Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Газета "Академия"

  Все выпуски  

Газета "Академия"


ГАЗЕТА "А К А Д Е М И Я" Донбасской государственной машиностроительной академиии г.Краматорск, Донецкая область, Украина

ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип N.5 (169)
от 1 марта 2008 года

Поздравляем с Международным женским днем!

Весна и любовь... Простые слова, но столько смысла в них вложено. Весна - пробуждение природы после долгой и холодной зимы. Весна - это еще и пробуждение самых светлых чувств, тех, без которых наша жизнь была бы цепочкой серых будней, и только любовь может разукрасить нашу жизнь, и вместе с весной они переворачивают мир с ног на голову. Потому что начало весны ассоциируется с самым главным праздником года - 8 Марта, ведь каждая женщина в этот день становится богиней. И мы желаем вам, дорогие женщины, быть такими всегда!

Редакция газеты "Академия"

Официально
Очи черные, очи жгучие...

Представляем вам красавиц Академии...



Министр образования и науки Иван Вакарчук: "Я не буду Робеспьером. Мое "оружие" - убеждение и контроль"

В последнее время темой номер один в украинском образовании...



Вопросы & Ответы

Следующим на вопросы отвечал первый проректор А.Н. Фесенко...



События
Новости

21 февраля в гостиной ДГМА прошла пресс-конференция...



На лезвии резца

По инициативе кафедры МСИ был проведен семинар шведской фирмы "Seco"...



С днем рождения, ЭГФ!

20 февраля свой 13-й день рождения отметил экономико-гуманитарный факультет...



На досуге
Почем опиум для студента?

Название заведения, открытого близ шестого корпуса Академии...



Ану-ка, парни!

Соревнование началось с конкурса "Арм-рестлинг"...



"Что? Где? Когда?"

Рассказывая об особенностях цыганской кулинарии...




Очи черные, очи жгучие...

После долгой зимы так хочется весеннего тепла, яркого солнечного света и беззаботного щебетания птиц. К празднику весны - 8 Марта в Академии проводится праздник красоты - "Мисс Академия - 2008". И, по уже сложившейся традиции, газета "Академия" проведет конкурс "Мисс Фото - 2008", результаты которого будут объявлены 12 марта на самом конкурсе "Мисс Академия - 2008".

Представляем вам красавиц Академии. И чтобы познакомить вас с участницами поближе, мы задали им несколько вопросов. Вопрос 1: Почему вы решили принять участие в конкурсе? Вопрос 2: Что вы готовы сделать для победы? Вопрос 3: Чего вы ожидаете от участия в конкурсе? Вопрос 4: Ваша мечта?



Литвинова Виктория, ОМД07-2

- Хочу узнать, какого титула я достойна и хочу по соперничать с девчонками.

- Все, что в моих силах!

- Победы.

- Хочу побывать в космосе, на других планетах, в других галактиках.



Костырко Юлия, УЧ07-1

- Самоутвердиться, познать что-то новое в жизни, расширить круг общения.

- Все от меня зависящее, но в пределах моих возможностей.

- Море впечатлений, положительных эмоций.

- Главная моя мечта - стать самостоятельным и независимым человеком.



Валухова Анна, М07-2

- Мне с детства нравиться принимать участие в конкурсах красоты.

- Для победы я готова выложиться на все 100%.

- Новых знакомых, положительных эмоций и, конечно же, победы!

- Мечтаю о прекрасном. Хочу, чтобы окружающий нас мир стал лучше. Тогда все люди станут гармоничнее, красивее и открытие.



Воротникова Евгения, МО07-2

- Хочу попробовать свои силы.

- Приложить максимум усилий.

- Получить радость от участия и победы.

- Победить в конкурсе "Мисс Мира".



Высочина Алена, И07-5

- Я хочу себя реализовать, узнать, на что я способна.

- Все.

- Море хороших впечатлений и хорошего настроения.

- Закончить вуз и устроиться на хорошую работу. А еще путешествовать по миру.



Абрамова Наталья, М07-2

- Попробовать свои силы в конкурсе, повысить самооценку и побороть стеснительность.

- Упорно работать над собой, своей внешностью.

- Интересного шоу, встреч с новыми людьми. Стать маленькой студенческой звездочкой.

- Побывать на карнавале в Бразилии. А также объездить мир.



Чайка Татьяна, ИС07-1

- Показать себя. Возможно, добиться победы.

- Все, что в моих силах.

- Победы, наверное. Хотя это не главное.

- Посмотреть мир.



Красько Зинаида, ИТ07-3

- Чтобы открыть для себя новые возможности.

- Приложить максимум усилий.

- Обрести новых друзей и получить массу положительных эмоций.

- Побывать во всех странах мира. Купить "Феррари".


А мы, в свою очередь, желаем девушкам удачи, уверенности в себе и, конечно же, победы.

С участницами знакомила Виктория Лебединская


Статистика конкурса "Мисс Академия - 2008"

Сухая статистика конкурса "Мисс Академия - 2008" такова: в этом году в конкурсе принимают участие 8 девушек с 5 факультетов. 1 студентка ФАМ, 1 - МФ: 1 - ФИМ, 2 - ЭГФ, наибольшая массовость на ИЭФ -3 девушки. Все восемь участниц - первокурсницы.

Ранее принимали участие в аналогичных конкурсах 4 девушки. Причем две из них в масштабах города. Одна девушка окончила курсы в модельном агентстве и имеет в активе профессиональное порт фолио.

Принимали участие в танцевальных коллективах 6 девушек. Причем 5 из них в известных городских танцевальных коллективах Крамакторска, Славянска, Сватово и других городах. В вокально-инструментальном коллективе - 1 девушка. Принимают активное участие в художественной самодеятельности Академии - 4 девушки.

Большинство девушек основной целью участия в конкурсе считают, "попробовать свои силы" - 7 девушек, "с детства нравится принимать участие в конкурсах красоты" - 1 девушка. Хотя, в отличие от прошлого года, большинство (6 девушек) желают победить в конкурсе "выложиться на 100%.

На вопрос "Что вы ожидаете от конкурса" ответы были самые разнообразные, подчеркивающие хорошие качества нынешних конкурсанток: "море хороших впечатлений", "новых друзей", "интересного шоу-сказки", "массы положительных эмоций"

Все девушки хорошо представляют цель жизни: "самореализоваться", "открыть свой бизнес", "приносить окружающим радость", "стать мастером своего дела". И, конечно, подавляющее большинство из них написали: "создать крепкую, счастливую семью".


Министр образования и науки Иван Вакарчук: "Я не буду Робеспьером. Мое "оружие" - убеждение и контроль"

"Как писало "Зеркало недели", многим украинским вузам пора вывешивать объявление: "Продаются дипломы. Дорого". Может, Вакарчук хоть что-нибудь изменит". Это - глас сознательного студенчества, надеющегося, что с приходом на пост министра образования и науки человека, которого никто не может упрекнуть в непорядочности и каких-либо коррупционных действиях, в системе украинского образования начнутся изменения к лучшему.

На министра Вакарчука возлагают большие надежды не только в связи с "доведением до завершения вопроса независимого внешнего оценивания", но и с системным реформированием сферы образования и науки. За период его ректорства в ЛНУ наработан солидный опыт образовательных реформ. Удастся ли спроецировать его на всю страну? Этот вопрос интересует сегодня многих. Как и то, какой отныне будет образовательная политика МОН, какие запланированы приоритеты в украинском образовании. Обо всем этом - в интервью с министром образования и науки Иваном ВАКАРЧУКОМ.

- В последнее время темой номер один в украинском образовании стало внешнее независимое оценивание (ВНО), которое в этом году впервые внедряется в масштабах всей страны. Оправдает ли оно чаяния, которые возлагают на него как выпускники школ и их родители, так и прогрессивные педагоги? Вы, конечно, хорошо понимаете, какие трудности и скрытые риски существуют на пути внедрения ВНО.

- Следует отметить, что внедрению независимого тестирования всех выпускников, желающих поступать в вузы, предшествовали несколько лет подготовки. В прошлом году в тестировании приняли участие 117 тыс. учеников, хотя оно было добровольным. Некоторые вузы, а именно Львовский национальный университет им. И.Франко и, кажется, Харьковский национальный экономический университет, зачисляли абитуриентов сугубо по результатам тестов. В этом году все вузы будут принимать поступающих только по конкурсу сертификатов. За исключением, конечно, творческих специальностей. Обязательно для всех абитуриентов тестирование по украинскому языку и литературе, далее - из десяти тестовых предметов вуз выбирает профильные для поступления на ту или иную специальность. Подготовлена соответствующая нормативная база, есть указ президента, решение Кабинета министров, соответствующие приказы министра образования и науки. Другие вступительные экзамены в вузах, независимо от их формы собственности и подчинения, проводиться не должны. Только те учебные заведения, в которых ведется подготовка по направлениям, связанным с изучением иностранных языков, могут организовывать собственные вступительные экзамены по иностранному языку. Соответствующие тесты в Украинском центре независимого внешнего оценивания есть, но они еще требуют доработки. Также особые условия вступительных экзаменов предусмотрены для незрячих и других детей с особыми потребностями.

- Очевидно, инцидент, произошедший недавно в Крыму, стал для вас в какой-то степени неожиданностью. Участники акции протеста в Симферополе утверждали, что учеников школ с русским языком преподавания обязывают решать тесты на украинском, называя это едва ли не принудительной украинизацией. Несмотря на то, что акция имела явно политический подтекст, была попыткой в очередной раз подогреть страсти вокруг "языкового вопроса", - она все же помогла обнаружить некоторые недоработки в подготовке к внедрению тестирования во всеукраинском масштабе. Так ли это?

- Понятно, что акцию кто-то готовил, "накручивал" людей.

Согласно Порядку проведения тестирования, утвержденному приказом министра образования и науки Украины от 24 января с.г. №33, тесты для внешнего независимого оценивания по каждому предмету составляются на государственном языке. Но для учащихся, получивших общее среднее образование на языках национальных меньшинств, по их желанию в переходный период (2008-2009 гг.) тесты переводятся на соответствующий язык (за исключением теста по украинскому языку и литературе).

Проблема на самом деле не в качестве процедур и заданий ВНО, а в том, что упомянутая категория школьников плохо владеет государственным языком. Изучение украинского языка в школах с обучением на языках национальных меньшинств нередко является имитацией. Могу назвать причины этого: ненадлежащий уровень подготовки педагогов, недостаточно качественные учебники, просто нежелание качественно организовать учебный процесс. У детей нет мотивации к изучению государственного языка. Сейчас такая мотивация появилась - нужно проходить тестирование. Да, право учиться на том языке, на котором говорят в твоей семье, языке твоего народа - это святое. Но взрослый человек, который вступает в общественную жизнь, должен владеть также государственным языком. Если же уровень владения им недостаточен, на что тогда ушли средства, выделенные на обучение детей государственному языку? Куда смотрели взрослые - учителя, которые вели этих детей все годы обучения, родители, которые должны были бы советовать чадам изучать государственный язык? Почему они не хотят брать на себя ответственность? Ведь Конституция, которой утверждается один государственный язык - украинский, была принята и действовала, когда эти дети еще только пошли в школу. Я не снимаю вины и с министерства, недоглядели и контролирующие органы. Чтобы мотивировать детей, нужно предпринимать конкретные шаги, создавать условия, а не декларативно заявлять всему миру, что мы все изучаем государственный язык. Я бывал в Закарпатье, где действуют школы с венгерским, румынским языками обучения. Там также проблемы с учебниками. Тогда возникает вопрос: почему же эти учебники не издаются? Беда Украины в том, что ею на разных уровнях руководили люди, которым она не нужна. Иначе они создали бы все условия для обучения и интеграции в общество маленьких граждан, в том числе и русских, румын, венгров, поляков, крымских татар, молдаван:

- Не считаете ли вы, что перечень предметов, вынесенных на ВНО, великоват и его следует пересмотреть? Зачем тестировать практически по всем предметам, если даже богатые страны проводят независимое оценивание по нескольким основным дисциплинам?

- Этот перечень был утвержден еще в прошлом году. И когда я стал министром, это уже было, так сказать, на марше, дети на подготовительных курсах штудировали эти предметы, заплатили за обучение деньги... Поэтому вносить изменения было бы неправильно. Другой вопрос - как быть в следующем году. Я согласен, что предметов многовато. Не хочу сейчас говорить о том, какие более важны, а какие - менее. Должны поступить предложения от общественности, и после их обсуждения можно будет принимать решение относительно перечня дисциплин для ВНО.

- Готовы ли к другим рискам внедрения ВНО, в частности к сопротивлению со стороны ректорского корпуса? (По некоторым данным, в отдельных вузах "квота ректора" на проходные места достигает 60-80%.)

- У меня были встречи с ректорами Киевского региона, педагогами Закарпатья. Около сотни ректоров, с которыми я общался, относятся к внешнему тестированию положительно. Мы должны показать миру, что Украина готова и к таким шагам, общепринятым в странах Западной Европы и Северной Америки. Сопротивления со стороны ректоров я не ощутил. Я благодарен им за понимание. Конечно, есть множество вопросов, касающихся чисто рабочих, организационных моментов, которые еще требуют доработки.

- Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу одиозного пункта 15 Условий приема в высшие учебные заведения Украины в 2008 году. Многие педагоги небезосновательно усматривают в "особых условиях" участия в конкурсе лазейку для тех, кого "нужно устроить". Не считаете ли вы, что такой пункт компрометирует идею независимого внешнего оценивания?

- Несомненно, пункт 15 - это уступка. Но, опять-таки, я не мог изменить условия, когда процесс уже пошел. Такое всеобъемлющее тестирование проводится впервые, и ребенок может растеряться. Именно из соображений психологического комфорта и оставлен в "Условиях..." пункт 15. Хотя мы проведем тренинги, пробные тестирования. С февраля и до начала тестирования каждый ученик будет иметь возможность потренироваться, отработать свою готовность, даже психологически. На этот год еще оставлены некоторые переходные моменты. Но все абитуриенты должны подавать в вузы сертификаты.

- 20 февраля истекает срок регистрации для прохождения тестирования. Не будет ли ажиотажа в связи с этим? А если кто-то в силу определенных обстоятельств не успеет зарегистрироваться или не будет иметь возможности пройти пробное тестирование?

- Мы обязаны сделать все возможное, чтобы ажиотажа не было. Пробное тестирование пройдут все желающие. Возможностей его провести больше, чем потенциальных абитуриентов.

Касательно даты - 20 февраля. Она рассчитана на то, что мы быстро преодолеем период осознания правил приема в вузы. Впервые в истории Украины "Условия..." были приняты до нового года, 25 декабря. Они значительно облегчили и детям, и вузам ситуацию с подготовкой к вступительной кампании. Мы устранили все существовавшие ранее ограничения, чтобы ребенок имел возможность поступить в любой вуз и на любое количество направлений, ведь это его право. На сегодня уже подано более 200 тыс. заявлений на ВНО. Но наши центры тестирования будут делать все для того, чтобы ажиотажа не было.

***

-По количеству университетов и других высших учебных заведений (в пересчете на душу населения) Украина впереди планеты всей. (Наша газета писала, что в прошлом году в вузы зачислили больше студентов, чем было выпускников школ, что уже даже в национальные университеты на еще недавно престижные факультеты нет конкурсов.) Педагоги говорят, что у нас переизбыток вузов. Ваш предшественник в министерском кресле частично (и выборочно) устраивал их "чистку". Какую политику в этом плане будете проводить вы?

- Есть такое слово "оптимизация". Рынок уже показал, что не со всеми дипломами охотно берут на работу. Все учебные заведения, независимо от формы собственности, должны работать в равных условиях, а уровень образовательных услуг - соответствовать государственным стандартам. Будем проводить проверки, я не хочу употреблять слово "чистки", но предъявим бескомпромиссные требования относительно повышения качества образования.

- Органы аттестации и аккредитации учебных заведений - карающий меч в руках министра. Так было и так будет?

- Часть заведений закроются сами, не выдержав конкуренции на рынке образовательных услуг. Общество даже без аккредитационной комиссии определило, какой вуз чего стоит. Мне не нужен "караючий меч", я не буду Робеспьером. Хочу действовать методами убеждения и контроля. Будем лишать лицензии, если вуз не соответствует стандартам. И все. Это не наказание, это - функция министерства по соблюдению стандартов качества образования.

- Наследие прошлого - жестко централизованная система управления образованием. Наверное, вы это постоянно ощущали как ректор университета. Не планируете ли менять систему, то есть проводить политику децентрализации, дать больше свободы учебным заведениям, усилить влияние общественных педагогических объединений на учебный процесс?

- Да, безусловно. Хочу сразу отметить, что один из пяти ближайших приоритетов МОН - автономия вузов.

- А каковы остальные?

- Равный и справедливый доступ к образованию, в частности посредством ВНО; качественный учебник; финансирование университетской науки; усиление участия общественности в управлении образованием.

- Какие изменения произошли в системе образования Украины после подписания Болонского соглашения? Конечно, хорошо, что это дает возможность выровнять критерии оценивания, что наши студенты могут стать мобильными, учиться в западных вузах и трудоустраиваться за границей. Однако этот процесс напоминает улицу с движением в одном направлении - западном. Ведь внедрение единых критериев не делает более привлекательными украинские вузы, в которые - даже без конкурса! - не торопятся иностранные абитуриенты. Что планируете сделать в этом плане?

- Допустим, немецкие вузы не становятся более привлекательными для иностранцев только потому, что там преподают на английском. Привлекательность украинских университетов должна заключаться в высоком уровне преподавания, сопоставимом с лучшими заграничными вузами. Проблема еще и в том, что мы недостаточно открыты для мира. Да и условия жизни не привлекают к нам молодежь из-за границы.

Думаю, должен пройти определенный период, чтобы Украина смогла показать себя на разных уровнях как государство с достаточно высоким уровнем образования, качества жизни. А уже все эти составляющие уравновесят "движение на улице", оно станет двухсторонним: Украиной заинтересуются и будут изучать наш язык, культуру, историю, будут стремиться получать здесь образование. Но нужно работать на разных участках, усилий одного только Минобразования для этого недостаточно.

-В Украине не признается документ о полученной за границей научной степени (Ph), и ученый вынужден "перезащищаться". Вместе с тем в Европе к нашим научным степеням доверия больше. Когда будет урегулирован вопрос с учеными степенями?

- Опять-таки, вопрос не такой простой. Я был сторонником системы, существующей на Западе, но теперь отношусь к ней сдержаннее. Хотя в некоторых странах практикуется две ученые степени, как, например, в Польше, Германии. Есть и страны, в которых обсуждают, не вернуться ли к двухстепенной системе. Мы не говорим о таких странах, как Великобритания, там традиции превыше всего.

Какой должна быть система аттестации научных кадров в Украине? Мы должны обсудить этот вопрос. Но есть и другая парадоксальная проблема. Если, например, украинский университет решит пригласить лауреата Нобелевской премии преподавать биологию, физику или химию, то он не имеет права платить ему как профессору. И, значит, нобелевский лауреат должен получать зарплату ассистента, иначе ректора накажут контролирующие органы. Вот и еще один штрих к "привлекательности" нашей страны. Эту проблему следует обсуждать не на уровне "я защищал докторскую - пусть теперь все защищают". Переход на PhD не должен быть административным решением. Нужен переходный период. И если уже вводить новую степень, то пусть отсчет идет для будущих ученых. Пусть на протяжении какого-то периода две системы существуют параллельно. К примеру, когда вводилось евро, в европейских странах какое-то время параллельно ходило две валюты: евро и национальная.

Но целесообразно ли сейчас это делать - также тема серьезного разговора с привлечением экспертов из западных стран, которые покажут преимущества и недостатки одно- или двухуровневой системы. Чтобы мы не оказались в ситуации, когда вообще изобретем что-то этакое... Ранее говорилось, что у нас лучшая система аттестации научных кадров, и ВАК стояла в этом "насмерть". Тех, кто придерживается этой позиции, тоже можно понять, ведь если дать возможность вузам самим решать, кому присуждать ученую степень, а кому нет, ни к чему хорошему это не приведет. Но есть вузы очень высокого уровня. Я могу сразу назвать с десяток тех, которым можно было бы дать возможность путем автономии самим присваивать ученые степени. Но есть одно "но"... Уже сегодня у нас 93 университета имеют статус национальных. Стремление различными путями получить этот статус привело к размыванию в обществе высоких критериев в науке и образовании.

***

- У доверенного вам ведомства есть два крыла - образование и наука. Известно, в каком состоянии сегодня университетская наука. И менее известно (общественности) о результатах деятельности департамента науки МОН. Думается, вы сосредоточите свои усилия не только на проблемах образования, но и на оптимизации работы научного сектора?

- Главная проблема в науке как таковой - не столько финансирование (это проблема общая), сколько отсутствие экспериментальной базы для фундаментальных исследований. Если нет прибора, с помощью которого можно проводить филигранные исследования, тогда наука - всего лишь имитация. Чтобы поддержать фундаментальную науку, мы должны создать, на мой взгляд, такие центры, где есть научные школы, и поддержать их финансово, помочь приобрести дорогие приборы, стоящие не менее миллиона гривен.

Сейчас мы закладываем соответствующую позицию в бюджет, надеясь, что Верховная Рада нас поддержит. У нас есть мощные научные школы и центры, вот туда и следует направлять средства на приобретение современных приборов, создавая вокруг этих хорошо оборудованных научных центров возможности для развития науки в университетах. Ведь, что греха таить, есть университеты, в которых науки вообще нет.

Вторая проблема - молодые ученые. Их нужно стажировать. Мы сейчас проводим много экспериментальных измерений в западных университетах, многие наши ученые работают в университетах и научных центрах США, Канады, Западной Европы, и нужно там стажировать наших аспирантов. А со временем они будут работать на наших приборах, и таким образом мы будем возрождать экспериментальную науку в Украине. Разумеется, как следствие, будут и прикладные исследования. Вот такая идея финансирования. Не всем "кроить" по 10-20 тыс. грн. по принципу "всем сестрам по серьгам", а делать мощные финансовые вливания для приобретения современного исследовательского инструментария. На мой взгляд, это одна из важнейших задач в сфере развития науки.

Моя позиция такова: должен существовать реальный конкурс научных проектов. И не так, чтобы Академия наук патронировала ученого из университета, как младшего брата. Должно быть партнерство, паритет. Наука, например, материаловедение, не делится в зависимости от того, где ты работаешь, - в академическом институте или в университете. Не хочу никого обвинять, просто призываю к паритетности в оценке проектов, которые предъявляют на конкурс ученые, откуда бы они ни были.

- Как ни досадно это признавать, Украина - едва ли не единственная европейская страна, не принимающая участия в деятельности ЦЕРНа, за исключением отдельных украинских ученых-физиков, которые там успешно работают. НАН, Министерство образования и науки так ничего и не сделали, чтобы Украина была представлена в этом авторитетном международном исследовательском центре.

- Это - пример того, что у нас нет государственного протекционизма для развития науки и поддержки ученых. Они вынуждены пробиваться самостоятельно.

***

- Если откровенно, то многие считают вас человеком слишком интеллигентным - чтобы реально что-либо изменить в системе образования и, в частности, руководстве образовательно-научной сферой - "заповеднике коррупции, блата и халявы"... Здесь либо с волками жить - по-волчьи выть, либо "загрызут"... Полагаетесь ли на хороший иммунитет, приобретенный за годы руководства Львовским национальным?..

- Я действительно пришел по зову сердца. Если бы было иначе, поставил бы ряд условий. Не обязательно же кричать, пугать, стучать кулаком по столу, чтобы достичь успеха. Можно убеждать. Или же благодарить и говорить "до свидания, будем работать с другими".

Алина Бажал, Лидия Суржик, "Зеркало Недели"
(Печатается с сокращением)


Вопросы & Ответы

встреча ректората с активом групп 3-4 курсов

Следующим на вопросы отвечал первый проректор А.Н Фесенко.

Первым прозвучал вопрос о количестве учебных дисциплин в триместре. Их, по мнению студентов, слишком много - до 14 у ускоренников и до 12 у студентов дневного отделения. Конечно, так не должно быть: в идеале число изучаемых предметов не должно превышать шести. Но из-за незрелости системы на практике это сложно осуществить. В будущем количество дисциплин будут сокращаться за счет объединения нескольких малых в более крупные.

Вопреки пессимистическим ожиданиям студентов переход на бюджет возможен: для этого необходимо иметь самый высокий рейтинг среди самофинансистов и свободное бюджетное место.

Была освещена проблема государственной аттестации. В отличие от нынешней системы при, которой по окончанию четвертого курса сдаются гос. экзамены, а на пятом происходит дипломирование, после перехода на двухступенчатую систему, как бакалавр, так и магистр будут защищать диплом.

Прозвучал вопрос о возможности поступления на пятый курс без вступительных экзаменов. По словам проректора, МОН разрешает поступление на пятый курс на основании общего рейтинга студента. "Хотя я не уверен, что так будет всегда, - подчеркнул Анатолий Николаевич. Болонская система обеспечивает мобильность студентов, которая подразумевает возможность свободного выбора вуза после четвертого курса. А для этого, конечно же, необходимо сдавать вступительные экзамены".

Многие студенты заметили ужесточение требований к посещению занятий. Они спрашивали, почему их так часто вызывают на УВК, на что проректор заметил: "Это делается для вашего же блага! Студент - человек безответственный, поэтому лучше лишний раз напомнить ему о необходимости хорошо учиться, чем "закрывать глаза" на прогулы, а затем отчислять".

Общеизвестно, что в ДГМА физвоспитание является обязательной дисциплиной для всех студентов, что ужасно возмущает первокурсников. К тому же многие не довольны тем, что их заставляют отрабатывать "с метлой в руках". "Мы тоже этим были не довольны, - сказал А.Н Фесенко, отвечая на вторую часть вопроса. Поэтому недавно вышел приказ, согласно которому никто не вправе заставлять отрабатывать прогулы уборкой территории. Так же необходимо отметить, что Академия известна в регионе не только как учебный, но и как крупный спортивный центр. Кроме того всем молодым людям необходим отдых от напряженной умственной деятельности хотя бы раз в неделю".

Множество жалоб было адресовано Л.А Малееву. В частности студентов возмущает то, что их не впускают после полуночи в общежитие, на, что Леонид Алексеевич отметил, что это только часть правды. По его словам, если человек находится в нормальном состоянии - проблем не будет. "Всего несколько раз дежурные были вынуждены принять такие жесткие меры. Они тоже были студентами и все понимают".

Вторая жалоба касалась графика работы душа. Студент писал, что работа в ночное время не позволяет ему пользоваться этим общественным благом, поэтому он предлагает его изменить. Конечно же, интересы большинства не могут быть принесены в жертвы ради кого-то одного. В конце концов, существует много других возможностей помыться.

Вот и встрече конец

Не удалось отдохнуть и остальным членам президиума, однако заданные им вопросы настолько часто освещались в газете "Академия", что повторяться не имеет смысла. Студенты спрашивали об окнах в расписании, оплате за обучение и общежитие, расчете платы за электроэнергию и о многом другом.

Виктория Евстигнеева, Денис Севастьяник


Новости

21 февраля в гостиной ДГМА прошла пресс-конференция для городских СМИ, посвященная юбилею создания Академии. Ректор Владимир Анатольевич Федоринов не только рассказал об истории создания и достижениях Академии, но и поделился наболевшими проблемами. Однако все рассматриваемые на встрече вопросы уже многократно освещались в нашей газете, включая номер, который вы сейчас держите в руках.

У М?н?стерств? осв?ти ? науки України в?дбулося зас?дання робочої групи, яка займається п?дготовкою проекту Закону України "Про внесення зм?н до Закону України "Про вищу осв?ту" в?дпов?дно до вимог Болонського процесу". До робочої групи, якою керує м?н?стр осв?ти ? науки України ?ван Вакарчук, ув?йшли голова п?дком?тету з питань фахової осв?ти ком?тету Верховної Ради України з питань науки ? осв?ти В?тал?й Курило, заступник м?н?стра Василь Шинкарук та ?нш?.

На зас?данн? робоча група обговорювала план д?й роботи над новою редакц?єю Закону України "Про внесення зм?н до Закону України "Про вищу осв?ту", зокрема ухвалили, що до 22 лютого потр?бно сформувати робоч? групи з п?дготовки зм?н до окремих статей Закону України "Про вищу осв?ту"; до 19 березня - п?дготувати перший вар?ант законопроекту, громадське обговорення якого планується на к?нець березня - початок кв?тня. До 29 травня проект закону має бути погоджено ?з зац?кавленими центральними органами виконавчої влади. На розгляд проф?льного ком?тету Верховної Ради Закон України "Про внесення зм?н до Закону України "Про вищу осв?ту" в нов?й редакц?ї передбачається подати до 1 червня 2008 року.

П?д час обговорення тих питань, на як? потр?бно звернути увагу, членами робочої групи було запропоновано включити до нової редакц?ї закону "Про вищу осв?ту" пункт про автоном?ю вищих навчальних заклад?в; визначитися, чи залишати перший ? другий р?вн? акредитац?ї вищих навчальних заклад?в; щодо статусу нац?онального ? проф?льного ВНЗ; системи управл?ння; процедури призначення ректора; присвоєння наукових ступен?в ? звань, л?цензування осв?тньої д?яльност? та акредитац?ї напрям?в, спец?альностей; забезпечення гарант?ї якост? осв?ти тощо.

У М?н?стерств? осв?ти ? науки України в?дбулося перше зас?дання оперативного штабу "Вступна кампан?я 2008 року", яке пров?в його кер?вник, заступник м?н?стра осв?ти ? науки Василь Шинкарук.

Оперативний штаб "Вступна кампан?я 2008 року" створено МОН на пер?од прийому документ?в до вищих навчальних заклад?в, проведення конкурсного в?дбору та зарахування аб?тур?єнт?в до вищих ? профес?йно-техн?чних навчальних заклад?в. Кр?м прац?вник?в МОН, до його складу входять представники М?н?стерства охорони здоров'я, М?н?стерства культури ? туризму, М?н?стерства аграрної пол?тики, Українського центру оц?нювання якост? осв?ти, Громадської ради при департамент? вищої осв?ти МОН, Всеукраїнської студентської ради та представник?в ЗМ?.

Вказавши на неординарн?сть за своєю масштабн?стю, пор?вняно з 2007 роком, цьогор?чної вступної кампан?ї, заступник м?н?стра в?дзначив, що при внесенн? зм?н до Умов прийому в 2008 роц? не ставилося завдання докор?нної зм?ни системи комплектування контингенту вищих навчальних заклад?в. Основний акцент зроблено на стаб?льн?сть, посл?довн?сть, поступов?сть, а також незм?нн?сть основних критер?їв в?дбору, як? передбачен? Конституц?єю та чинним законодавством.

На сьогодн? розроблено ? затверджено нормативно-правову базу щодо орган?зац?ї вступної кампан?ї 2008 року. Вс? документи розм?щено на сайт? МОН.

Василь Шинкарук наголосив, що у 2008 роц? необх?дно вжити заход?в щодо забезпечення об'єктивност?, в?дкритост?, прозорост?, демократичност? при проведенн? вступної кампан?ї. Суттєво посилити роз'яснювальну та консультац?йну роботу серед аб?тур?єнт?в та громадськост? через засоби масової ?нформац?ї. Це одне з основних завдань вступної кампан?ї.

Робота приймальних ком?с?й вищих навчальних заклад?в повинна також в?дзначатися в?дкрит?стю, прозор?стю ? об'єктивн?стю. Це, в свою чергу, сприятиме зменшенню к?лькост? проблемних звернень. Добре орган?зована робота оперативного штабу "Вступна кампан?я 2008 року" та консультац?йного телефону мають забезпечити миттєве реагування на порушення нормативно-правових акт?в, що регламентують умови прийому.

З 19 лютого по 4 березня 2008 року у рамках в?дзначення М?жнародного дня р?дної мови у прим?щенн? Нац?ональної парламентської б?бл?отеки України проводиться виставка видань, виданих за державної п?дтримки, "Книги - мовн? скарби", орган?заторами якої виступили М?н?стерство осв?ти ? науки України, Державний ком?тет телебачення та рад?омовлення, М?н?стерство культури ? туризму України, Державний ком?тет України у справах нац?ональностей та м?грац?й.

Мета виставки - розкрити мовне розмаїття України, сприяти б?льш?й об?знаност? українських громадян щодо мовних та культурних традиц?й, заохочувати до взаєморозум?ння, толерантност? та д?алогу.

Урочисте в?дкриття заходу в?дбулось 19 лютого о 12.00. У ньому взяли участь в?д М?н?стерства осв?ти ? науки України заступник м?н?стра Стр?ха Максим В?тал?йович, прац?вники департаменту загальної середньої та дошк?льної осв?ти, ?нституту ?нновац?йних технолог?й та зм?сту осв?ти.

М?н?стерство осв?ти ? науки України представляє на виставц? п?дручники, словники, пос?бники, а також пер?одику українською мовою та мовами нац?ональних меншин для загальноосв?тн?х навчальних заклад?в, педагог?в, науковц?в.

За матер?алами оф?ц?йного сайту М?н?стерства осв?ти та науки України (mon.gov.ua)


На лезвии резца

В средине февраля по инициативе кафедры МСИ был проведен семинар шведской фирмы "Seco" с преподавателями и студентами инженерно-экономического факультета. Этот семинар стал первым мероприятием в плане долгосрочного сотрудничества ДГМА и "Seco". При этом основной целью сотрудничества явилось распространение новых технологий обработки металлов резанием в Украине, ознакомление с современным режущим инструментом и обучение студентов. Сотрудничество взаимовыгодно, так как, с одной стороны, фирма предоставляет для ДГМА важные теоретические сведения и справочный материал, а с другой стороны - студенты, которые в процессе обучения познакомились с разработками фирмы, в дальнейшей производственной деятельности будут ориентироваться на режущий инструмент фирмы "Seco". Во вступительном слове декан факультета профессор Е.В.Мироненко подчеркнул важность начала взаимовыгодного сотрудничества и предложил подобные семинары проводить два раза в год.

Семинар провел представитель фирмы в Украине, к.т.н. А.С. Никоноров. Во время семинара продемонстрировано около сорока фрагментов учебных кинофильмов. В них были представлены технологии обработки резанием, которые еще не используются в Украине, а также режущий инструмент для их осуществления.

В украинском представительстве фирмы работают также два выпускника кафедры МСИ Юрий Иванов и Алексей Аверьянов. Хорошие знания и личные качества позволили им выдержать конкурс для работы в ведущей зарубежной фирме.

Преподавателей, специалистов в области резания металлов, конечно, трудно удивить показанными технологиями. А что об этом думают студенты? Поэтому после семинара я побеседовал со студентами группы ТМ04т.

- Каковы впечатления от участия в семинаре?

Надежда: - Обрабатывающие центры, процессы обработки на них и режущие инструменты, показанные в учебных кинофильмах, выглядят немного фантастически на фоне оборудования наших предприятий.

- А смогли бы вы освоить эти технологии и внедрить их на своем предприятии?

Надежда: - Конечно. Ведь все новшества нам понятны, и вопрос только в готовности предприятий к таким технологиям.

- Но ведь и предприятиям выгодно это оборудование

Алексей: - Да. Но существует еще и общий технический уровень предприятий, а отсюда и их нежелание внедрять что-то новое. Конкуренция в таких условиях не способствует внедрению новых технологий. Внедряют такое оборудование и инструмент только те предприятия, которые конкурируют с европейскими фирмами.

Анна: - На своем будущем предприятии мы, конечно, попытаемся это внедрить, насколько нам это удастся.

Конечно, показанные инструменты сейчас приходят в Украину. Наибольшим их потребителем является ОАО НКМЗ, с которым фирма "Seco" имеет долгосрочный договор. Опыт показывает, что эти инструменты и реализованные на их базе технологии позволяют повысить производительность труда. В некоторой степени, благосостояние Украины базируется на лезвии резца.

Вячеслав Медведев

"Мы верим в то, что мы делаем"

Именно такой лозунг избран шведской фирмой "Seco", одним из старейших производителей режущего инструмента в Европе. Основной продукцией является режущий инструмент из твердых сплавов, кубанита бора и алмаза. На сегодняшний день это транснациональная компания с филиалами в Италии, Франции, США. Ее оборот составляет 720 млн. долларов в год. Львиная доля продукции (64%) реализуется в Европе, 19% - в Северной Америке, 11% - в Азии и Африке. Примерно 5% от дохода фирма тратит на научные исследования. Это позволяет им ежегодно обновлять примерно 2200 единиц режущего инструмента. В философии "Seco", кроме инновационных разработок, значится обучение потребителей и их качественное обслуживание.


С днем рождения, ЭГФ!

20 февраля свой 13-й день рождения отметил экономико-гуманитарный факультет. ЭГФ - один из самых молодых факультетов Академии. Его история начиналась еще в 1963 году на общетехническом факультете с момента создания кафедры "Организация производства". В 1995 году вышел приказ ректора об организации экономико-гуманитарного факультета. В состав факультета были включены не только созданные на тот момент кафедры финансов, учета и аудита, экономической кибернетики, украиноведения и гуманитарного образования, но и кафедры, работающие десятилетиями, - иностранного языка, экономики промышленности, философии и социально-политических дисциплин.

Первым деканом ЭГФ был Чижиков Геннадий Ильич, с 2000 года факультет возглавляет Прийменко Сергей Геннадиевич.

Сегодня на кафедрах ЭГФ работает 175 преподавателей, среди них 45 имеют ученые степени и звания, 2 - степень доктора наук, и 15 сотрудников учебно-вспомогательного персонала.

Дисциплины факультета имеют отличное методическое обеспечение. Преподаватели регулярно публикуют научные работы, среди которых только за 2007 г. издано 5 монографий. На кафедрах финансов, экономики промышленности, учета и аудита, экономической теории успешно работает аспирантура. За три последних года 5 человек защитили диссертации на получение ученой степени кандидата экономических наук.

Важной особенностью кафедр экономико-гуманитарного факультета является то, что они организуют учебно-воспитательный процесс со студентами всех факультетов по всем специальностям.

Своё тринадцатилетие экономико-гуманитарный факультет отметил с размахом. В актовом зале собралось много желающих посмотреть праздничное шоу, подготовленное активом ЭГФ. Число 13 навеяло создателей мероприятия на весьма оригинальное проведение этого праздника. В роли ведущих выступили "тёмные силы", которые представляли "светлые" и оригинальные номера. Зрители восторженно встречали и пение Мищенко Марины, и танцы актива ЭГФ, и выступление команды "5-й элемент". Бурю эмоций вызвал хор "Верок Сердючек" и его дирижер - преподаватель Гореславец А.Н.

Очень пришлось по душе студенческой зрительской аудитории участие в концертном шоу декана факультета Прийменко С.Г. и его заместителей Гончарова С.А. и Колесова С.В. Понравилась и песня под названием "Лучшим из друзей для студентов стал Сергей!" в исполнении Мищенко Марины.

Вечер прошел на одном дыхании. Чувствовалось, что собралась одна небольшая семья, которая отмечает свой день рождения. Успехов тебе, ЭГФ!

Лариса Лысак

Достижения ЭГФ

Организации и предприятия Украины пополнились в 2007 году выпускниками ЭГФ на 275 человек.

Во Всеукраинских олимпиадах и конкурсах приняли участие 15 студентов, работающих по программе "Одаренная студенческая молодежь", три из которых получили призовые награды.

В ежегодной спартакиаде сборных команд факультетов ДГМА женская команда ЭГФ по баскетболу заняла второе место.

Профессорско-преподавательский состав факультета не стоит на месте - в 2007 году защищено 5 диссертаций, издано 5 монографий.

С декабря 2007 года подготовку специалистов направления "Экономика предприятия" осуществляют две кафедры: "Экономика промышленности", заведующий - проф. ДГМА, к.т.н. Рыжиков В.С. и "Экономика предприятия", заведующий - доцент, д.экон.н. Еськов А.Л.

В 2007 году кафедра экономической кибернетики получила лицензию на подготовку специалистов по специальности "Интеллектуальные системы принятия решений" и получила новое название - "Интеллектуальные системы принятия решений".


Почем опиум для студента?

Название заведения, открытого близ шестого корпуса Академии, не бросается в глаза. Никто не рекламирует новую "закусочную" - владелец, очевидно, считает, что такого рода услуги в рекламе не нуждаются. Давайте попытаемся разобраться, что же скрывается за тусклой, пришедшей, вероятно, ещё с советских времён вывеской?

Мы попали внутрь в самом конце большой перемены, поэтому посетителей было не слишком много. Ассортимент, честно говоря, удивил: водка, коньяк, портвейн, пиво. Закуска аскетическая - бутербродики. Так разве можно такое заведение открывать в непосредственной близости от общежития вуза и учебного корпуса?

Внутри закусочной группка студентов-второкурсников экономико-гуманитарного факультета, мирно беседуя, попивала пивко. "У нас уже закончились пары, - бодро сказала девушка, - а теперь мы отдыхаем после физвоспитания". Как потом выяснилось, пары закончились только у части группы - кто-то пошел изучать иностранный язык (дисциплина свободного выбора), а кто-то - зарядиться "зеленым змием". Вот это да! Только удалось побороть одну вредную привычку - курение, а на очереди новая проблема. Не придется ли теперь преподавателям дежурить еще и у закусочной, доставляя в кроватку подвыпивших студентов?

В магазине, работавшем в этом помещении ранее, в ассортименте также были спиртные напитки, однако не было обстановки, провоцирующей их употребление. Трудно обосновать необходимость открытия такого заведения у шестого корпуса Академии - мы не испытываем недостатка в столовых и буфетах. Еще труднее обосновать факт разрешения его открытия соответствующими органами. Очевидно же, что водку с самого начала планировалось реализовывать именно студентам! Неужели у ставящего подпись на разрешении нет своих детей?

Ректорат ДГМА уже направил письмо в исполком с аргументированным требованием закрыть "Студенческую закусочную", нам же остаётся лишь дожидаться действий:

Вячеслав Медведев, Денис Севастьяник


А ну-ка парни!

Двадцать третье февраля в Академии принято отмечать в особом стиле, не похожем на остальные празднования. В этот день пустует актовый зал, на крыльце второго корпуса не стоит аппаратура, и даже студкафе остается незадействованным: Совет студенческого самоуправления организовал праздник в ФОКе.

Соревнование началось с конкурса "Арм-рестлинг": в центр импровизированной сцены был вынесен специальный стол, на котором мерялись силами по одному представителю от каждого общежития. По итогам трех встреч, первое место "вырвал" Игорь Галубцов из второго общежития, чуть послабее оказались Михаил Ивасенко и Валерий Бриславский.

После музыкальной паузы череда конкурсов продолжилась "Эстафетой". Тут уже необходимо было всё сделать не только правильно, но и быстро. В перечень конкурсов входило: поедание каши, одевание-раздевание, отжимание с противогазом, чистка зубов и, самое интересное, составление из набора отдельных слов связного письма на Родину. Письмо получилось читабельным у всех команд, но самыми быстрыми оказались спортсмены первого общежития.

Как выяснилось по итогам следующего конкурса, победители предыдущего приберегли своего силача, Дмитрия Еремина, для поднятия гири. И не зря - его результат составил 99 раз, столько же баллов получила команда. Не слишком отстал от него по количеству подъемов (90 раз), закончив, правда, намного раньше, капитан второго общежития Игорь Галубцов - видимо, усталость дала о себе знать. Бублиенко Елисей с результатом 67 баллов занял третье место.

Такое серьезное мероприятие, конечно же, не могло обойтись без традиционного перетягивания каната. В этом конкурсе к участию привлеклись почти все участники каждой из команд. Победа второго общежития была скорее тактической - в конкурсе приняли участие два "свежих", не участвовавших ранее человека - Юра Гуртовой и Артём Романюк, в то время как остальные команды смогли найти лишь по одному такому спортсмену в своих составах - Анатолия Чудюка из первого и Селезнёва Артёма из третьего общежития.

Периодически предоставляя возможность участникам отдохнуть, а болельщикам - насладиться красивыми танцами, девушки из коллективов экономико-гуманитарного факультета и воспитанники Нины Пастушковой "Street dance" исполнили зажигательные ритмичные постановки. Вокальные выступления М. Мищенко и К. Федорович также не оставили равнодушными никого из присутствующих; ведущие вечера О. Свинцицкая и А. Кулиш вообще были настолько очарованы, что "медляк" станцевали прямо на сцене! Да и конкурс болельщиц, необычайно активных в этот вечер, внёс хороший элемент интерактивности.

На протяжении всего вечера жюри не объявляло оценок - все баллы фиксировались в блокнотиках и подсчитывались, не предаваясь огласке. Напряжение было разряжено лишь в самом конце: к бурной радости болельщиков первого общежития, их капитан, Денис Загорский, вышел получать грамоту за первое место. Второе и третье места заняли команды второго и третьего общежитий соответственно. Капитан последнего, Александр Симонов, был настолько расстроен, что даже отказался фотографироваться. Но на самом-то деле никто ничего не проиграл - позитивные эмоции получили все присутствующие, независимо от меры их участия и, тем более, занятых мест.

Денис Севастьяник


"Что? Где? Когда?"

Ответы на вопросы из прошлого номера.

Вопрос 1. Согласно афоризму Евгения Микунова, ОНИ - единственные повара, которые не таскают продукты домой. Назовите человека, который, по известной шуточной версии, погиб вместо одного из НИХ.

Ответ: Джеймс Кук.

Комментарий: ОНИ - коки; вспомните песню Высоцкого "Почему аборигены съели Кука".

Автор: Елена Каминская, Одесса.

Вопрос 2. На сайте одной туристической компании очень образно описана Лапландия. Ее сравнивают с изнеженной кошкой, которая уютно разлеглась на севере Скандинавии, и которую обнимает шерстяной шарф ЕГО. Мы не просим вас назвать ЕГО, просто опишите ЕГО двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву.

Ответ: теплое течение.

Комментарий: Гольфстрим.

Автор: Игорь Волобуев, Донецк.

Вопрос 3. Фотография, иллюстрирующая материал о скудном спортивном инвентаре отечественных спортсменов, сопровождалась подписью: "(три слова пропущено), а на седло, уздечку, шпоры и недоуздок - не хватило". Напишите пропущенные слова по-русски или на языке оригинала.

Ответ: "Купила мама коника..."

Автор: Ольга Неумывакина, Харьков.


Продолжаем публиковать вопросы с первого этапа чемпионата Украины по игре "Что? Где? Когда?" сезона 2007/08 гг. среди команд второй лиги (синхронный турнир Лиги украинских клубов).

Вопрос 1. Во время поездки в 2007 г. на родину - в село Курья Алтайского края - этот человек заявил: "Знал бы, что здесь так хорошо, под дулом автомата из Курьи не уехал бы". Назовите фамилию этого человека.

Вопрос 2. Врач-психиатр Давид Акштейн, изучив этот праздник с профессиональной точки зрения, пришёл к выводу, что он является весьма действенным средством лечения нервного истощения и неврозов. Врач дал этому празднику название "терпсихоретрасотерапия". Назовите город, в котором Акштейн проводил свои исследования.

Вопрос 3. Рассказывая об особенностях цыганской кулинарии, руководитель цыганского культурного центра г. Киева Игорь Крикунов отметил, что любимое блюдо цыган - борщ с курицей, пусть даже не жирной, зато с адреналином в крови. Поэтому эта курица обязательно должна быть... Какой?

Александр Мельников, президент Клуба интеллектуальных игр ДГМА



Шеф-редактор: В.Федоринов
Главный редактор: В.Медведев
WEB-редакция: А.Мельников, Е.Шевченко
Корректор: Е.Дудченко
Фото: В.Медведев
Пугач Сергей Выпускающий редактор:
Пугач Сергей

Архив предыдущих выпусков | Самый свежий выпуск
©Alexandr Melnikov
Рассылки Subscribe.Ru
Ваш e-mail:
http://subscribe.ru/catalog/press.world.akademia
Last modification: Mar-11-2008
URL: http://www.dgma.donetsk.ua/~np E-mail: al_mel@mail.ru
Click Here for Great Employees

В избранное