Недавно снова услышал выражение: «Что сделано
хорошо — то сделано во славу Божью». Ну или более простой вариант: «Что делаешь
— делай хорошо».
Вспомнилось это сегодня по ходу страстной речи
одного славного молодого человека. Он с горящими глазами говорил о том, что в нынешнем
мире есть место только лучшим. Что надо стремиться стать лучшим, лучшим из
лучших, остальное — «вызывает скуку» и «приносит бедность».
Любопытно, насколько часто эта мысль
повторяется вокруг, несмотря на явное и очевидное противоречие с наблюдаемой
реальностью J
Еще раз заметим: даже «Слава Божья»
упоминается в контексте «делай хорошо», а вовсе не «лучше всех». Оглянемся
вокруг: мир держится на «сделано хорошо за среднюю цену». А вовсе не на
«лучшем». Лучшее — тупо не окупается. Ни фирмам, ни людям.
С рынком вообще все легко отследить: эксклюзив
вроде Бентли или Крайслера разоряется раз за разом, а «средне-хорошо, но не
блеск» типа Рено или Фольксвагена (а нынче и вовсе разбушевавшиеся китайские
автокомпании) скупают эту «блеск и нищету» супербрендов и спокойно расползаются
по всему миру.
Мы, большинство, то есть основная масса денег
на рынке, не едим лучшее, не живем в лучшем, не ездим на лучшем, не отдыхаем в
лучшем, даже не женимся или не выходим замуж за «лучшее». Мы не нанимаем
«лучших работников» и не работаем у «лучших начальников». Чего там, мы даже не
лучшие книги читаем, не лучшее кино смотрим и не бессмертную музыку на века —
слушаем. Мы берем «лучшее, что можем себе позволить», то есть — хорошее по
средней цене. Мы, большинство, не «бедность и скука», мы «достаток и приятный
досуг». Не «богатство» — достаток. Не «роскошь и блеск» — приятный досуг.
«Среднее за хорошую цену» это примерно как
большой город в сравнении с окружающими отсталыми окраинами. Ведь и «худшее» и
«лучшее» — это окраины. Там, как ни странно, шансов мало. А тут, в центральной
области «хорошо» — основные деньги, основной успех за... приемлемую цену. И
цена эта — не только в деньгах.
Рассмотрим. Для этого отвлечемся от рынка
вообще и возьмем один товар в частности: нас с вами. Работников. «Профи». «Спецов».
Здесь, как и в других областях, вполне себе действует принцип Парето (пусть не
очень точный, но тенденцию схватывающий намертво). Помните его? Тот самый, про
«80 процентов результата достигается 20-ю процентами усилий». Остальные 20
процентов результата требуют остальных 80% усилий). 80% — это «на четверку».
Это — «хорошо». И это стоит пятую часть от «лучше всех».
Иначе говоря, «лучшие всех» в среднем убивают
впятеро — ВПЯТЕРО — больше времени, сил, денег, бессонных ночей, разрушенной
личной жизни, распадающегося здоровья — на результат, который лишь на 1/5 часть
— лучше.
«Окей, — скажете Вы, — но они это результат
продадут не в пять, а во много раз дороже...»
«Может быть, — отвечу я Вам J — а может быть и нет».
Посмотрите, в поры «неограниченных
возможностей» в России сколько людей рвануло к сияющим высям? А миллиардеров
живых? Ну, 20. Не процентов. Штук. А умерших, потерявших здоровье да по
тюрьмам? Пожалуй, что и сотни тысяч. А они, между прочим, эти сотни тысяч, тоже
прикладывали титанические усилия (ну, кто что мог), не спали ночей, дрожа от
нервного возбуждения илистраха,
сидели на таблетках и вертелись ужом.
Мало стать лучшим, нужно еще выиграть в
лотерею «один из пятидесяти тысяч», то есть попасть в шанс 0,002%.
Вы хотите играть на такие шансы? Ок, даже если
речь идет не о миллиардах, а о миллионах. 2%. Причем это не два процента за
просто «купить лотерейный билетик». Это за «вгробить жизнь по полной». С
вероятностью успеха в два процента. Риск, конечно, благородное дело, но...
посчитать все же стоит J
А теперь еще вспомним, что времена
«неограниченных возможностей» в России уже прошли. И общество стабилизировалось
хоть отчасти. Для нас это значит многократное уменьшение вероятности «статистического
выброса» для «лучших». То есть уже
и за миллионы меньше процента. А цена растеееет. В лучшем для «лучших» случае
они пойдут по одной мерке с «хорошими». Только из-за существенно более высоких
претензий этих «лучших» обычно «хорошие» оказываются более удачным выбором для
покупателя... ну, работодателя, партнера, клиента. «Цена-качество», знаете ли.
А лучшие — как и положено — с краю. Маргиналы-с.
Но есть нюанс... как всегда J
Мы, большинство, которое «хорошо по средней
цене» и которые берут «хорошее же по средней же цене» слегка тщеславны, хоть и
не идиоты.
Не идиоты в том смысле, что реально «лучшее»
мы брать не будем — овчинка выделки не стоит. Дорого и глупо. Но мы были бы не
прочь, если бы наше «хорошее» было чуток... как бы это сказать... лучшим. То
есть, еще раз, мы не идиоты и, конечно, не поверим всерьез, что этот лучший в
мире Ссан-Йонг уж прям так и лучше Роллс-Ройса. Но что-то типа «в своем классе»,
«из других Ссан-Йонгов», «в лучшей комплектации» — это нам нравится. Если не
особенно увеличивает цену. Чуть-чуть мы согласны доплатить за удовольствие
пощекотать свое самолюбие. Но чуть-чуть. Платить всерьез за лучшее? Держите
карман шире!
И опять-таки, потому как мы, большинство, не
идиоты, мы понимаем разницу между теми, кто называет свое «хорошее» лучшим из
уважения к нашей маленькой слабости — и не завышает цены всерьез — и теми, кто
достаточно слабоумен, чтобы свое «лучшее» пропихивать нам по цене реально
лучшего. Эти «лучшие» идут туда же, куда и просто лучшие и, кстати, худшие. В
пеший эротический тур.
Каков вывод?
Не надо быть лучшим. Не окупается. В том самом
«нынешнем мире» надо быть «хорошим», реально хорошим, по средней цене. И слегка
казаться лучшим, уважая окружающих. А наглые претензии на «лучшесть» надо
быстренько сбросить и вместо «гнаться за успехом» мудро выбрать «жить в
достатке». Хорошо жить. Потому что это — во славу Божью J