Стремительное развитие индустрии напитков, в частности, пивобезалкогольной промышленности, происходит у нас в стране как благодаря богатой сырьевой базе, так и усовершенствованию процесса и средств производства: появились новые, доступные даже для малых предприятий, линии розлива, а также изготовления тары.
Безусловно, основное достоинство продукта - это его качество. Но для повышения объемов продаж производителю необходимо тщательно продумывать и его внешний вид. Большинство производителей пивобезалкогольных напитков сейчас используют ПЭТ-бутылки различных форм: от стандартных цилиндрических, до замысловато выгнутых и даже шарообразных. Далеко не последнее место в оформлении товара занимает и этикетка. Для пластиковых и некоторых стеклянных бутылок используется кольцевая, или ленточная, этикетка, представляющая собой узкий отрезок полотна, образующий при наклеивании вокруг бутылки замкнутое кольцо.
Сейчас к этикетке предъявляются суровые требования. Помимо привлекательного дизайна и высококачественного исполнения, производитель старается разместить на этикетке как можно больше информации: все чаще нам встречаются этикетки-лотерейные билеты или этикетки-купоны на получение скидок. Кроме того, сложность исполнения упаковки и этикетки может служить неким защитным барьером от подделок. Исходя из этого, новая упаковка напитка - это своеобразный синтез бутылки и этикетки, с одной стороны, защищающий продукт от подделок, а с другой - создающий привлекательный образ для покупателя вместе с дополнительными возможностями использования этикетки.
В свете этого нового взгляда на упаковку, мы хотели бы рассказать о новых технологиях, появившихся в этикеточной индустрии.
Бумага или пленка?
Уже давно стало правилом, что высококачественная упаковка - символ высококачественного продукта, но теперь от этикетки помимо эстетики требуют больших функциональных возможностей:
на ней должны быть элементы, придающие ей узнаваемость, уникальность и одновременно защищающие от подделки;
площадь этикетки используется для размещения дополнительной информации;
очень популярно стало с помощью этикетки превращать каждого покупателя напитка в участника промоушн-акции - у него есть шанс получить подарок или выиграть приз.
Кольцевая этикетка выполняется чаще всего из бумаги или полимерной пленки. Бумажная этикетка, запечатанная офсетом, привлекательна с точки зрения небольших затрат. Но, несмотря на преимущество в себестоимости, у такой этикетки есть недостатки: она размокает, быстро теряет товарный вид, рвется, на бутылках больших емкостей (1,5-2 л) часто выглядит неряшливо.
Этикетка из пленки (чаще всего полипропилена) обладает большей износостойкостью, выглядит ярче и привлекательнее. Изображение на нее наносится с помощью флексографии, глубокой или трафаретной печати. Тогда как в более развитых странах пленочные этикетки давно доминируют над бумажными, в нашей стране пленочные этикетки составляют только 30% от остальных. За рубежом в условиях жесткой конкуренции производители и дизайнеры упаковки для напитков внедряют новые идеи и разрабатывают новые технологии в поисках путей к сердцу потребителя уже сравнительно давно. А в нашей стране развитие производства пленочной этикетки активно началось только после кризиса 1998 г. Кроме того, производство пленочной этикетки все-таки дороже, чем бумажной, и у нас еще ощущается недостаток специализированного печатного оборудования. Поэтому большинство отечественных предприятий, освоивших производство пленочной кольцевой
этикетки, сконцентрировано в центральном регионе, а 25% используемых сегодня пленочных этикеток пока заказывается за рубежом.
Рекламный щит
Современное печатное оборудование и новейшие технологии послепечатной обработки позволяют изготовить этикетку, которая без каких-либо дополнительных ухищрений уже служит защитой от подделок. При этом использование дорогостоящих печатных машин комбинированного типа, сочетающих в себе секции различных видов печати (флексографской, высокой, глубокой и трафаретной) и имеющих множество специальных функций, сегодня окупается, потому что подделывать этикетку, изготовленную на такой машине, становится просто невыгодным. На таком оборудовании можно напечатать "фирменый цвет", сделать выборочное лакирование, дополнительную отделку, от чего этикетка не только станет наряднее, но и скопировать ее станет гораздо сложнее, или просто невозможно.
С появлением новых термоусадочных материалов, специальные машины стали осуществлять высококачественную печать на них. Это повлекло разработку новой технологии - изготовление sleeve (рукавных) этикеток, которые способны "усаживаться" на бутылке при термообработке. Термоусадочная этикетка хороша тем, что полностью покрывает емкость, точно повторяя ее формы, как бы обволакивая, скрывает недостатки и предохраняет от повреждения. Кроме того, площадь этикетки значительно увеличивается и позволяет нанести максимум полезной информации. Существенно улучшается внешний вид товара - помимо текста можно нанести крупное изображение или контрастный рисунок. Чаще всего, такую этикетку можно увидеть на упаковке пищевой и косметической продукции.
Книга - лучше
Sleeve-этикетка, благодаря своим новым функциям, пришлась по вкусу и производителям пивобезалкогольных напитков. Ее стали пробовать использовать со стеклянной тарой емкостью 0,33 и 0,5 л, при том, что этикетка для пластиковых емкостей 1,5 и 2 л оставалась без изменения. И вот совсем недавно почтили вниманием и ПЭТ-бутылки большой емкости: компании PepsiСо (США) и Ko-Pack (Япония) совместными усилиями создали новую технологию производства пленочной кольцевой этикетки с размещением многокрасочной печати с лицевой и оборотной стороны.
Компания Ko-Pack известна как производитель ротационных печатных машин и печатно-отделочных комплексов. Несколько лет назад, наблюдая за динамикой развития рынка самоклеящейся этикетки и изучая интерес к этикеткам, компания разработала новый печатно-отделочный комплекс для получения многослойной самоклеящиейся этикетки-буклета, выполняющей новые функции - рекламно-информационные. На первый взгляд, такая этикетка ничем не отличается от обычной, но если следовать стрелке-указателю с надписью "open" и надорвать уголок по линии перфорации, то внутри окажется маленькая книжечка на 3-9 страничек, сфальцованных зигзагом ("гармошкой"), с дополнительным текстом и картинками.
На "этикетке-буклете" от Ko-Pack, появилось достаточно места, чтобы расположить инструкцию или рецепт, руководство к применению или же рекламу сопутствующих товаров и т. п.
Печатно-отделочный комплекс для изготовления такой этикетки получил название Booklet Label Press. В апреле с. г. на выставке Ipex в Бирмингеме была впервые продемонстрирована новая машина Euroflex 12 CID для изготовления пленочной этикетки с многокрасочным изображением с двух сторон. Теперь не в ущерб марочной и "рабочей" зоне на лицевой стороне кольцевой этикетки, появилась дополнительная информационно-рекламная зона, которая становится доступной, если оторвать этикетку от бутылки. Здесь размещается информация о рекламных акциях и розыгрышах, анонсируются новинки и т. п. - то есть публикуется все то, что не обязательно к прочтению перед непосредственным употреблением продукта.
В заключение хотелось бы отметить, что по мере становления упаковочной индустрии в России, и в частности производства этикеток, перед производителями напитков открываются все новые горизонты рационального использования упаковки. Высококлассное печатное оборудование в российских типографиях и новые технологии изготовления упаковки и этикетки будут способствовать реализации ярких проектов с целью сделать продукт популярным и узнаваемым, а также гарантировать защиту продукции от подделок.
Статья опубликована в № 5 журнала "Пакет" за 2002 г.