Современный поток информации, которую мы ежедневно должны пропускать через себя, чтобы не отставать от жизни, увеличивается с каждым днем. Развитие информационных технологий изменило скорость подачи информации и способы ее восприятия человеком. Чтение, которое остается одним из основных способов получения информации,
не изменяется уже сотни лет. Поэтому в наши дни множество ученых, психологов, учителей работают над увеличением скорости чтения.
Существует огромное количество школ скорочтения, быстрого чтения, динамического чтения, фоточтения. Различаются эти школы не только названием, но и внутренним содержанием. Одни строят обучение путем ускорения восприятия информации (чтение без проговаривания, расширение угла зрения, уменьшение времени остановок и возвратов при чтении). Другие совершенствуют смысловую обработку читаемого текста (выделение смысловой информации, запоминание информации).
Третьи делают и то и другое. Различаются и приемы, с помощью которых достигается желаемое. В одних используют технические средства, в других - специальные печатные пособия, в третьих - хитроумные упражнения.
Для того чтобы освоить технику быстрого чтения, необходимо избавиться от следующих основных недостатков медленного чтения.
1. Возвратные движения глаз при чтении (регрессии). Под этим понимаются возвратные движения глаз к недопонятым словам, предложениям. Даже простые слова становятся нам непонятными, когда мы невнимательны или думаем о другом. Вам не приходилось возвращаться к слову, которое вы только что прочитали потому, что оно не понятно? Ну, чтобы на всякий случай уточнить верно ли вы его прочитали. Та же участь может постигать целые предложения, абзацы, даже
весь текст. Если текст нам не очень интересен, то сознание переключается на более интересные мысли.