1. Формулируйте свою цель в утвердительных терминах.
Многие, когда имзадают вопрос обих целяхижизненныхориентирах, говорят о том, чего они не хотят, а не о том, чего хотят. Итак, прежде всего постарайтесьуяснить, чеговы всамом деле хотите,
то естьсформулируйте свое желание в позитивных, утвердительных терминах.
Мозг устроен таким образом, чтоформулировка цели при помощи отрицаний способна привестиктакому жерезультату, совершенно ей противоположному.
Родителичастоговорят детям, чего нельзя делать ("не беги","не разбей", "никогда такнеделай"), после чего ребенок чаще всего поступает наоборот.
Этоотноситсянетолько кдетям. Игрокв бейсбол,которомукричат "не промахнись" в тотсамыймомент, когдамяч дугой взмывает внебо,скорее всего,
промажет. Его система "разум-тело" будет схвачена мыслью о промахе, а не о том,как поймать мяч. Мысль-отрицание норовитподменитьивытеснить мысль-утверждение и именно так воплощается в жизнь.
То, что больше всего занимает наши мысли (сознательно или неосознанно), обычно отражается в поведении и становится явью
Чтобы"понять",чегонамнехочется,приходитсяприбегатьк определенному мысленному представлению, которое нередко включает образ того, чегомы нехотим. Разум
начинает считатьэтот образный ряд (особенно если тотдостаточноярок)"предполагаемымрезультатом",аэтозначит,что мысленное "не хочу" неизбежно воплощается в жизнь.
Хотя мы не до конца понимаем связанную с таким процессом нейромеханику, эта сторонанашего восприятия вызывает у многих большойинтерес. Например, если я попрошу вас не думать о своей левойноге, вам
просто придется думать о ней, чтобы не забыть, о чем вы не должны думать.
К сожалению,когдаречьидетодостижениицелей,возникающийна инстинктивном уровне отрицательный рядспособенпричинить немало вредадо того,какмыуспеваемизбежатьданного отрицательного.Игрок вгольф, задумывающийся о препятствиях(дереве иликанаве), обычно осуществляет то, чтопрокручиваетсяунеговвоображении.Онотдаетсоответствующие "мысленныеприказы",после чегомячуспешноприземляетсяв канавуили отскакиваетотдерева.
Добровольныежертвыпостоянныхтревогсами придумываютсебекошмары,которые затемсбываютсяснеизбежностью пророчества и подтверждают худшие
опасения ("ачто яговорил!").Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели.
Определитесь с тем, чего вы на самом деле хотите.
Конечно, научиться мыслитьв утвердительных терминах не так уж просто.
Как не думать отом, чего не хочется?Ответ один: сосредоточиваться только натом,чеговыдействительнохотите,представлятьэто,тоесть воспроизводить
в ряду зрительных, слуховых и т. п. ощущений.
Определеннуюпомощь могут принести недавние исследования работы мозга.
Например, мы, судя по всему, способныодновременно удерживать в голове лишь весьмамалоеколичествомыслей.Этозначит,что еслимы заполнимвсе свободное"пространство"мыслями
овиде, звучании иощущениитого, чего хотим, топростонесможемдумать о противоположном.
В действительности, когда нас захватывают какие-либо глубокие идеи или яркие, красочные картины, нам очень трудно одновременно заниматься чем-то еще. О задумавшемся человеке говорят, что он "поглощен своимимыслями".Этот подход помогает преодолеть склонность воображать отрицательные результаты.
При утвердительной постановке цели исключается все прочее – исключаются не только мыслио том, чего вы не хотите, но и рассужденияотом, как вам достичь желаемого.Занимайтесь всем
по очереди:сосредоточьтесьпрежде на самой цели, а не на средствах ее достижения.
Чтобынаучиться сосредоточиватьсянатом,чего вы хотите,не нужно особого труда,хотяэтопотребуетопределеннойпрактики.Приведемеще несколькопримеров.
Скажем,действительноливыхотитесброситьпару килограммов лишнего веса?Перестать опаздывать и всегдаприходить вовремя?
Тогда выскажите то же намерениедругимисловами,в утвердительнойформе.
Чащевсегодля этогодостаточнопростоизменитьпорядок слов.Языки синтаксис оказывают на ум не меньшее влияние,чем яркие мысленные образы, и простой прием перефразирования может принести немалую пользу.
Испытайтеэтонасебе.Беглозапишитенесколько целей, желанийи надежд, незадумываясь оточности
формулировок. Еслиокажется, что список включаетотрицательныетермины,перепишитесоответствующиепунктыв утвердительныхвыражениях.Еслиизменениепорядкасловнепомогает, вернитесь кразмышлениям
о том,чегоже вывдействительности хотите, и именно это желание сделайте своим планируемым результатом, только выраженным в утвердительной форме. Лучше думать отом, чего хочется, даже еслионо не приходит в голову, чем о том,чего такне хочется, что ононе выходитиз головы.
Вопросы для оценки цели
Перечисленныениже вопросы помогутвам прояснить поставленные целии выразить их в утвердительной форме. При работе с партнером спрашивайте "чего тыхочешь?"итакдалее. Современему вас появится привычкадумать в утвердительнойформе.Этоодинизпринциповправильнойформулировки результата.