Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Анти-психологические заметки

  Все выпуски  

Анти-психологические заметки


Анти-психологические Заметки

 

@4 Эмоции vs. Интеллект

     
   

Наверняка все знакомы с тем, что представляет собой "бинарная система восприятия мира". Ну вроде: "Инь и Ян", "Огонь и вода", "Добро и зло", "разговор с начальником и выигрыш ста миллионов долларов в лотерею" и т.д.

Как ни странно, такие во всем замечательные вещи, как эмоции и интеллект, также находятся в той самой бинарной структуре и являют собой полные противоположности друг-другу.

Давайте разбираться, как все это работает и какую выгоду из этого мы можем извлечь.

Договоримся, что мы не будем заниматься определением данных двух понятий, семантическим анализом и прочим насилованием нашего уставшего серого вещества. Просто под эмоциями будем понимать "чувственную часть" нашего Я, а под интеллектом, соответственно, - мыслительную.

Итак, по какому поводу возникают наши эмоции мы примерно представляем: получилось проехать без билета в транспорте и наша душа наполняется безмерной радостью и гордостью за свою ловкость; увидели у своего соседа новый домашний кинотеатр, посмотрели на свой допотопный динозавр-телевизор и в один момент грусть и депрессия накатывают черными волнами; забыли выключить будильник и он весело звонит в шесть утра в понедельник и пелена злобы и тяга уничтожить весь этот несовершенный мир застилает нам глаза. И во всех этих случаях мы замечаем, что эмоции имеют волшебное свойство наполнять нас силами и энергией или в раз решать их. Испытав радостные эмоции мы становимся более активными и деятельными, даже тонус мышц повышается. Грусть моментом выбивает нас из седла и даже хорошо отдохнувший и полный сил человек на глазах "вянет" и хочет поскорее избавиться от любой физической и умственной работы. И, наконец, ярость или обида позволяет нам вообще выйти за пределы собственных комплексов и личностных черт - все мы помним, как "со злости" смогли зделать то, что в нашем обычном состоянии было нам не по силам. Однако те же эмоции абсолютно слепы и малость глуповаты (я бы даже сказал откровенно тупы). Вливая в нас свою энергию, они затмевают наш здравый смысл. Тут же заставляют тратить приобретенную за счет них энергию на неадекватные поступки, бесцельную деятельность и беспорядочную активность, вопреки позывам нашего разума. Вот мы поднимаемся по лестнице к себе домой и по пути прислоняемся к окрашенным перилам своей новой модной дубленкой. Все внутри нас вскипает, мы готовы в одиночку сразиться со сборный РФ по вольной борьбе, если вдруг узнаем, что это именно они осуществляли злобный замысел по покраске перил краской, цвет которой абсолютно противоположен цвету Вашей дубленки. Но вместо того, чтобы, например, пойти и в конец таки выколотить из пьяницы-соседа те сто рублей, которые он занимал у Вас два года назад или осуществить свою давнюю мечту и нахамить, не представившись, своему начальнику по телефону, Вы заходите домой и успешно выливаете всю свою прущую из всех мест жажду возмездия на своих любимых домочадцев. Налицо - абсолютно бездумное расходывание вполне себе утилитарной энергии, которую мы получили от нашего эмоционального взрыва. Да к тому же невинные родственники пострадали...

Интеллект - полная противоположность. Все то мы знаем: и как вести себя в той или иной ситуации, как лучше делать работу, что нам нужно для счастья и как этого добиться и еще кучу всяких вещей. Однако мы очень часто ведем себя глупо, делаем работу тяп-ляп и постоянно откладываем деятельность по достижению известного нам счастья. Спрашивается, почему? А потому, что наш интеллект пустой по своей энергетике, все эти размышления и измышления не дают нам ничего, кроме пустой мыслительной жвачки. Он не может подвигнуть нас на поступке. Если бы не нечто, называемое силой воли, мы бы вообще действовали исключительно на эмоциях. Воля хоть как то позволяет строить свое поведение по наитию интеллекта, а не "чувственных порывов".

Общая схема примерно такова:

эмоции --> поведение <-- интеллект+воля

И с той и с другой стороны мы имеем факторы, определяющие в итоге наше поведение. Поведение т.о. является ничем иным, как результатом взаимных побед, поражений и компромисов между двумя "силами" - эмоциями и интеллектом (надеюсь, уже все заметили незримо стоящий за этой схемой дух нетленного старины Зигги).

Вот было бы здорово, если бы интеллект имел силу эмоций, или эмоциональная энергетика могла "выплескиваться" исключительно на разумные свершения...

Это весьма просто достижимо, как ни странно. Эмоции и их сила вполне себе могут быть направлены в русло, определенное интеллектом. Основная ошибка почти всех из нас в том, что "ненужные" и "вредные", на наш взгляд, эмоции мы пытаемся подавить напрямую, свести их на нет. Естественно "энергетического потенциала" интеллекта не хватает для того, чтобы пересилить весь "силовой резерв" эмоции. Но ведь можено "мягко" перенаправлять эмоции - вспомните пример с испачканой дубленкой выше. Интеллекту достаточно "включиться" лишь на миг и изменить направление дальнейшей спонтанной эмоциональной реакции. Для этого, правда нужно быть постоянно на чеку и не пропустить тот момент, после которого "эмоциональный поток" перенаправить будет уже очень сложно. Также эмоциональную энергию можно "сохранить" до нужного момента. Например, обрадовавшись чему-либо - сдерживайте свои "телесные" реакции (благо наши мышцы волшебным образом легкко подчиняются даже самой хилой "силе интеллекта"), взяв под контроль тело, Вам будет проще ограничить и более сложные свои реакции, вызванные радостью (вроде несдерживаемого речевого потока, беспорядочной беготни и т.п.). Эмоция останется "гореть" внутри Вас и будет ждать, когда Вы ей разрешите выплеснуться. Хотя она будет периодически тем или иным образом проявлять себя в Вашем поведении и ее "энергия" будет постепенно таять (хотя для частичной "подзарядки" достаточно лишь вспомнить и заново прочувствовать ситуацию, вызвавшую эмоцию), тут уж от Вас зависит как долго Вы сможете себя контролировать. Практика показывает, что после некоторой тренировки - достаточно долго...

"Продолжение следует..." (с) Santa Barbara

П.С. Коллеги психологи, прошу прощения за столь ненаучный подход и отвратную Вашему разуму простоту. Для Вас я старался в последнюю очередь :)

 

Далее будет:

@5 Дрессировка Мозгов

@6 Как не помереть со скуки?

@7 Неадекватность

@8...

 

 

Все награды, ордена, регалии и права на данный материал принадлежат
Сухову В.А
http://www.psyadvise.ru/
Бесплатные консультации on-line


Вопросы-Ответы (Форум PsyAdvise):

"Обучение - Запоминание"

Иван: Помогите, пожалуйста. Я учусь на технической специальности и нам дают очень много специального метериала, который содержит специальные термины. Вот у меня и возникли проблемы с запоминанием такого текста. Дело в том, что у меня в принципе плохая память, а тут ещё какие-то слова непонятные Приходиться зазубривать, что занимает много времени и сил. Подскажите, может есть какие- нибудь приёмы запоминания сложной информации.
Буду благодарен за совет. Заранее спасибо.

Виталий(psyadvise): По "приемам" у нас Антон специалист и расскажет о них лучше меня. Я же попробую указать на наиболее вероятную причину проблемы.
Дело в том, что наша память не способна сохранить множество разрозненных элементов (смысл отдельных слов текста) "за раз", поэтому из отдельных слов и предложений она образует более крупные смысловые структуры, т.о. получается, что самих "едениц информации" мы запоминаем не так уж и много. При этом любые непонятные или сложные слова и понятия мешают образовывать эти структуры, обобщать материал, формировать достаточно большие "информационные еденицы".
Самое очевидное решение - добиться наиболее точного и однозначного понимания всех слов в запоминаемом тексте (в Вашем случае - специальных терминов). В буквальном смысле это означает, что Вы должны пользоваться словарем каждый раз, когда возникают хоть малейшие сомнения в значении того или иного слова. Вначале дело пойдет очень медленно, однако результат превзойдет любые "зазубривания" как в качестве, так и, через некоторое время, в скорости запоминания.

Антон(psyadvise): Все приемы запоминания строются на одном законе : чем выше уровень обработки и организации информации тем легче она запоминается. Обрати внимание на то , что не обязательно понять, осмыслить информацию ( хотя это и есть самый эффективный способ), можно просто , зачастую даже бессмысленно , ее организовать. Например надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и тд. Для этого нужно построить условно-логическую цепочку: АРБУЗ лежит на СТОЛЕ. За столом сидит СЛОН. В кармане его жилета лежит РАСЧЕСКА, а сам жилет застегнут на одну ПУГОВИЦУ. И так далее. С помощью этого приема можно запомнить за одну минуту более 30 слов. Важным моментом является выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана. Другой метод: сравненеие т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями и событиями. Например, легче запомнить даты рождения и смерти М.Ю.Лермонтова если сопоставить их друг с другом: 1814 и 1841. Основным же приемом было и остается повторение , однако издесь есть свои особенности: например, воспроизведение во время заучивания: прочитать материал один-два раза , затем попытаться его воспроизвести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться его воспроизвести , затем читать и воспроизводить части материала которые хуже запоминаются, на мой взгляд это один из наиболее эффективных способов.
В тоже время огромное значение имеет и само отношение к запоминаемой информации (номер телефона любимой девушки запоминаеться сам собой) поэтому каждый человек при необходимой самоподготовке МОЖЕТ ЗАПОМНИТЬ информацию любой сложности.


"Он и Она - я не могу повлиять на него..."

Ольга: Здравствуйте! Опишу свою ситуацию. 2 года назад познакомилась с парнем, между нами прошла искра. Но так сложились обстоятельства, что отношения наши сразу так и не возымели никакого продолжения. Прошли эти 2 года, за которые мы виделись пару-тройку раз (в компании общих друзей и знакомых), и случилось так, что у нас начали складываться отношения. Сейчас мы полгода вместе. Нам хорошо вдвоём. Но, как это часто бывает, по неопытности, да и вообще, мы успели наделать кое-какие ошибки. А именно: были в наших отношениях «недоговорки», некоторая недосказанность. Я прекрасно знала, что у него есть некоторые проблемы: он бросил ВУЗ и не хочет продолжать дальше обучение, также он до сих пор не оплатил кредит. И к тому же, бегает он военкомата. Так как отношения наши становятся более серьёзными, становилось ясно, что надо как-то вместе обсуждать проблемы и, может быть, вместе решать эти проблемы или хотя бы помогать друг другу. Так что откровенный разговор, касающийся всех перечисленных выше проблем, должен был рано или поздно состояться. Разговор этот состоялся. Сначала он стал в позу и сказал: «Это мои мужские проблемы и решать их я должен сам». Но потом, я высказала ему всё, что я об этом думаю, в частности о том, что я стала частью его жизни и не позволю такого отторжения, и в такой ситуации требуется уважение ко мне, доверие и соответственно необходимо хотя бы ввести меня в курс дела. Естественно за него его проблемы я решать не собираюсь, да и не смогу, но помочь в чём-то и быть в курсе дела могу и имею права. В общем, мы поняли друг друга, и казалось всё должно было налаживаться: он со следующей зарплаты намеревается отдать кредит, а я обещала помочь ему в поиске связей для получения отсрочки от армии. Но, меня сильно волнует вопрос о его образовании. Как он говорит, что если встанет об этом вопрос, то он всегда сможет его купить. Меня эта позиция не устраивает. Тем более, от армии бегать ещё несколько лет- это нереально. И , на мой взгляд проще уж поступить в какой-нибудь ВУЗ, предоставляющий отсрочку и совмещать работу с учёбой, чем тратить безумные деньги (которых на данный момент и нет) на подкуп врачей или комиссии в Военкомате. Да потом ещё вкладывать немаленькую сумму для покупки диплома. На эту тему так откровенно мы ещё не говорили. И поэтому меня очень волнует исход этого разговора: я не знаю, как его убедить в том, что образование намного выгоднее во всех отношениях: не надо «косить» от армии и гарантирован диплом. Я боюсь, что мои доводы и убеждения не приведут ни к чему, а молодой человек либо не согласится совсем, либо согласится, но сделает по своему…а мне-то хочется какой-то стабильности: хочется не переживать каждый день и не думать, что, может быть завтра, я буду стоять и махать платочком в след уходящему поезду к месту службы любимого. Проблема ещё и в том, что я не могу повлиять на него и через его родителей- они сейчас живут за границей и уже сами отчаялись убедить сына в целесообразности высшего образования – он отучился в Вузе 3 года и был 2 раза отчислен, восстанавливался с помощью родителей, но в итоге, променял учёбу на работу. Я не знаю, как мне его убедить и что дальше делать, как сделать так, чтобы мои доводы оказали нужный эффект. Честно говоря, я просто немного боюсь этого нашего с ним разговора, который предстоит, а во многом от этого разговора, а точнее от результата, который последует, зависит его и наше с ним будущее. Помогите советом, пожалуйста. Ольга

Elena(psyadvise): Здравствуйте, Ольга.
Я так понимаю, что Вы хотите совета касаемо того, как Вам убедить своего молодого человека в необходимости получения образования. Если это так, то попытаюсь "разложить всё по полочкам".
Во-первых, советую избавиться от идеи переделать его под себя (именно она "просвечивает" между строк вашего сообщения). Поймите, что он уже взрослый человек со своими сформировавшимися принципами, идеями, интересами и мотивами. Если мужчина поймёт, что женщина пытается его переделать, он, скорее всего, уйдёт от этой женщины (ему это надо?). Тем более, что вы встречаетесь ещё довольно непродолжительное время. Соответственно, Вам, если Вы хотите сохранить отношения, следует смириться с ним таким, какой он есть.
Во-вторых, вы молодцы, что поговорили о его проблемах и пришли к определённому результату. Т.е. проблемы вы начали решать и, что важно, вместе.
В-третьих, продолжая первый пункт, Ваш молодой человек сам в состоянии решить нужно ли ему образование. Он уже учился в вузе, знает что это такое, и уже после этого сделал выбор в пользу работы. Существует не мало примеров, когда знаменитые и богатые люди, многого добившиеся в жизни, не имели высшего образования. Думаю, что если он в дальнейшем решит, что для, например, карьерного роста ему необходимо специальное образование, то не сложно будет поступить на заочное обучение. А возможно, что и это ему не понадобиться, если он и так будет успешным человеком.
Что же касается армии, то здесь я Вам ничего посоветовать не могу. Тут всё в руках лишь Вашего молодого человека. Как он решит, так и будет. Вам остаётся только смириться.
В заключении хочу Вам посоветовать: научитесь уважать мнение Вашего молодого человека и любите его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. Пытайтесь понять его и мотивы его поступков.

P.S.: Если для Вас остались непонятыми какие-то моменты или появились новые вопросы мы всегда рады Вам ответить.

Ольга: Спасибо Вам за помошь! вы действительно разложили по полочкам мои сумбурные мысли, которым мешает поток эмоций.
Дело в том, что в свете недавних событий и проблем, связанных с армией и тд я очень переживала и перенесла сильный стресс. после чего нам стало понятно, что так жить и мириться с этим очень сложно, и мне захотелось действовать, как-то постараться прекратить эти проблемы.
Действительно, до недавнего времени, я мирилась со всеми недостатками и старалась понять его и даже во много понимала и понимаю до сих пор: именно с психологической точки зрения, но, к сожалению не с точки зрения "жизненной, рациональной".
Да, вы правы, много людей добивались в жизни высот и без образования. и, возможно, мой молодой человек в скором времени "перебесится", образумится; пройдёт некоторый максимализм или же просто жизненные ситуации приведут его к мыслям о целесообразности образования. Видимо, мне стоит набраться терпения и подождать.
Конечно я понимаю, что человека нельзя переделать в корень, тем более мужчину, я и не стараюсь и не старалась его переделать. Хотя согласна с тем, что в моём предыдущем сообщении явно видны амбициозные фразы, наводящие на мысль о том, что я хочу взять всё в свои руки и даже не буду считаться с его мнением )) Это всё эмоции, мне не удалось передать в предыдущем сообщении то, что я в него вложила бы сейчас.
А сейчас, немного успокоившись, я просто хочу всё-таки поговорить с ним об образовании и понять, что он хочет и если чего-то не хочет, то почему... конечно, в любом случае я попытаюсь мягко донести до него свою позицию, но давить не буду. Попытаюсь, как говориться, по женски, мягко, терпеливо. Глядим и разберусь в себе лучше и в нём, а там посмотрим, как жизнь сложится. Думаю ход моих мыслей сейчас чуть-чуть правильней или я опять залезла в дебри?
Вот до чего же интересная штука любовь...Разумом могу понять, что если ничего не изменится у него в лучшую сторону и не появится какая-то стабильность, то, как девушка, нацеленная в будущем- пусть и не таком близком- на семью, буду вынуждена капитулировать и искать или строить с кем-то другим свою жизнь. А сердце говорит, что всё изменится, стоит только подождать и потерпеть, любовь всё преодалеет. Но я всё равно надеюсь на лучшее. Спасибо Вам ещё раз, Вы действительно помогаете! возможно скоро напишу ещё одно сообщение о той проблеме, которая беспокоит меня последние несколько лет. До свидания П.С. напишите, пожалуйста, что вы думаете насчёт вышесказанного мною, а то может я опять, как говорила, забрела в дебри...

Elena(psyadvise): Здравствуйте, Ольга.
Я рада, что Вы правильно поняли то, что я хотела до Вас донести. Но я ни в коем случае не уговариваоа Вас не разговаривать с Вашим молодым человеком вообще. Вы, естественно, правы, что поговорить нужно. Даже если Вы не получите того результата, к которому стремитесь, то в любом случае этот разговор поможет Вам лучше понять и узнать своего молодого человека.
Единственное хочу посоветовать. Не забывайте, что у него действительно есть какие-то только ему понятные причины не получать образование (даже если Вам он их не скажет). Возможно, что на данный момент он и сам не сможет их осознать. И второе, помните, что он не пойдёт учиться лишь только потому, что этого очень хотите ВЫ.
Желаю удачного и плодотворного разговора.

P.S. Было бы неплохо, если бы позднее Вы отписались о результатах Вашего разговора.


 

 

Новости Сайта:

29.10 - Новые книги в разделе "Материалы" (Глубинные аспекты женской психологии и Репрезентативные системы и их языковое выражение).

 


В избранное