделю…
   Меня аж оторопь взяла – я представил, чем бы кончилась моя работа по этому случаю, если б я решил "копать глубоко",.. "анализируя это"…

С уважением, Александр

Пишите мне: nlp-my@inbox.ru
Сайт: http://www.nlp-spb.narod.ru
Новые тренинги http://www.nlp-spb.narod.ru/trening.htm
Заочное обучение http://www.nlp-spb.narod.ru/zaochn.htm

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное