Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развиваем интеллект.

  Все выпуски  

Основы системного мышления


Информационный Канал Subscribe.Ru


Психологические тесты
В магазин "Интернатура" поступили отличные комплекты тестов для проведения психологических исследований. В продаже профессиональные диагностические методики: Тест Э. Ландольта "Диагностика работоспособности", "Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека", Тест Тулуз-Пьерона "Диагностика минимальных мозговых дисфункций", системы профориентации "Выбор" и "PROFI", другие полезные тесты.

В продаже аудиотренинг: "Встреча с целителем".

Магазин находится по адресу http://www.internatura.spb.ru.


Форма подписки на нашу рассылку:
Рассылки Subscribe.Ru
Основы системного мышления



Проекты "СПб Аутсорсинг" - поддержка бизнеса

Медицинская техника

Очистные сооружения

Магазин символики, флагов, гербов


Основы системного мышления
Основы системного психоанализа


Здравствуйте, дорогие читатели!


С этого выпуска рассылки мы начинаем знакомить вас с новой работой академика Виктора Константиновича Толкачева "БУКВАРЬ ПО ВОСПРИЯТИЮ". Это не значит, что мы перестанем публиковать столь полюбившийся многим курс "Основы системного психоанализа" (последний выпуск рассылки был посвящен оральному типу характера). Мы продолжим публикацию в следующем выпуске. А сейчас Виктор Константинович очень хотел бы услышать от специалистов мнение по материалам, которые мы предлагаем ниже. Убедительно просим вас написать лично Виктору Толкачеву по адресу tvk@smtp.ru и рассказать о ваших впечатлениях.

К нам вторично обратился организатор и руководитель одного из самых известных в Рунете образовательных интернет-проектов "Школа эффективных лидеров", ведущий рассылки "Наука лидерства" Евгений Витальевич Гильбо с просьбой опубликовать его новое сообщение, проясняющее тревожную ситуацию, сложившуюся вокруг ШЭЛ. Приводим выдержки из письма (полный вариант письма вы можете получить, направив пустое письмо по адресу leader2003@list.ru).

"Евгению Витальевичу удалось восстановить свой авторский проект, уничтоженный в ночь на 27 марта, в день захвата. Сейчас он располагается по адресу leaderschool.neva.ru. Все, кто вступил в Клуб до 27 марта, имеют возможность доступа к своим персональным страничкам, и, как и ранее получают учебные материалы, имеют доступ к интерактивным процедурам. Даже в самой сложной ситуации Евгений Витальевич в первую очередь позаботился о выполнении своих обязательств перед членами своего виртуального Клуба. Евгений Гильбо 07.04.2003."

В одном из последних выпусков рассылки "Наука лидерства" Евгений Витальевич Гильбо отметил, что ведет свои консультации в стиле коучинг. О том, что такое коучинг вы сможете узнать из новых книг А. Савкина, М. Даниловой "Коучинг по-русски: смелость желать" (79 рублей без пересылки) и А. Огнева "Организационное консультирование в стиле коучинг" (91 рубль без пересылки), которые можно заказать у нас наложенным платежом, отправив письмо с фамилией, индексом и почтовым адресом на info@internatura.ru.

Итак, начинаем читать работу "БУКВАРЬ ПО ВОСПРИЯТИЮ или КАК ВОСПРИНИМАТЬ КНИГУ В. А. ГАНЗЕНА «ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ». .


Магазин "Интернатура" предлагает следующие психологические товары:

Благонадежность и

лояльность персонала

"Благонадежность и лояльность персонала" Тема оценки благонадежности и лояльности персонала становится все более актуальной и востребованной. ...  Подробнее!

З. Фрейд, В.

Толкачев Эротика: психоанализ и учение о характерах

 Сборник редких статей классиков психоанализа. Представлена практически неизвестная в России статья З. Фрейда "Характер и анальная эротика"   Подробнее!

В.

Толкачев Роскошь Системного мышления

 В книге изложена оригинальная теория Системного мышления, овладение которой приводит к наиболее полному раскрытию творческого потенциала человека. Подробнее!

«Высшая школа в РФ умерла, официальная наука также скончалась. Сейчас их трупы разлагаются со всеми сопутствующими обстоятельствами - вонью, удушающей ростки нового, суетливым растаскиванием останков червями и насекомыми, деструктурированием и кадровой деградацией, заражением трупным ядом всей свежей органики, которая с ними вынуждена соприкасается. В перспективе на этой куче удобрений могут возникнуть ростки новой, независимой науки. Но гумус должен перегнить. И нечто новое уже пробивается в принципиальном отдалении от этой кучи».

Е.В.Гильбо, (март, 2003)

Введение или о чем речь пойдет

В БУКВАРЕ речь пойдет о книге Владимира Александровича Ганзена «ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ», изд. Ленинградского университета, 1973, 153 с. Тираж 4940 экземпляров. Книга напечатана по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета. В настоящее время книга мало доступна, но пользуется большим спросому специалистов самого широкого научного профиля.

Вот так-то!

БУКВАРЕ же написан и издан по велению сердца и разума его автора, а также по устному прижизненному разрешению и личной просьбе В.А.Ганзена. Ах, да, еще и по советам друзей (1), коллег (3), единомышленников (4) и настойчивым просьбам слушателей (2) Международной Интернатуры Системной Психологии. (Значения цифирь 1,2,3,4, поясним чуть ниже.)

ВНИМАНИЕ!

В дальнейшем текст книги В.А.Ганзена печатается без кавычек, но курсивом, т.е. вот таким шрифтом. Наши домыслы (1), вставки (2), рассуждения (3) и измышления (4) печатаются обычным шрифтом, вот так. Не путайте, пожалуйста! Впрочем, это трудно сделать; информационные и интеллектуальные ранги текстов очевидны. Естественно, что Вы, уважаемый читатель, можете читать ТОЛЬКО текст В.А.Ганзена. Признаюсь, что, собственно для этого и написан этот БУКВАРЬ ганзенизма.

ГАНЗЕНИЗМ – учение о единых принципах целостного мировидения и миропознания; образовано от немецкого слова GANZE - ЦЕЛОЕ, СОВОКУПНОЕ; это целительное (1), целое (2) и целостное (3) учение, нацеленное (4) на понимание системного строения мира, это синтетический, единоструктурный научный язык, на котором изложены новые принципы, комплексы идей, гипотезы, концепции, определения и понятия о:
- общности основных закономерностей ЭВОЛЮЦИИ целостных объектов,
- общности основных закономерностей СТРОЕНИЯ целостных объектов,
- об определенном соответствии воспринимаемого ОБЪЕКТА и свойств отражающей системы,
- системном отображении реальности как частном случае психического отражения, обладающем эвристическими возможностями.

Если Вы спросите меня, а что же исцеляет ганзенизм, то ответ прост – разум. Если с Вашим разумом у Вас все в порядке, то гордитесь, Вы - член партии Подавляющего Большинства (РППБ(д)) и Вы знаете, КАК поступить с этим текстом. Мы же, все остальные, разумом скудые (нищие) приступаем к работе собственно над книгой В.А.Ганзена, которая начинается с лицевой страницы или шмуцтитула:

Кто такой Ганзен и воспоминания о нем

В.А.ГАНЗЕН

ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

В монографии на основе современных психологических данных о процессах отображения внешнего мира человеком рассматривается проблема восприятия целостных объектов. В рамках этой проблемы исследуется ряд конкретных вопросов, но главное внимание сосредоточено на исследовании зависимости процесса и результата (восприятия) от свойств и особенностей объекта восприятия. В связи с этим дается изложение различных способов описания целостных объектов, приводится системный анализ объектов зрительного и слухового восприятия, подробно рассматривается роль, функционирования и взаимодействия различных уровней отражения целостных объектов. Увы, досадная опечатка! Не ясно, как надо понимать «роль, функционированиЕ и взаимодействиЕ» или «роль (без запятой) функционирования и взаимодействия». Скорее всего – без запятой! Или, все же, через запятую? Показано значение идей целостности и закономерностей восприятия целостных объектов в процессе познания, при обучении и проектировании.

Книга предназначена для психологов и может представлять интерес для физиологов, педагогов, инженеров-конструкторов и кибернетиков. Ил. — 15, табл. — 2.

0157—100 Г078(02)-74 16-73 Издательство Ленинградского университета, 1974

«Восприятие целостных объектов» - вы прочли заглавие книги. Скажите честно, сами себе – Вам все слова заглавия понятны? А совокупный смысл этих трех слов, поставленных вот в такой смысловой ряд, Вам тоже понятен?

Если Вы ответили ДА, то читайте только текст В.А.Ганзена, если же Вас, как и меня, посетили сомнения, то, может быть, стоит нам этими сомнениями поделиться?

Заметим, что если слова разнятся (или рОзнятся?) отличаются друг от друга по форме хотя бы буковкой одной, хотя бы ударением, местоположением в предложении и пр., то и системные смыслы, сокрытые в этих словах, разные. Даже если одно и то же слово, но поставить в ряду слов, т.е. в предложении по розному, то совокупный смысл предложения тут же разнится. Например, а можно было бы назвать эту книгу «Целостное восприятие объектов»? Или «Восприятие целых объектов»? Или «Восприятие объектов целостно»? Или еще каким-либо иным вариантом? Давайте, почитаем (1), подумаем (2), поразмышляем (3), посомневаемся (4) …

ВВЕДЕНИЕ

«…из всего одно и из одного все (образуется)»
Гераклит Темный (V век до н.э.).

Гераклит говорил, что он «ни у кого не учился, кроме природы». Владимир Александрович Ганзен говорил: « Я ни у кого не учился, кроме Гераклита и природы»! Мне остается заметить, что своими основными учителями полагаю Гермеса, Трижды Величайшего, Гераклита Темного, В.А.Ганзена Неисчерпаемого и Природу в ее непознаваемой объективности.

Мир, в котором живет современный человек, предметен в своей основе.

Это – первая строка книги. И тут же у меня она вызвала раздумья и вопросы. А что, разве несовременный человек жил не в предметном мире? И разве современный человек всегда живет в мире предметном? Возможно ведь, что с теми и другими бывали случаи, когда они жили не в предметном, а в вымышленном, иллюзорном, или, как теперь любят говорить, ВИРТУАЛЬНОМ мире? Может быть, было бы лучше сказать: «Для НЕКОТОРЫХ из современных людей мир, в котором они живут, ПРЕДМЕТЕН И ФУНКЦИОНАЛЕН в своей основе».

Примем за постулат (постулат - недоказуемая, но экспериментально всегда подтверждаемая, истина) и будем всегда помнить, что

НЕТ ФУНКЦИИ БЕЗ СУБСТРАТА и НЕТ СУБСТРАТА БЕЗ ФУНКЦИИ!

Разговоры о первичности материи и вторичности сознания, надеюсь, навсегда отошли в прошлое, однако некоторые ученые с контуженным этой «истиной» сознанием все еще пытаются «из ничего синтезировать все», а вслед за ними и некоторые политики все еще поют «кто был ничем, тот станет всем».

Владимир Александрович был добрым и умным человеком, не то, что автор этих перепевов! Юмор и сатиру любил, но любил посмеяться только над собой. Лаконизм и большое смысловое содержание текста – это отличительная черта его научного наследия.

Предметами, объектами, выделенными из среды, являются объекты живой и неживой природы, продукты труда человека, сам человек.

«выделЕнными» созвучно с «выделАнными». Интересно, с помощью чего и что же мы выДЕЛЫваем, когда выДЕЛЯем объект из среды? И еще! В догматической, так называемой официальной науке, принято разделять ПРЕДМЕТ исследования и ОБЪЕКТ исследования. Определить предмет той или иной науки означает опредЕлить, вычленить, обозначить тот круг проблем, которые она изучает. Здесь же иностранному слову ОБЪЕКТ как бы просто уподоблено русское слово ПРЕДМЕТ, продукт труда в системном значении «элемент». Так ли это?!

«Сам человек» как наиболее интересный предмет исследования согласно В.Далю: «Человек состоит из вещества и существа, из тела и души, из плоти и духа» (Толковый Словарь, том 1, с. 463, 1994). Системно хочется добавить «из хаоса и порядка».

Эти предметы (1) , взаимодействуя между собой, объединяются в комплексы (2), ансамбли (3), системы, образуя новые, более сложные целостные объекты (4).

Простите, но я почти уверен, что теперь, в 21-ом веке В.А.Ганзен согласился бы вот с такой редакционной правкой «Эти предметы (1), взаимодействуя между собой, объединяются в комплексы (2), ансамбли (3), системно образуя новые, более сложные целостные объекты (4). Однако, первоисточник свят!

С развитием науки и производства объекты становятся все сложнее, а их изучение, созидание и управление ими становится все более трудным делом. Изучение и создание таких объектов происходит при обязательном участии восприятия. Поэтому в общей проблеме восприятия может быть выделена ее важная часть – проблема восприятия целостных объектов.

«Проблема восприятия целостных объектов». Вам понятно, что здесь написано? А мне нет! ПРОБЛЕМА! Ученый увидел проблему восприятия… где? Там, где и так все ясно! Целая сосиска, она и есть целая сосиска, не надкушенная, чего тут не ясного? Некто надкусил сосиску, вот и воспринял ее на вкус, пожевал и проглотил - принял ее в себя, а сосиска стала не целая.

Быть может крупные ученые простые слова не понимают, или не так понимают? Может быть стОит время от времени уточнять значение некоторых слов, которое мы и будем принимать за наше общее их понимание? Так, например, ПРОБЛЕМА – это (от лат. prоblema – преграда, задача) сложный теоретический вопрос, допускающий множество ответов, а посему требующий адекватной (соответствующей) теории для его разрешения.

«Самые ценные книги на свете – это словари»! (В.А.Ганзен, устное наследие.) С тех пор, когда я услышал это его наставление, я покупаю словари в первую очередь. Любые! «А Вы держали когда-либо в руках Древнегреческо - русский словарь»? (Любимая шутка В.А.Ганзена). Кстати, такой словарь у нас с Вами есть.

Так вот в этом словаре написано, что частица ПРО означает «относящийся к чему-то спереди», «БЛЕММА» - это взгляд, взор! Вот и получается, что на древнегреческом языке проблема – это смотрение вперед. Увидеть проблему там, где иному все ясно, где иному видны только всем понятные показные ЭМБЛЕМЫ, - это и есть умение заглянуть в небывалое.

И, тем не менее, у меня первая проблема – почему в заглавии книги не написано КТО ВОСПРИНИМАЕТ ЦЕЛОСТНЫЕ ОБЪЕКТЫ и КАК он это делает? И тут же получаю разъяснение…

В самом общем виде эта проблема состоит в исследовании зависимости процесса и результата восприятия целостного объекта от: свойств и особенностей самого объекта восприятия (1), свойств отражающей системы субъекта(4), его индивидуальных особенностей (3) и условий восприятия (2).

Ага! Наряду с объектом в восприятии задействован и субъект. Про ОБЪЕКТ мне разъяснили, что это – предмет со своими свойствами и особенностями. А кто такой СУБЪЕКТ со своими отражающими системами, да еще и индивидуальными особенностями?

Давайте мы попробуем по ходу проработки текста составлять словарь «ганзенизма», попробуем дать общее растолкование, расшифровку смыслов, казалось бы, хорошо знакомых слов. Да-да, слово – это и шифрограмма, и конечный геометрический знак, и символ некоторых безграничных смыслов, которые они обозначают и которые в них зашифрованы. Но, прежде всего, обратите внимание, что я уже несколько раз «четвертовал» текст, разделил и пометил фрагменты текста цифрами: 1,2,3,4. Причем, цифры иногда идут не в своем порядке. «Четвертовал», «фрагменты» - прямо как в морге или на приеме у некрофила. Когда (1), где (2), что (почему) (3) и зачем (4)? Да-да, есть такая игра!

Упражнение N 1 для Вашего саморазвития: Составьте семантическое поле вопросов, т.е. дополните множество ЧТО, ГДЕ, КОГДА, и т.д. Интересно, а у древних славян были еще какие-то вопросительные слова?

Дело в том, что с момента рождения идеи в голове В.А.Ганзена и создания самого текста этой книги прошло уже более трети века. Многое додумано (1), многое передумано наново (2), многое прояснилось и видится по-новому (3), многое еще предстоит прояснить (4) тебе, любезный читатель, со своими «индивидуальными особенностями».

Ведь текст, как и смысл его, живет своей жизнью; у него своя судьба. У текста есть его историческая составляющая, бессознательная и подсознательная составляющие (психологический портрет подсознания автора), сознательная или рациональная составляющая (явное содержание, понятное современникам) и надсознательная часть, которая может быть и неясной сегодня даже автору. У текста есть и «послесознательная» часть. Бывает так, что проходит время и авторы, перечитывая свой текст, находят в нем новые, даже для себя, смыслы. Или расстаются со старыми! Увы, у текста есть и еще одна функция - быть трупом, рассыпаться в прах. Да, книги тленны, и рукописи горят. Не верите? Бросьте эту книгу в огонь и убедитесь, что самое широкое распространение иногда получают самые нелепые высказывания!

А вот смыслы, обозначенные текстом, вот уж эти точно, что не горят, ибо существуют в иных пространствах. Слово и мысль действительно ограничивают смысл, и слово изреченное - уже смысла, а посему, текст - уже смысла. Но если говорить строже, то текст - это плоский отпечаток объемного смысла, это “голографический осколок смысла”, который, просвечиваясь Вашими индивидуальными интеллектуальными когерентными лучами, прочитывается в вашем индивидуальном объеме. И Вы, современный читатель, способны прочесть ТЕПЕРЬ и то, о чем автор ТОГДА еще, может быть, только смутно догадывался.

Свою гениальную догадку В.А.Ганзен окончательно закрепил текстом в 1984 году в книге «Системные описания в психологии», изд. ЛГУ. На странице 44 здесь сказано: «Анализ описаний объектов самой различной природы дает возможность высказать следующее утверждение: основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который выполняет и функцию интегратора перечисленных характеристик». Однако и в рассматриваемом тексте эта мысль присутствует и будет нами встречена неоднократно; она как бы «вызревает» в этой книге.

Но авторы и их мышление развиваются дальше и дальше, а вот текст замер, отошел в прошлое, хотя и отражает мышление автора на определенном этапе жизни. Можно переформулировать принцип структурного описания реальности, например, в таком виде (по крайней мере, так он звучал в устах В.А.Ганзена в рабочих дискуссиях в начале 90-ых годов, 92-95): «Любая реальность наблюдаемого мира описывается временными (1), пространственными (2), информационными (3) и энергетическими (4) характеристиками».

Т.е. в любых исследованиях реальности необходимо для достаточной полноты описания учесть именно этот набор модальных характеристик. Но еще ДО формулировки этого принципа В.А.Ганзен в своем мышлении уже успешно пользовался им.

Давайте проиллюстрируем этот всеобщий принцип структурной четверичности, посмотрим как он работает в данном фрагменте текста. Воспроизведем абзац еще раз:

В самом общем виде эта проблема состоит в исследовании зависимости процесса и результата восприятия целостного объекта от: свойств и особенностей самого объекта восприятия (1), свойств отражающей системы субъекта(4), его индивидуальных особенностей (3) и условий восприятия (2). Раскладываем целый абзац на компоненты и анализируем текст по отдельным его частям: – мы будем исследовать:
ЗАВИСИМОСТИ процесса ВОСПРИЯТИЯ и РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПРИЯТИЯ, которые, в свою очередь, зависят от:
(1) свойств и особенностей самого объекта восприятия (эта характеристика имеет модальность ВРЕМЕНИ, поскольку свойства объекта во времени изменяются, в дальнейшем закрепим за «временем» букву (В);
2) условий восприятия. (эта характеристика имеет модальность ПРОСТРАНСТВА, закрепим за «пространством» букву (П);
(3) его индивидуальных особенностей (эта характеристика имеет модальность ИНФОРМАЦИИ, закрепим за «информацией» букву (И);
(4) свойств отражающей системы субъекта, (эта характеристика имеет модальность ЭНЕРГИИ, закрепим за «энергией» букву (Э).

При дальнейшем прочтении текста мы будем иногда этими буквами помечать модальности некоторых фрагментов текста. Договорились? Если НЕТ, то просто не обращайте на них внимание.

Заметим, что этот же принцип лежит в основе концепции системного мышления, которая получила свое дальнейшее развитие в книге «Роскошь системного мышления», СПб, «ЭМПАТИЯ», В.К.Толкачев, 1999. В «Роскоши…» этот принцип называется «принципом диакосмической квартокосмезы». Напомню, что первые девять глав этой книги написаны под руководством В.А.Ганзена.

И поставим себе вопрос, а что такое ЗАВИСИМОСТЬ? Словарь В. Даля (в дальнейшем – В.Даль) отвечает «быть следствием известной причины». Спасибо, запомним!

Главным вопросом в проблеме восприятия целостных объектов, по нашему мнению, является вопрос о том, как, каким образом из множества стимулов (В), источником которых является объект (П), формируется целостный образ (И), единая реакция (Э) субъекта, как «из всего одно образуется». Здесь проблема восприятия сближается с проблемой познания целостного объекта, с проблемой формирования у человека целостной картины мира.

Можно попытаться переформулировать вопрос иначе и дополнить линейный текст матричным описанием. Матрица В.Ганзена (Рис. 1) – это новое структурное дополнение к линейным причинно-следственным описаниям, новый наглядный прием свертывания причинно-следственных рядов – строк. КАК из: множества отдельных стимулов (В), источником которых является объект (П), формируется целостный образ (И), единая реакция субъекта (Э)?

Время - пространство – информация – энергия; ИМЕННО ТАК «ИЗ ВСЕГО ОДНО ОБРАЗУЕТСЯ»!


|
единая реакция субъекта ------------------- целостный образ,
|
энергия -------------------------------------------------------информация
---------------------- ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА--------------------
время ------------------------------------------------------- пространство
|
множество отдельных стимулов ------------------------------ объект
|

Рис. 1. Матрица В. Ганзена. Матричное описание процесса формирования картины мира у субъекта.

Четверичность просматривается и здесь! Но скептик обязательно буркнет «притянуто за уши».

Посмотрим, посмотрим… Зато ответ на вопрос КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ «психическое зеркало» отражает МИР прост – системно! Но этот ответ в 1974-ом году еще только закладывался в работах В.А.Ганзена.

В основу метода исследования очерченной проблемы положены три следующих идеи. Во-первых, это гипотеза об общности основных закономерностей строения и эволюции (В) всех целостных объектов независимо от их природы. Во-вторых, это идея об определенном соответствии объекта восприятия и свойств отражающей системы (П). В-третьих, это мысль о том, что восприятие целостного объекта есть частный случай психического отражения (!?) и, следовательно, при его изучении могут быть использованы как общие свойства отображений, так и изучение аналогий с другими видами психических отображений (И). Эти положения и определили содержание и логику построения книги.

Здесь текст «Введения» в книге В.А.Ганзена «Восприятие целостных объектов» закончился, но мы с Вами еще немножко поразмышляем.

«А где четвертая - энергетическая - идея»? – спросит догадливый читатель и с помощью все того же структурного принципа описания любой реальности В.А.Ганзена тут же увидит его в тексте, но в неявном виде. Прочтите еще раз вот эту часть текста внимательно! В-третьих, это мысль о том, что восприятие целостного объекта есть частный случай психического отражения (Э) и, следовательно, при его изучении могут быть использованы как общие свойства отображений, так и изучение аналогий с другими видами психических отображений (И). Согласитесь, что «отражение» психическое и «отображение» физическое – это разные вещи. Отображение и поиск аналогий – имеет модальность «информации» (И), а целостное отражение, отражающая система – имеет модальность «энергии» (Э).

Так принцип В.А.Ганзена помогает уточнять самого В.А.Ганзена, ибо четвертая идея, «которая положена в основу метода исследования очерченной проблемы» может быть сформулирована так: психическое отражение как частный случай СИСТЕМНОГО психического отражения в себе самом содержит эвристические возможности. Структура системы сама подсказывает;

1. актуальное состояние системы, прошлую, настоящую и будущую фазу ее развития (прогностика, В);

2. модальность недостающих или избыточных характеристик описания, (П);

3. принципы стабилизации, организации, формирования и функционирования системы (И);

4. принципы саморазвития системы (Э).

Справедливости ради следует сказать, что выявлению этого, неявно здесь присутствующего четвертого принципа, посвящена уже упомянутая выше книга В.А. Ганзена «Системные описания в психологии». Почему-то вспомнилось: «Хотел бы я быть таким же умным, как моя жена .. потом». И еще о ком-то, кто крепок задним умом! (Уж, лучше ласковые поглаживания по голове ладошкой самокритики, чем дубиной Вашей объективной критики!)

Очень прошу, отзовитесь!

Ваши вопросы, замечания, предложения, убийственная критика… выдержу все! И мой вопрос к Вам: продолжать или нет? Виктор Константинович Толкачев, Президент Международной Интернатуры Системной Психологии. (СПб, Берлин, Нью Йорк), tvk@smtp.ru

« Для улучшения положения с образованием надо сформулировать критерии такого улучшения. Чего Вы хотите? Чтобы Вы были умнее окружающих, или чтобы окружающие были умнее Вас? Для достижения первой цели надо не систему реформировать, а заниматься самообразованием. Если Вам ближе вторая цель, считайте, что Вы ее уже достигли».

Е.В.Гильбо

Продолжение следует...

---------------------------------


По рассылке:Сегодня у нас подписчиков:Пишите:
Архив
Статистика
Резюме
Основы системного

мышления'

info@internatura.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное