Ненастоящая любовь всегда озабочена. Настоящая любовь внимательна, но в ней нет озабоченности. Если ты действительно любишь человека, ты будешь внимательным к его настоящим потребностям, но не будешь проявлять заботы о его дурацких, глупых фантазиях. Ты не станешь удовлетворять ничего, что может ему повредить. Человек, который слишком заботлив, привязан, будет удовлетворять требования эго - а это значит отравлять своего возлюбленного. Внимание означает, что ты видишь, что является нереальной потребностью, но
потребностью эго; ты не будешь этого удовлетворять.
Любовь проявляет сострадание, но не озабоченность. Иногда, это жестоко, потому что иногда состраданию приходится быть жестоким. Иногда, оно очень отрешенно. Если помогает отрешенность, будь отрешенным. Иногда, если нужно, будь холодным. Какой бы ни была потребность, любовь к ней внимательна - но не озабочена.
Ищи, медитируй на любовь, экспериментируй. Любовь - это величайший в жизни эксперимент, и те, кто живет, не экспериментируя с энергией любви, никогда не узнают, что такое жизнь.
Люби себя и наблюдай - сегодня, завтра, всегда.
Мы начинаем с одного из самых глубоких учений Гаутамы Будды: люби себя.
Прямо противоположному учили вас все традиции мира. Они говорят: "Люби других, не люби себя". И за их учением стоит определенная стратегия.
Любовь - это питание для души. Любовь для души - это те же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа. И никакое государство, никакая церковь, объединенные интересы никогда не хотят, чтобы у людей были сильные души, потому что человек с духовной энергией обязательно будет бунтарем.
Любовь делает тебя бунтарем, революционером. Любовь дает тебе крылья, чтобы парить в высь. Любовь дает тебе прозрение в природу вещей, и никто не может тебя обманывать, эксплуатировать, угнетать.
Чтобы сделать тебя слабым, священники и политики, нашли верный метод, метод со стопроцентной гарантией. И он состоит в том, чтобы учить тебя не любить самого себя. Потому что если человек не может любить самого себя, он не может любить никого другого. Они говорят: "Люби других, человечество, люби Бога, природу, свою жену, мужа, детей, родителей". Но ты не любишь себя - потому что, по их словам, любовь к себе эгоистична. Они осуждают любовь к себе как худшее из всего. И они придали своим учения очень логичный
вид: "Если ты любишь себя, то станешь эгоистом, самовлюбленным". Это не правда.
Человек, который любит себя, находит, что в нем нет никакого эго. Эго возникает именно в любви к другим без любви к себе, в попытках любить других. Миссионеры, социальные реформаторы, социальные служители имеют величайшее эго в мире - естественно, потому что они считают себя высшими человеческими существами. Они не обычные люди - обычные люди любят себя. Они любят других, они любят великие идеалы. Они любят Бога.
Это может быть долг, а не любовь. Родители осуществляют свой долг по отношению к детям, и в ответ дети должны осуществлять свой долг по отношению к родителям. Жена исполняет долг по отношению к мужу, и муж исполняет долг по отношению к жене. Где же любовь?
Любовь ничего не знает о долге. Долг - это бремя, формальность. Любовь - это радость, щедрость; любовь неформальна. Человек долга думает: "Я выше, я духовный, незаурядный. Посмотрите, как я служу людям!"
Веками нас заставляли бояться того, чтобы любить самого себя, - а это первый шаг любви и первый ее опыт. Человек, который любит себя, уважает себя. Такой человек любит и уважает других, потому что знает: "Другие точно такие же, как и я. Точно также, как я наслаждаюсь любовью, уважением, достоинством, наслаждаются и другие". Он осознает, что мы ничем не отличаемся в том, что касается основ; мы - одно. Мы подчинено одному и тому же закону". В деталях мы можем немного отличаться друг от друга - это приносит разнообразие,
это красиво, - но в своих основах мы части одной и той же природы.