Есть такая рассылка «Наука Лидерства» (интересная, кстати), которую ведет наш старый знакомый Гильбо Евгений Витальевич.
Недавно я пришел к ним на форум, в порядке продолжения очень давнего, но незаконченного разговора. И, хотя писал я, как всегда, спокойно и интеллигентно (подливая масло в огонь, как уж водится), реакция на мои посты была очень-очень неспокойной и весьма-весьма враждебной. Чего я только о себе не услышал… «Интеллигент» - это было самым мягким из ругательств. В общем, я там не welcome. Надо отдать должное хозяевам форума, хоть и ругались они на меня
ругались, хоть и матюгались они на меня матюгались, но постов моих не удаляли.
Ну да ладно, пусть ругаются, мне не привыкать. По мне, так всю эту историю иначе как с юмором воспринимать невозможно, даром, что на том конце бушуют страсти.
Очередной раз Евгений Витальевич меня зацепил в своей рассылке, написав «типичное не то» на тему, к которой я не равнодушен. Я бы предпочел обсуждать на форуме, но не хотят. Не хотят, и ладно - есть рассылка, отвечу тут.
[Alein] 1) Иногда вы цитируете В.С. Высоцкого. Был ли он эффективным лидером? Способствуют ли его песни выработке лидерских качеств? По возможности, дайте, пожалуйста, развёрнутый ответ.
2) В каом-то из ответов (по-моему даже не единожды) Вы использовали цитату Сахарова "только нравственные решения оказываются в конечном счете правильными, безнравственные уже содержат в себе зерно будущего краха" для обвинения в безнравственности бендеровцев, Ельцина и им подобных. В то же время, Вы считаете, что человек сам решает, что есть добро и что есть зло, в т.ч. что есть нравстенно, а что безнравственно. То есть, с точки зрения Ельцина, он - самый нравственный
человек. То есть, понятие "нравственность" весьма субъективно. Означает ли это, что Ваши безаппеляционные заявления о безнравственности Ельцина (и подобных) является попыткой навязать своё представление о нравственности или всё-таки существует некий абсолют (фундамент) нравственности на который Вы ориентируетесь? Есть ли какой-то фундамент нравственности кроме "нравственно то, что полезно для меня"?
27.03.2007 Alein
[Гильбо] 1) Высоцкий был великий национальный поэт, хороший актер. В некотором смысле он имел и лидерские качества. При этом лидером он однозначно не был, во взаимоотношениях, как правило, занимал ведомую позицию, следовал очень многим ограничениям. Хотя все песни Высоцкого воспевают силу личности, для него самого это была сверхкомпенсация: он воспевал то, чего не хватало ему самому. К сожалению, окружающие переоценивали его сверхкомпенсационный самопиар и поэтому
не смогли разглядеть за ним реальные проблемы. Поэтому ему некому оказалось помочь, когда он подсел на иглу и через полгода, как и положено, умер от передозировки.
Как поэта я смог оценить Высоцкого уже после его смерти. Как человека я его недолюбливал, потому что недолюбливал тогда слабаков вообще. Очевидно, это было связано с естественными проблемами подросткового возраста: в силу неизбежных для этого возраста проблем самоутверждения у меня не хватало личностной силы для снисхождения к чужим слабостям, так что я уважал только реальную силу, а слабаков презирал. И неизбежно презирал в Высоцком и то, как он жил, и то, как
он умер.
Когда я повзрослел, отношение изменилось, я начал ценить в людях не только силу. Высоцкий быстро стал одним из моих любимых поэтов. Я считаю, что без него так же невозможно осознание сути русской души, как и без Есенина. Если бы он дожил до 90-х, то наверное был бы автором самых проникновенных баллад об уходящем советском мире, его несбывшихся надеждах, боли его умирания. И поэтому оставался бы моим любимым поэтом. Но лидером он бы не был. И моим другом Высоцкий
не мог бы стать ни тогда, ни сейчас.
Впрочем, друзей настоящих у него и не было, кроме Марины Влади. Поклонники были, и тогда и сейчас. Многие называют себя его друзьями ради пиара. Но умер он совершенно одиноко. Называвшие себя его друзьями (и еще сейчас пытающиеся так называть) врачи не захотели его даже брать к себе в клинику, чтобы избежать скандала. При его смерти присутствовала только ничего не понимавшая, перепуганная и заметавшаяся от неожиданности очередная любовница, да платный врач-реаниматор,
понимавший уже, чем кончится дело и панически-тупо вводивший один за другим шприцы с промедолом.
Зато после его смерти устроили грандиозное пиарное шоу, высшее достижение любимовского режиссерского гения, на котором весь московский бомонд отметился в качестве посмертных друзей Поэта. Потом еще года два модой у всех бездарных поэтов стало пиариться стихами на смерть Высоцкого, которые сексоты КГБ пачками распространяли под видом самиздата. Дошло до того, что в этом “самиздате” захотел отметиться даже секретарь союза писателей, генерал КГБ и бывший
миньетчик Сталина, после чего происхождение всего этого “самиздатовского” потока уже ни у кого сомнений не вызывало.
Вся эта история вызвала у психически здоровых людей стойкое чувство омерзения и желание не вляпаться, а понятие “друг Высоцкого” стало ругательством и нарицательным обозначением для любого подонка, который хочет отпиариться за чужой счет.
2) Ельцин никогда не считал нравственным то, что он делает. В силу этого решения ему давались с большим трудом. У него очень часто не было уверенности в своей правоте, поэтому он часто оправдывался, даже перед людьми, от которых ничего в его жизни не зависело.
Это – неизбежная плата за принятие решений не по нравственному закону, а по расчету в рамках серьезных ограничений свободы. Если ты не способен бросить вызов этим ограничениям, расширить рамки своей свободы, если ты принимаешь эти ограничения – тогда платой за это оказывается личный и политический крах. Это и случилось с Ельциным.
А уж насчет бандеровцев Вы совсем перегнули. Там вообще ублюдки с низовки по большей части, у них собственного нравственного чувства отродясь не было, все строится на авторитарном механизме бегства от свободы.
[ИШ]
Все неудачники…
Чем успешней человек, тем больше пишут о том, что он неудачник.
Все оказываются неудачниками. Все, кому не лень, судят всех. И ведь часто приводят верные доводы. Если не работаешь - значит безработный. Если работаешь - значит на дядю. Если свой бизнес - значит работаешь на тех, кто тебя стрижет. Если не при власти - значит слабак. Если президент - значит ставленник и раб системы. Если сам создал систему - система неудачная. Если всё оказалось удачным - значит, настоящих друзей не было.
Так можно до бесконечности, потому что не бывает, чтобы получалось абсолютно всё и абсолютно всегда, и по собственным заслугам, и чтобы за это не пришлось бы дорого заплатить.
Доводы нередко формально верны, но при этом совершенно не релевантны, потому как «что было не важно, а важен лишь взорванный дот…»
Ельцин неудачник?
И Ельцин неудачник... «Он часто оправдывался, даже перед людьми, от которых ничего в его жизни не зависело. И не мог расширить рамки своей свободы. И потерпел личный и политический крах.»
У вампиров свои критерии успешности, и в ельцинской системе ценностей имели ли значение критерии его критиков?
И даже Высоцкий!
Да, чем успешней человек, тем больше пишут о том, что он неудачник.
Вот и Высоцкий… Кто бы мог подумать, человек, наполнивший собой целую эпоху, оказывается, не лидер.
И вообще слабак, и у него друзей не было. И даже Евгений Витальевича ему бы не удалось получить в друзья… Зато после его смерти «вся эта история вызвала у психически здоровых людей стойкое чувство омерзения и желание не вляпаться»…
Интересно, а мог бы Евгений Витальевич стать другом Высоцкого, и не было бы Высоцкому скучно с Евгений Витальевичем? А может ли человек типа Высоцкого запросто найти себе друзей своего уровня? Это же совсем другая энергетика. Конечно, перед Высоцким открывались все двери, кроме официальных, которые тоже открывались, хоть и со скрипом. Конечно, многие хотели бы стать его друзьями или хотя бы считаться, но кто бы смог?
Ему удалось научиться чувствовать жизнь и писать песни. Другие учились позиции занимать, на тормоза нажимать… «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде», говорил Христос. Но сынам ли века сего судить сынов света?
И в системе ценностей Высоцкого имели ли значение критерии его критиков?
А что есть удача?
Свободному человеку интересно выиграть Свою Игру, а цена не имеет значения (если только правила Игры не предусматривают обратного). А, если ты проиграл, то важно, играл ли ты в свою(!) игру, и играл ли в полную(!) силу? Но какая свободному человеку разница, удачник он или неудачник с позиции многочисленных критиков?
А есть ли критерии?
А есть ли критерии, по которым можно отличить удачника от неудачника? Есть критерии. Например, агрессивность - это критерий. Агрессивность типична для тех, кто проигрывает свою игру. А те, кому жизнь удается, светятся своим особенным светом. Высоцкий - пример такого свечения. Не часто это свечение приходится наблюдать, однако…
Возвращаемся к Высоцкому…
[Золотухин] …Врач ошибся. Володя не проснулся, а в 4 часа утра заснул навеки — случился обширный инфаркт. Была ли это передозировка наркотиков или просто сердце не выдержало, сказать трудно. Есть лишь факт — Высоцкого не стало.
Хоронила его вся Москва… Все было словно в каком-то тумане. Мне, как наиболее близкому к Высоцкому человеку, поручили сказать последнее слово, быть, так сказать, «ответственным за крышку гроба». В день похорон я не считал уместным говорить длинную речь. Кроме слов «вечная память» я продекламировал слова Высоцкого:
Мне есть что спеть
Представ перед Всевышним
Мне есть чем оправдаться
Перед Ним
Шальнов Илья Вячеславович
Пишите, только помните,
что любая часть вашего письма может быть процитирована,
если не оговорено обратное.