– А мне кажется, я понял, что вы хотите сказать, – обратился к ведущему один из делегатов. – Первый брат воспринимал информацию через зрение, второй использовал слух, третий – тактильные ощущения, а четвертый предпочитал вкусовые переживания.
– Верно, – ответил ведущий. – Это достаточно яркая, акцентированная иллюстрация. Каждый из нас имеет доступ ко всем чувствам, но большинство из нас скорее использует один или два канала для получения и переработки информации, чем все сразу. Если вы прислушаетесь к языку, на котором говорят люди, то сенсорные паттерны, которые доминируют в речи, укажут вам, как мыслит этот человек. Другими словами, мыслит ли он зрительными образами, в словах или звуках,
тактильными образами или эмоционально.
– Прав ли я буду, если предположу, что, если кто-то разговаривает, со мной и я замечаю, что он использует визуальный канал, употребляя такие слова, как видите, вообразите себе, отражать, смотрите, изображает, неясно, смутно, отчетливо вижу, я тоже должен использовать визуальный язык, чтобы наладить с ним контакт? – спросил один из представителей делегации.
– Великолепно. Вы попали в самую точку. Если же вы ответите ему преимущественно в словах аудиального или тактильного языка, он просто увидит вас далеким и непонятным и решит, что вы лишь смутно осознаете его точку зрения.
В этот момент в сознании египетского профессора словно вспыхнул свет.
– Я только что поняла одну вещь, – сказала она. – Я поняла, как можно использовать это в работе со студентами. Если я хочу говорить убедительно, я должна разнообразить интонации, включить больше занятий, основанных на системе вопрос – ответ для студентов, предпочитающих аудиальный канал. Я должна предоставлять разнообразную визуальную информацию и иллюстрировать то, о чем я говорю, для студентов- визуалов. А для тех, кто предпочитает воспринимать мир кинестетически
– через активное действие, ощущения и эмоции, – мне нужно включить в курс обучения больше заданий, связанных с групповой работой, проектами, презентациями и так далее. Но еще более удивительно – это то, что я осознала новые возможности в общении со своей семьей, – ее голос потеплел.
– Что вы имеете в виду? – поинтересовался ее сосед.
– В ходе этого семинара я поняла, что в любом контексте у меня преобладает визуальное восприятие. Мне важно то, что я вижу, я горжусь тем, как я выгляжу. Моя квартира всегда чиста и прибрана. Все лежит на своих местах. – Она на минутку задумалась. – Мой муж и сын немного другие. Иногда, хотя я их очень люблю, они выводят меня из себя. И теперь я лучше понимаю, в чем наше отличие.
– Продолжайте, – попросила группа.
– Мой муж замечательный человек. Он все делает правильно. Он ест свой ленч дома и готовит его сам, потому что университет, где я работаю, находится слишком далеко от дома, и я не приезжаю домой на ленч. И по его мнению, он все делает правильно. Он моет посуду и убирает ее на место. Проблема заключается в том, что он ставит посуду не на те места, и мне приходится все переставлять, когда я возвращаюсь домой (я люблю, чтобы все стояло на своем месте). И он
не представляет, как правильно мыть стеклянную посуду, поэтому я часто перемываю ее заново. И мой сын, – продолжала она, – ему шестнадцать, и я очень его люблю. Но его комната похожа на лагерь беженцев. Одежда валяется на полу, рядом разбросаны книги, вещи, как он находит то, что ему нужно, – ума не приложу. Но, чтобы не затягивать эту историю, перейду к главному. Я часто высказывала им, что я об этом думаю, и, к сожалению, я заработала себе репутацию ворчуна. Но сейчас у меня появилась одна идея. Я попробую
применить то, что поняла на этом семинаре, и дам вам знать, что из этого вышло. Я пришлю вам всем электронные письма и расскажу, что случилось.
Продолжение следует…
С Уважением, Евгений Касьянов.
Авторский сайт Евгения Владимировича Хомяка (Сантатика – от управления процессами мозга, ДНК-РНК, до управления реальностью)www.santaticaevh.fromru.su