Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полиграфические услуги. Полиграфия. Реклама


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка "Полиграфические услуги. Полиграфия. Реклама"
4.07.2003

Девятый выпуск
 
Содержание
 

Как оценить качество офсетной печати
Полиграфические услуги. Реклама. Сувенирная продукция.
К читателю

Статья "Как оценить качество офсетной печати" была написана В.В.Лихачевым еще осенью 2001 года, к сожалению, я уже не помню по каким причинам она не была опубликована. Разбирая архивы обнаружил папку со статьей. Ее актуальность - бесспорна. Судите сами.

 
   Как оценить качество офсетной печати
 

Проблема, связанная с оценкой качества печатного изображения, продолжает будоражить умы людей, прямо или косвенно участвующих в изготовлении полиграфической продукции. Казалось бы чего проще: нравиться - значит продукция качественная, не нравиться - стало быть ее не следует выпускать в свет. Но за этой простотой стоят люди, целые предприятия, оценка работы которых не может строиться на столь субъективных подходах. С другой стороны, заказчик должен иметь регламентированные параметры качества продукции, позволяющие ему общаться с изготовителем продукции на жестком языке правовых отношений. Иначе говоря, для обеих сторон проблема приобретает юридический характер и простота подхода не имеет под собой оснований. Что же должно быть положено в основу оценки качества печатного изображения?
Для начала следует уточнить объекты оценки: качество проведения процесса печатания или качество воспроизведения изображения. В первом случае во внимание принимаются результаты процесса печатания, во втором в поле зрения попадают качество оригинала и результаты допечатной стадии. В любом случае изготовление полиграфической продукции можно рассматривать, как процесс переработки информации. Следовательно, оценивая конечный результат, надо обязательно знать, что было на входе.
При оценки качества проведения процесса печатания на входе мы должны иметь информацию, заложенную на форме. Это может быть пробный оттиск, цветопроба или экземпляр из ранее изготовленного тиража. Главное, чтобы оценить результаты печатания, надо иметь базовый образец, в сравнении с которым и можно определить возможные потери. Без базового образца оценка вообще теряет смысл, так как теряется "точка опоры" и оценка превращается в пожелание.
Если оценивается качество воспроизведения изображения в результате выполнения полной технологической цепочки, то базовым образцом, естественно, должен быть оригинал. Суть оценки аналогична предыдущему варианту, но это уже более сложный случай, так как на результаты оценки начинают оказывать влияние художественные достоинства оригинала. Даже достаточно плохо выполненный технологический процесс при талантливо выполненном дизайне на продукции определенного вида, например на календарях, скажется положительно и повлечет за собой высокую оценку при сравнении с другими образцами. И наоборот плохой дизайн чисто психологически вызовет у экспертов снижение оценки качества продукции, хорошо выполненной с позиции полиграфии. Кроме того следует учесть, что все оригиналы можно воспроизвести в полиграфии без искажения.
Поскольку заказчик, как правило, утверждает подписной лист, тем самым как бы соглашаясь с искажениями изображения, заложенными в допечатной стадии, остановимся подробнее на оценке качества, формируемого в процессе печатания.
Выбор в качестве базового образца подписного листа следует признать наиболее удачным решением, ибо все вопросы, связанные с допечатной стадией, где формируется до 70% качества будущей продукции, уже проработаны.
Остается выяснить насколько удачно подобраны режимы проведения процесса печатания и надежность их выполнения.
Использование цветопробы в качестве базового образца для сравнения достаточно удобно. Но следует учитывать, что результаты цветопробы не всегда достижимы в процессе печатания в силу различия материалов и принципов формирования структурных элементов изображения.
Наихудшим вариантом является использование в качестве базового образца экземпляра из прежнего тиража или любого другого оттиска с близкими оптическими характеристиками. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Файл тот же, вывод пленок осуществляется на одном и том же оборудовании, а результаты печати могут быть разными.
При оценки качества следует помнить, что согласно ГОСТа качественной считается та продукция, которая не имеет отклонений по каждому оцениваемому свойству выше установленных пределов (допусков). Все остальное по определению является браком.
Казалось бы все четко и ясно. В чем же заключается проблема оценки качества полиграфической продукции? У этой проблемы две стороны: на сегодняшний день нет достаточно обоснованного перечня свойств печатного изображения, который следовало бы принимать во внимание при оценке; нет допусков на негласно признанные свойства, фигурирующие в ряде периодических изданий. А что есть на сегодняшний день?
Есть технологические инструкции "Процессы офсетной печати" и еще действует "Инструкция о пооперационном технологическом контроле ...", где четко изложены требования к качеству печатной продукции, обязательные для выполнения полиграфистами. Вот некоторые из них.
1. Точность совмещения красок строго регламентирована для продукции различных видов.
Если по меткам-крестам или краям изображения краски разбегаются на величину более ±0,05 мм (для обычной продукции), то оттиск не соответствует требованиям качества.
2. Зональные оптические плотности плашек одинарных наложений красок имеют нормированные значения и строгие допуски (ОСТ 2966-90). Отклонение от этих значений автоматически означает снижение качества и переход продукции в разряд бракованной. Нормативная документация, содержащая эти величины, должна быть в наличии у исполнителя и должна предоставляться заказчику по его требованию.
3. Равномерность распределения краски по площади печатного листа контролируется по тем же параметрам.
Значения оптической плотности плашки по ширине листа не должны отличаться друг от друга на величину более 0,2. Этим достигается отсутствие на листе полошения и пятнистости изображения.
4. Равномерность краски на различных печатных листах (разнооттеночность) контролируется с помощью измерений оптической плотности. Предельные значения допуска аналогичны предыдущему свойству.
5. Точность градационной передачи проверяется по 50%-му полю для каждой краски.
Предельное увеличение площади печатающих элементов на этом поле не должно превышать 10%. Естественно в светах и тенях изображения эти искажения должны быть еще меньше.
6. Указанными документами исключаются на оттисках наличие морщин, загнутых углов, загрязнений (следов от пальцев), маслянных пятен, отмарывания, смазывания краски и перетискивания.
Остаются свойства, которые встречаются в практике полиграфических предприятий, но значение их показателей нигде не регламентировано.
1. Выщипывание бумаги, появление ворсинок на изображении связано с выбором для изготовления тиража бумаги с пониженными поверхностными свойствами. Это существенный дефект, для его устранения рекомендуется заменять бумагу. В случае поставки бумаги заказчиком требования по качеству продукции должны быть дополнительно оговорены с изготовителем.
2. Непропечатка - отсутствие части печатных элементов одной или нескольких красок на изображении, - говорит о плохой отладке печатного процесса и является признаком для браковки продукции. Достижение денситометрических норм соответствует насыщению бумаги краской, что должно исключать появление непропечаток на плашке. Если денситометрические нормы на оттиске не обеспечены, то оперировать этим понятием нужно с осторожностью.
3. Марашки - образование на изображении темных или светлых пятен, являющихся результатом загрязнения печатной краски или формы. С точки зрения качества продукции это недопустимо. Их присутствие говорит о слабом контроле за процессом печатания.
4. Тенение - различные формы загрязнения пробелов, - свидетельствует о нарушении технологического процесса и является бракующим свойством.
5. Деформации бумажного листа - волнистость, скручивание т.д., - вызывается, как правило, нарушением процесса акклиматизации бумаги. Причиной образования подобных дефектов продукции может быть нарушение сроков поставки бумаги (со всеми вытекающими из этого выводами для заказчика).
Все остальное - произвольная трактовка вышеперечисленных свойств, базирующаяся на сложившемся разнообразии терминологии, используемой в полиграфии. В целом алгоритм оценки качества печати сводится к сопоставительному анализу подписного листа с представительной выборкой из тиража по всем указанным выше свойствам. Для достижения этой цели одни заказчики требуют отбора в отдельную стопу каждого тысячного листа (правильность этой операции возлагается на совесть исполнителя), другие формируют выборку случайным образом из всего объема тиража. Только такой подход дает достаточную информацию о качестве и надежности процесса печатания при минимальных затратах и отсутствии соответствующей техники и организации технологических процессов.

В.В. Лихачев к.т.н., доцент МГУП

 
   Полиграфические услуги. Реклама. Сувенирная продукция.
 

Готовятся к выпуску в 2003 году следующие номера
справочно-информационного издания
Полиграфические услуги. Полиграфия. Реклама. Сувенирная продукция.

август - Энциклопедия Заказчика.
Иллюстрированный терминологический словарь по полиграфии.
Иллюстрированная энциклопедия полиграфического брака.
Раздел. Надежный партнер (Рассказ о типографиях, дизайн студиях, фирмах - поставщиках оборудования, расходных материалов, бумаги, зарекомендовавших себя надежными партнерами)

сентябрь - Плакат 70х100 см, схема Московского метрополитена с информацией о полиграфических фирмах, рекламных агенствах и др. Каталог - приложение с подробной информацией о фирмах и образцами работ типографий.

октябрь - ноябрь Справочник. Полиграфия. Реклама. Сувенирная продукция. (300 c.)

декабрь - Справочное издание "Книга в твердом переплете, журналы. Технология изготовления." (Иллюстрированный справочник)
Выпуск журнала будет посвящен технологии изготовления книг и журналов в твердом переплете.
Отсутствие в течение последних 6 лет иллюстрированных изданий, описывающих весь технологический процесс создания книг и журналов в твердом переплете, породило информационный вакуум для заказчика.
За это время
изменилась структура рынка крупных полиграфических заказов,
обновился парк полиграфического оборудования,
появились новые фирмы-производители и поставщики расходных материалов,
созданы новые полиграфические комплексы.
Вам представляется уникальная возможность заявить о себе в нашем журнале, который будет иметь следующее содержание:
Текст в рукописи и в наборе
Допечатная подготовка
Формат издания
Модульная сетка, полоса набора, шрифты
Спуск полос, фальцовка листа
Изображения и оригиналы для издания
Вывод цветоделенных диапозитивов
Печать (выбор вида печати, печатные машины и их форматы, выбор
типографии)
Брошюровочно-переплетные процессы (технология изготовления блоков, виды переплетов, изготовление переплетов)
Отделочные процессы ( припрессовка пленки и ламинирование, лакирование,
тиснение, закраска, металлизирование обреза книжного блока, кругление
углов блока, термография)
Материалы для изготовления книг и журналов (бумага, переплетный картон, переплетные материалы, клеи, печатные краски и др.)
Контроль качества на всех этапах работ
Справочная информация по полиграфическим предприятиям, выпускающим
книги в твердом переплете. Москва, СПб
Справочная информация по полиграфическим предприятиям, выпускающим
книги в твердом переплете. Россия
Справочная информация по полиграфическим предприятиям, выпускающим
журнальную продукцию. Москва
Справочная информация по полиграфическим предприятиям, выпускающим
журнальную продукцию. Россия
www.polyus.ru


Бесплатно - "Энциклопедия Заказчика"
- коллеги заявки принимаются только до 15 июля -

Для того, чтобы получить издание необходимо отправить письмо с указанием подробного почтового адреса, фамилии имени отчества и пометкой "Энциклопедия Заказчика". По России бесплатно, международная пересылка с удержанием почтовых расходов.

Заказать

 

 
   К читателю
 

Уважаемые читатели!
Присылайте ваши пожелания по работе рассылки, предлагайте новые темы. Интересно ваше мнение по опубликованным материалам. Всегда готов к сотрудничеству.
С уважением

Ведущий рассылки: Майкл
Отправить письмо автору рассылки
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное