Медвежьи праздники именовались у древних греков «comoedia», что послужило основой позднейшему названию - «комедии». Дело в том, что первые ряженые и были первыми актерами-скоморохами, выросшими из народного театра-скоморошин (с-комо-рож!ин).
Медвежьи праздники с точно таким же названием – «комоедицы» – сохранившими древнюю индоевропейскую форму, были весьма популярны у всех славян.
В Белоруссии комоедицы так же проводились 24 марта, накануне «православного» Благовещения.
Хозяйки пекли специальные «комы» из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя.
Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, то языческая масленица, хоть и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки сильно изменила. Первоначальный же срок Масленицы (Комоедицы) – это весеннее равноденствие.
Непременной маской на масленичном карнавале являлся «медведь», человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.
02
Масленица (Комоедица) - один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию.
Масленица – это время возрождения – Весеннего «воскрешения» (от «Крес» – «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы.
Масленица у славян изначально праздновалась, когда Солнце «на воробьиный скок» переходило за точку Равноденствия. Многие Родноверы поэтому празднуют Новолетие – Новый Год (рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие) когда оканчивается зима и расцветает Земля.
Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков.
Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков.
Каждый из дней Масленичной Недели имел в народе своё название:
Встреча,
Заигрыш,
Лакомка,
Разгул,
Тёщины Вечёрки,
Золовкины Посиделки и
Прощёное Воскресенье.
В народе говорили:
«Сороки (славянский праздник) птиц на волю отпускают»,
«На Масленицу Весна Зиму поборола»,
«С Комоедицы медведь из берлоги встаёт».
Сразу за Масленичной Неделей следует Комоедица – Медвежий праздник.
По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (христианский праздник, 12 цветеня/апреля), когда «Василий Земле пару поддаёт» и «Земля запарится, как в бане».
Родноверы-мужчины чествуют Комоедицу особым Медвежьим плясом и Велесовой борьбой.
«Комы», которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, это обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.
http://velesovkrug.nm.ru/obr2/obr032.htm
- ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН (КОЛОГОД)
03
Вот как проходили масленичные обряды.
http://www.dazzle.ru/spec/rr-holidays.shtml
- «Славянский календарь» Андрея Тюняева
Утром люди торопились на Капища, всегда находившихся на высоких холмах, где земля подсыхала в первую очередь.
Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи духи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены, символизирующую зиму.
Другие стояли вдоль дороги, кланялись в пояс и величали Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк, на двор -
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».
На улицы выносили столы, покрытые праздничными скатертями, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть позднее относили на требный камень, находившийся возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот и для вашей души блинок».
Первую чашу сурьи к жертвеннику несла жрица Марены. Но жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо считалось, что тогда вновь похолодает, и вернётся Марена. Жрица Живы приговаривала:
В Масленицу молодежь устраивала игрища и прыгала через костёр, обращаясь к Семарглу Огнебогу, чтобы он «зажёг снега» (растопил снега).
На празднике Масленицы девки водили хоровод. А парни, «одевши хари», дабы не узнали злые духи, показывали представление, приговаривая:
«Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночечки мои…»
В этот день девушки и женщины обязательно умывались снегом или талой водой. Считалось, что талая вода придаст лицу красоту.
В масленичную неделю величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года.
Незамужним девушкам и неженатым парням повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
В этот день прославляли также Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца и приговаривая:
«С горы катись,
С весной воротись!»
Были и другие игры:
кулачки (кулачные бои, парни мерялись силой друг с другом и стенка на стенку),
коняшки (девушки верхом на парнях изображали наездниц, побеждала та пара, которой удавалось «выбить из седла» всех «наездниц»),
В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя.
Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь «разбудить косолапого». Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не поколотит его. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться.
Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать убежавшую девушку, опираясь на костыль:
«Ох, скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам-то спят,
По деревням-то спят.
Одна девка не спит,
На моей коже сидит,
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит,
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается «задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой». Как правило, и «медведь» и девушка хорошо знают друг друга, и даже являются влюбленными. И потому игра оканчивается поцелуем.
Затем юноши и девушки начинают угощать друг друга блинами, приговаривая «Первый блин комам» - этот блин относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.
«Ком» – с древнерусского языка это «медведь», отсюда же название ягоды «команика» - «медвежья ягода», она же «ежевика», «снобориха».
С наступлением утра всех угощали печеньем в форме жаворонков, отпускали живых птиц из клеток на волю, призывая весну:
Жаворонушки, летите –
Весну принесите!
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!
Весна-красна, ты на чём пришла?
Ты на сошечке, на бороночне…
Весна-красна, что ты нам принесла?
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко –
Животинушка в полюшке;
Другое угодьюшко –
С сошечкой в полюшке;
Третье угодьице –
Пчёлки на полёте;
Да ещё угодьице –
Миру на здоровьице!
05
------------ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ГОРА (славянское городище) ---------------
Внутри было вырыто продольное, с плоским дном углубление во всю длину каждой половины «дома», и по обе стороны его сделаны в материке сплошные скамьи-лежанки тоже во всю длину. На плоском полу в трех местах (в сохранившейся половине) проложены костры без специальных очагов. Всего на четырех земляных скамьях обеих половин здания могли усесться 200 - 250 человек.
Это построенное помещение предназначалось, очевидно, для тех пиров и братчин, которые были неотъемлемой частью языческого ритуала.
Совершив жертвоприношение, заколов на дальнем помосте жертву (как правило, свинью – символ достатка у славян), одарив и вознеся хвалу полукругу идолов, приготовив на рогатых кирпичах жертвенное мясо, участники обряда завершали его «беседою», «столованьицем, почестным пиром» в закрытом помещении, сидя на скамьях у небольших (очевидно, осветительных) костров.
Весь вещевой материал Благовещенской горы резко отличается от материала обычных юхновских поселений. Здесь нет обычных жилищ, нет очагов, нет рыболовных грузил, пряслиц для веретен. Все найденное здесь предназначено именно для пиров: большие сосуды (для пива?), небольшие кубки, ножи, кости животных, подставки для вертелов.
Вход в святилище был устроен так, что сначала входивший проходил на мост через ров («греблю»), затем попадал в узкое пространство ворот, приходившееся на середину вала и на середину длинного дома.
Возможно, здесь происходила какая-то церемония «причащения» содержимым сосуда-медведя. Из этого серединного помещения два пологих спуска вели налево, в северную половину здания, и на право - в южную половину. Прямо от входа был весь внутренний двор святилища. Возможно, что четкое деление помещения на две половины связано с фратриальным делением племени.
Наличие закрытого помещения, выгодно отличавшегося от требищ под открытым небом, подтверждает предположение о Ладе, как главной хозяйке этого уникального капища. Ведь песни в честь Лады пели под Новый год и затем весною, начиная с 9 марта по 29 июня, - половина праздников, связанных с именем Лады (в том числе и Благовещение) падает на холодный зимний и ранневесенний сезон, когда предпочтительнее праздновать не на морозе. Впрочем, нельзя исключать того, что
наиболее массовые действия могли происходить на всем плато высокого берега Десны и за пределами собственно святилища.