Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Персональная рассылка Т.В. Гагина ТРЕНЕРЫ, ПСИХОЛОГИ, БАНКИ И ГЕЙ-ПАРАД.


Героика в буднях

Тренерский семинар по НЛП в этом году выдался героическим. Особенно финальная его часть: с дымом, жарой и дохнущими кондиционерами. Ей-Богу, есть что-то по-детски разочаровывающее, когда на поднесенную с надеждой руку дует горячий воздух. Увы, техника не ведает героизма.

Люди же, особенно тренеры, особенно НЛП, как выяснилось, его очень даже ведают. Вот и получилось, что и я прилетел-таки в дымную Москву, хоть самолет напрочь не хотел там садиться, и участники на завершающую сессию приехали и прилетели тоже. Каждый из нас, я думаю, был бы рад, если бы действо отменилось. Но! Чтобы не по нашей вине. Так что все были, как штык. И парад-алле начался.

Вот ведь что обидно. Как первые две сессии, где надо думать, сочинять, писать, проверять, так с погодой все было терпимо. А когда надо прыгать, кривляться, петь, плясать и вообще всячески давать жару, так прям испытание на жаростойкость. Уж на что я привык за последние лет 15, но и у меня такая обстановочка была впервые. Нормальные-то коллеги из Москвы брызнули на разные приморские мероприятия... Но работа есть работа. Пришлось скрепя сердце радоваться тому, что выдержав такую обстановку, наши выпускники в обычных залах при нормальных температурах будут просто орлами и орлицами.

Впрочем, возможно, близость сертификации все же подстегивала. Пришедшие в ранге «специально приглашенных звезд» замечательные коллеги: Борис Кириленко, Анвар Бакиров и Владимир Виноградов — выглядели куда более утомленно, чем сами участники. Тоже блистали, конечно, но старались поскорее «со сцены» соскочить. И я очень их понимал!

Недостаточные достоинства

Трехмесячное знакомство с очень разными яркими и неглупыми людьми заставило меня лишний раз вспомнить одну очень давно известную вещь: недостатки — те же достоинства, только в другом контексте. «Борьба» с ними только ухудшает лучшие черты, при том, что мало чего из недостатков исправляет на деле. Так что лучшая стратегия — активно использовать ту часть, которая «достоинства» в надежде, что это примирит окружающих с остальным.

Хорошо было «обычным» участникам, у которых ничего особенно не выпирало. Получалось вполне ровно и уверенно. Хуже доводилось тем, у кого свой яркий стиль уже был: любые попытки доработать его «напильником» приводили к растерянности и ухудшению впечатления. А «сереньким» было легче: понятен стартовый уровень, понятно, что делать, понятно, что получится. Пожалуй, исключением были те, кто свой сложившийся имидж и стиль именно складывал сам, а не «получил от природы»... ну или от простого жизненного случая. 

И вот тут начиналось странное. Хотя скорее, как жизнь показывает, обычное: видя, что «середнячки» обходят, «звезды» начали их «гасить». То есть не превосходить реальными достижениями, а именно «гасить». Ну, если хотите, «чморить». Прям как в лучшие школьные годы. Более или менее прямо намекать на тупость, неповоротливость, бедность, уродство... И чем более вежливо и воспитанно встречали всё это «середняки» — взрослые серьезные люди — тем злее становились насмешки и выпендреж «звезд». И... тем более жалко они начинали смотреться и в глазах «середняков», и в глазах администраторов семинара, да и просто случайно зашедших зрителей. Доходило до неловкости. Часто. И, чувствуя эту неловкость, «звезды» (тоже неглупые взрослые люди), злясь, делали только хуже. Способность посмеяться над собой стремительно таяла.

Работа «на контрасте»

Помните анекдот «и тут выхожу я, весь в белом». В анекдоте это даже смешно. Но то анекдот.

А вот в жизни тот же принцип частенько выглядит нет так... белоснежно цирково. Принцип этот в том же анекдоте метко назван «работой на контрасте». Чтобы я был «весь в белом», они, другие, должны быть «в дерьме». В жизни, как и в анекдоте, тот, что «весь в белом», готов для этого даже потрудиться. То есть (простите) — обосрать. Ну или обозвать. Или осудить. Или обвинить. 

Много раз (и не я один) обращал внимание, что люди делятся (в этом смысле) на такие любопытные категории:
1. есть те, кому важно быть лучше (за счет своих достижений),
2. есть те, кому важно, чтобы другие были хуже (за счет их унижения),
3. есть те, кому важно быть «из большинства» (согласно меткому выражению персонажа Вячеслава Невинного из рязановского «Гаража»),
4. и есть те, кому важно быть лучше себя самого — каждый день, каждый год — лучше.

Несложно заметить, что мои симпатии целиком на стороне последних. При этом я ничего не имею против третьих, пока их стремление относится лишь к себе. Если же третьи начинают для соответствия «большинству» агрессивно чморить-нападать на «меньшинство», где бы они его не нашли, то они уже не третьи, а — вторые.

Первых я вполне себе уважаю. Пусть они и посматривают на окружающих свысока, они хотя бы это право оплатили. Своим трудом, временем, смелым риском, талантом и опять — трудом. И хотя мне не очень близка радость достижений лишь из странного желания быть лучше других, такая радость этими людьми по крайней мере — заслужена.

Еще раз выделю главное: в моем представлении человек имеет право считать себя лучше других, если это его личная заслуга, а не просто удачное стечение обстоятельств (вроде рождения в семье, скажем, принца Уэлльского... или просто в богатой или высокопоставленной семье, или столице, или стране ☺). Я не говорю, что этот человек «должен» считать себя лучше других, но хотя бы — может. И опять же не «унижать других», а «считать себя». Перед самим собой. Другие тут просто материал для сравнения.
Так что первые, третьи и четвертые — это все вопрос личных предпочтений. А вот вторые вовсе не безобидны, даже если приличные люди предпочитают «не связываться», а мысленно обозвать их придурками и мысленно же брезгливо отворачиваться.

У кого толще и длиннее

Как-то старый друг Стас Уколов рассказывал, как наблюдал с приятелем двух сидящих за соседним столиком... монахов, которые яростно спорили на какие-то свои богословские темы: кто из них лучше понимает-разбирается в этом деле. Приятель Стаса тогда, дескать, высказал наблюдение: «О чем бы ни говорили мужики, разговор все равно о том, у кого толще и длиннее». Сходная мысль выражена и в древней притче о способе сделать линию на песке короче, не стирая ее: достаточно нарисовать рядом линию длинее. 
В притчах это красиво. Но то притчи. А в жизни это любимый способ прятать свою никчемность из столетия в столетие и из поколения в поколение — находить тех, кто будет «хуже». Причем хуже — по определению. Не в силу личных качества или бесталанности. А просто. По национальности. По фамилии. По цене игрушек. По ориентации. По рождению в другом городе. В другой стране. По привычке болеть за другую команду или верить в другого бога. Я уж молчу про цвет кожи или отсутствие нужных лейблов на одежде или шильдиков на машине.

И опять, если это просто личный подростковый выпендреж, ничего страшного. Это все еще личное дело. Но вот никчемности собираются в группы и начинают преследовать «чужих». Из страха или стадности к ним примыкают третьи, которые «из большинства». И простая и очевидная вроде бы глупость становится — требованием. Требованием соответствовать никчемности и бездарности. Требованием не выделяться. Под страхом. 

По роду деятельности (изучая методы массового воздействия) мне доводилось читать разные книги, которые в разных культурах почитаются как священные. В основном в них кипят вполне человеческие страсти, а богам приписываются весьма повседневные и низменные мотивы, что активно используется недобросовестными деятелями от той или иной церкви для преследований, вымогательства и угроз. Но одно предписание мне показалось и до сих пор кажется весьма отличным от других — именно потому, что оно не приносит выгоды и корысти оседлавшим религию дельцам-смертным: не судить и не осуждать. Из всего, что мне доводилось читать, это, как ни странно, больше всего похоже на божественное. Просто потому, что уж очень «не человеческое». (Священники, впрочем, вполне успешно это предписание игнорируют и — осуждают. Что лишний раз показывает их вполне человеческую природу, но это другая история.)

Плеваки и зеваки

Осуждают, впрочем, не только претендующие на особые отношения с богами местные «святые». Коллеги-психологи не отстают. Большая часть подходов к психологическому консультированию основывается на идее «проблемности» человека ничуть не меньше, чем у предшественников-священнослужителей на идее «греховности». Просто здесь наезд большинства на меньшинство часто прячется за требование «помочь несчастным». Дальше идут подробные описания проблемных состояних, под которые легко попадают все наши с вами друзья и соседи, не говоря уже о нас самих. Особенно в нашем психологическом мире любят чморить «не таких» в своих собственных рядах. (Впрочем, я несправедлив, это отличительная черта далеко не только психологического «сообщества». Скорее, любого гуманитарного, научного или творческого — вспомните хотя бы последнюю возню в Союзе кинематографистов). В этом смысле я, с одной стороны высоко ценю инициативу профессора Н.И. Козлова по созданию «не такого» Университета Психологии. А с другой смотрю на нее с грустью. Уж очень велика вероятность того, что заклюют. Или, что вероятнее, заплюют. По описанным выше причинам.

Но не будем только о грустном. Написать все это меня среди прочих причин побудил и такой веселый факт: недавно моя супруга была на гей-параде. В Монреале. На мой удивленный вопрос: «Чего это тебя туда понесло?» она жизнерадостно ответила: «Так интересно же!» А потом подробно рассказала про шествие, про транспаранты и сбор пожертвований, про видео- и фото-камеры и про флаги спонсоров. Среди которых один из самых больших (и консервативных) банков Канады. Судя по описанию и фотографиям гей-парад в Монреале это респектабельное мероприятие, смешение советских демонстраций и карнавального шествия. Глядя на картинки так и представлялось: «Вот идет колонна транссексуалов! Выше груди и самооценку, товарищи! Урраааа!»
По сторонам улицы — горожане и туристы того же вида и с тем же чувством, что и любые другие зеваки вдоль лыжных трасс или модных подиумов. Они пришли — поглазеть на шоу. Им — интересно.

И я думаю, именно это — нормально.  


В избранное