Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Почему астрология живет и процветает до сего дня?


2006-02-17
Номер выпуска: 2

Articulus

Астрология - это серьезно!

Владимир Шкода


          Интеллектуал западной ориентации безоглядно доверяет науке. Во всем он пытается следовать ее наставлениям. И как питаться, и как воспитывать детей, и даже, как любить жену: Такой человек разводит руками и пожимает плечами, когда слышит об астрологии, гороскопах и прочей ерунде. В моей старой двухтомной энциклопедии слову "астрология" уделено две строчки: "А. - ложное учение, возникшее в древности. А. пытается предсказывать земные события по расположению небесных тел." После такого разъяснения возникает естественный вопрос: как вышло, что это древнейшее учение живет и процветает до сего дня? Если, как нас учили, практика - критерий истины. И еще вопрос, скажем так, местного порядка: почему, по данным социологов, украинцы верят астрологам больше, чем соседям, милиции, налоговой милиции, прокуратуре, Президенту, Верховной раде, правительству, политическим партиям, страховым компаниям и банкам. Никакая энциклопедия на эти вопросы не ответит.
          И вообще, современная наука поскучнела, что ли. Я приведу лучше пару суждений об астрологии более занимательных, нежели из энциклопедий. Вот что сказал Иоганн Кеплер: "Природа, наделившая всякое животное средствами к существованию, дала астрономии в качестве помощника и союзника астрологию". Помимо прочего, это можно понять так, что астрономы, не состоявшие в прошлом на довольствии у государства, могли заниматься своим ученым делом, получая гонорары за составленные для богатых людей гороскопы. Выходит, не будь астрологии, не было бы и астрономии. И еще вспомнилась почему-то Ева - жена, которую Бог дал Адаму, когда обнаружилось, что "для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт. 2, 20). А вот высказывание нашего современника Реймонда Смальяна. "Я не верю в астрологию, потому что я Близнец, а Близнецы никогда не верят в астрологию". Забавно, не правда ли? В духе вопроса одной малышки: "Бабушка, а Бог знает, что мы в него не верим?".
          Далее я выскажу предположение, если и не объясняющее процветание астрологии на протяжении двух с лишним тысяч лет, то хотя бы указывающее на общий принцип объяснения подобных культурных феноменов. Патриарх российских физиков нобелевский лауреат Виталий Гинзбург известен как ярый противник астрологии. В прессе периодически появляются его резкие разоблачительные статьи и письма. Последнее из известных мне писем опубликовано в "Известиях" под заголовком "Астрология добралась до правоохранительных органов". Его подписали еще три российских академика. Там идет речь об учреждении при Культурном центре Вооруженных сил РФ "Центра научной астрологии". Академики отреагировали так: "Большего издевательства над здравым смыслом трудно придумать". Между тем один спокойный ученый, тоже физик, советует эту разоблачительную деятельность оставить. "Идиотизм - имманентное свойство человека", пишет он. Пусть себе, пусть живут, ведь "гороскопы - это вещь из совсем другого мира, не имеющего никакого отношения ни к математике, ни к физике, ни к здравому смыслу" (Дмитрий Квон). Из какого же мира гороскопы? Для ученых - из мира идиотов.
          Ученые описывают реальность в терминах истинности (существования) и ложности (не существования). Они говорят примерно так: между жизненной "траекторией" человека и "небесными" явлениями не существует связи, как вы ее представляете. А потому, все ваши гороскопы - ерунда. Я же настаиваю на том, что гороскопы вовсе не ерунда, даже если этой связи действительно не существует. Давайте исходить из тезиса известного антрополога Бронислава Малиновского: в культуре нет ничего бесполезного. Иными словами, если в культуре что-то существует - значит, это для чего-то нужно. Всякая деталь в культуре выполняет свою функцию, и лишних деталей не бывает. Сей тезис важен как императив экологии культуры: не трогайте того, чего вы не понимаете. Не осуждайте, не искореняйте, не разоблачайте. Поймите! По-видимому, это - одно из следствий эволюционной теории. В ходе эволюции в культуре, как и в биологической системе, закрепляются признаки, обеспечивающие адаптивное поведение. Мы можем не понимать, что к чему, и порой воспринимать эти признаки как индифферентные или даже вредные. Но, они так сказать, делают свое полезное дело. Возможно, известные заповеди - не убий, не кради, не лги и т.д., имеют ту же природу. Они известны нам потому, что, закрепившись в культуре, обеспечили наше выживание.
          Существуют формы поведения, с точки зрения ученого материалиста просто абсурдные. В одном австралийском племени практикуется процедура остановки Солнца. Когда охотник возвращается домой на склоне дня, он время от времени останавливается, чтобы навести на заходящее Солнце какую-то рогульку и подержать так. Иначе говоря, чтобы остановить Солнце и прийти домой засветло. На что он воздействует? На Солнце, конечно: ответит охотник. Нет, он воздействует на себя: ответит ученый психолог. Он снимает психическое напряжение, успокаивается и, как следствие, оптимизирует расход энергии при интенсивной ходьбе. Что же происходит в действительности? А это не важно, забудем о "действительности". С прагматической точки зрения сказать "остановил Солнце" и "снял психическое напряжение", значит, сказать одно и то же. Ибо на выходе один и тот же результат. На другом конце света коряки выходят в океан, и когда застает их шторм, они достают какие-то палочки и трут их, одну о другую. Читатель, конечно, догадался - коряки укрощают океан. А проницательный психолог скажет, что они успокаивают себя, и после этой процедуры их действия по управлению лодки становятся рациональными и, стало быть, эффективными. Опять-таки нет смысла спрашивать, что (или кто) успокаивается. Важен результат.
          В западной материалистической традиции деятельность человека трактовалась как преобразование внешнего мира. Человек ориентирован вовне. Извне он черпает потребную ему субстанцию, силу, энергию. Обладание внешним является его целью. При этом сам человек, его внутренний состав представлялся чем-то инвариантным, некой константой. Точнее, человек просто не замечал сам себя, полностью сосредоточившись на неподатливой и ускользающей от понимания реальности. Постепенно этот объектоцентризм сменялся все более ясным пониманием того, что, имея дело с вещами, человек имеет дело с самим собой, что, преобразуя мир, он преобразует самого себя. Это изменение ориентации означало обнаружение человеком себя в качестве объекта заботы. Я полагаю, что сегодня сосредоточение на себе, проще говоря, вложение в себя, становится главной целью, тогда как внешняя деятельность - лишь средством. Слово "вложение" использовано здесь намеренно, чтобы столкнуть старую лексику с новой семантикой. Вложить, значит ввести в себя нечто извне. А новый смысл - собрать себя внутренними силами. Для иллюстрации этого различия обращусь к месту из Евангелия, где описано исцеление Иисусом женщины через прикосновение. Иисус шел по родному городу с учениками, совершая чудеса. И женщина, страдавшая в болезни двенадцать лет, сказала себе: "если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею". Она действительно, подошедши сзади, прикоснулась к краю Его одежды. Обратившись и увидев женщину, Иисус сказал: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова (Мат. 9, 22). Возможна двоякая интерпретация этого рассказа. Физический акт прикосновения побудит современного биоэнергетика к рассуждениям о передаче от Иисуса к женщине каких-то флюидов, энергий или живительных сил. [В подтверждение он может сослаться на описание этого эпизода в Евангелии от Луки: там Иисус говорит: "прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня" (Лук. 8, 46)]. Внешнее воздействие, стало быть, и произвело эффект. Сама же женщина выглядит лишь объектом, пассивным реципиентом. Но ведь женщина сказала себе "выздоровею"! И слова Иисуса здесь означают следующее: да, выздоровлением женщина обязана Ему, но через её веру! Через внутреннюю силу собирания себя, ис- целения.
          Перейдем, наконец, к гороскопам. Вот некоторые советы астролога (из респектабельной российской газеты), вынесенные в заголовок ежедневных прогнозов. Ищите компромиссы, угадывайте возможные трудности, избегайте разговоров по душам (в определенный день), не обещайте слишком многого, никого не слушайтесь, будут кипеть нешуточные страсти, боритесь с ленью, отстаивайте позиции, не упустите свой шанс, берегите силы, будьте терпимее. И так далее, и так далее.
          Теперь представьте себе человека, который длительное время каждое утро прочитывает такого рода наставления и старается им следовать. Это занятие непременно скажется на его поведении. Он станет пристальнее вглядываться в жизнь, осторожнее оценивать человеческие отношения. И заметьте, ничего дурного астролог не советует. Не будем утрировать считать это манипуляцией человеческим сознанием. Речь идет только об одном из объяснений тяги людей к гороскопам. Возможно, они помогают человеку в его стремлении к самоорганизации и упорядочиванию себя. Если это так, то жизнью человека действительно правят звезды. Звезды, и он сам, с опорой на традицию, уходящую в глубокую древность.

Copyright © Владимир Шкода


В избранное