Созерцание и концентрация являются умственными
процессами. Как может умственный процесс помочь достижению состояния
не-ума ?
Этот вопрос является очень важным. Ум спрашивает,
как может сам ум выйти за пределы ума? Как может какой-либо умственный
процесс помочь достижению чего-либо, что не является умом? Это кажется
противоречивым.
Попытаемся понять. Когда ум есть, что мы имеем? Процесс
думания. Когда есть не-ум, что мы имеем? Отсутствие процесса думания.
Если вы будете все время уменьшать свой процесс думания, то шаг за шагом,
медленно вы достигнете состояния не-ума.
Когда процесс думания становится все более и более
насыщенным, то вы перемещаетесь от ума к еще большему уму. Когда процесс
думания уменьшается, замедляется, вы помогаете себе перемещаться к не-уму.
Это зависит от вас. И ум может помочь в этом, потому что, на самом деле,
ум это то, что вы делаете со своим сознанием непосредственно в данный
момент. Если вы оставите свое сознание в одиночестве, не делая с ним
ничего, оно превратится в медитацию.
Итак, у вас имеется две возможности - одна из них заключается
в том, что вы постепенно, шаг за шагом уменьшаете свой ум. Это так,
как будто вы удаляете из комнаты мебель - тогда создается некоторое
пространство. Затем вы еще удаляете мебель и пространства становится
больше. Когда вы удаляете всю мебель, вся комната превращается в пустое
пространство.
На самом деле удаление мебели не создает свободное
пространство, оно уже существовало, только было занято мебелью. Когда
вы ее убрали - пространство восстановилось, его снова можно обнаружить.
Глубоко внутри ум является занятым пространством, наполненным мыслями.
Если вы удалите некоторое количество мыслей, то создастся пространство
- или восстановится, или снова обнаружится. Если вы будете продолжать
удалять свои мысли, то постепенно вы будете наращивать ваше пространство.
Это пространство и есть медитация.
Это может быть сделано медленно, но может и быстро.
Если медленно уменьшать количество мыслей, то в это время будут создаваться
новые мысли. Утром вы некоторое время сидите в медитации, вы замедляете
процесс своего мышления. Затем вы отправляетесь на работу и снова натиск
мыслей. Пространство снова заполняется. На следующий день вы поступаете
таким же образом, и вы продолжаете делать так все время - отбрасываете
мысли, затем приглашаете их снова.
Вы можете выбросить всю мебель и внезапно. Решение
зависит от вас. Это трудно, потому что вы уже привыкли к мебели. Без
мебели вы можете чувствовать себя неудобно, вы не знаете, что делать
с этим пространством. Вы можете даже начать бояться двигаться в этом
пространстве. У вас никогда не было такой свободы для движения.
Ум является обусловленным. Мы привыкли к мыслям. Вы
когда-либо наблюдали - а если не наблюдали, то понаблюдайте, - что вы
продолжаете повторять одни и те же мысли каждый день. Почему? Какая
польза от этого? Польза только одна - это просто старая привычка. Вы
чувствуете, что делаете нечто полезное.
Вы лежите в постели и ждете, когда сон придет к вам,
и то же самое повторяется каждый день. Почему вы делаете это? Некоторым
образом это помогает. Старые привычки и обусловленность помогают. Ребенку
нужна игрушка. Если ему дать игрушку, он заснет; затем можно и отнять
игрушку. Но если игрушки нет, ребенок не может заснуть. Это обусловленность.
В тот момент, когда ребенку дают игрушку, в его уме что-то срабатывает.
Теперь он готов заснуть.
То же самое случается с вами. Игрушки могут быть другими. Кто-то не
может заснуть, пока не будет монотонно повторять: «Рама, Рама, Рама...».
Это игрушка. Если он повторяет: «Рама, Рама, Рама...», то игрушка в
его руках; он может заснуть.
Со старыми привычками вы чувствуете себя легко и удобно.
Схемы рассуждений также являются только привычками. Вы чувствуете себя
удобно - одни и те же мысли каждый день, один и тот же маршрут. Вы чувствуете,
что все в порядке.
Вы сделали некоторые капиталовложения в ваши мысли
и в этом проблема. Ваша мебель не является просто хламом, который можно
выбросить, вы очень много в нее вложили. Вся мебель может быть выброшена
немедленно, это может быть сделано! Для этого имеются мгновенные методы,
мы будем о них говорить. Немедленно, сию минуту, вы можете освободиться
от всей вашей умственной мебели. Но тогда вы внезапно окажетесь пустым,
незаполненным, и вы не будете знать, кто вы такой. Тогда вы не будете
знать, что делать, поскольку впервые с вами не будет ваших старых схем.
Шок может быть слишком неожиданным. Вы можете даже умереть, или вы можете
сойти с ума.
Пока человек не готов, внезапные методы не используются.
Человек внезапно сходит с ума, потому что он теряет все, что удерживает
его. Прошлое немедленно отбрасывается, а когда прошлое отбрасывается,
вы не можете постичь будущее, потому что будущее всегда понимается в
терминах прошедшего.
Остается только настоящее, а вы никогда не бываете
в настоящем. Вы были или в прошлом, или в будущем. Поэтому, когда вы
в первый раз окажетесь просто в настоящем, вы почувствуете себя неистовым,
сумасшедшим. Вот почему внезапные методы не используются, если вы не
работаете в школе, если вы не работаете с мастером в группе, если вы
не являетесь тотально преданным учителю, если вы не посвятили всю свою
жизнь медитации.
Поэтому постепенные методы являются достаточно приемлемыми.
Они отнимают много времени, но постепенно вы привыкаете к пространству.
Вы начинаете ощущать это пространство, и его красоту, и его блаженство.
Итак, от обычного мышления необходимо перейти к созерцанию
- это постепенный метод. От созерцания хорошо перейти к концентрации
- это постепенный метод. А от концентрации хорошо сделать прыжок в медитацию.
Тогда вы двигаетесь медленно и на каждом шаге ощущаете под собой фундамент.
И когда вы прочно утвердитесь на одном шаге, только тогда вы начнете
переходить к следующему шагу. Это не прыжок, это постепенный переход.
Итак, эти четыре состояния - обычное мышление, созерцание, концентрация,
медитация - являются четырьмя шагами.
**********
И, тем не менее, на встречах Бойцовского клуба мы делаем этот прыжок:
от обычного мышления к медитации. Бой - это внезапный метод, новый элемент
в так устраивающей вас схеме жизни. Это - способ побыть в настоящем.
Это - возможность почувствовать себя самим собой.