Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Славянская культура и традиции Выпуск 004 Славянские храмы


Славянская культура и традиции

http://subscribe.ru/catalog/philosophy.slavjane  - архив рассылки

http://subscribe.ru/blog/philosophy.slavjane  - блог рассылки

Выпуск 004

Славянские храмы

До сих пор почему-то считается, что политеистическая вера славян была сродни вере язычников небелых народов, вроде папуасов. Однако это весьма сильное заблуждение. Мир славянских богов ничуть не уступал по красочности и богатству миру античной Греции или додинастического Египта. Думаю, что дальнейшие археологические открытия и дальше будут подтверждать именно этот факт. Но даже по тому, что мы знаем о славянах сейчас, можно судить об их искусстве храмовых построек.

Из наиболее известных археологических памятников славянства мы знаем: храм в Арконе на острове Руген, храмовый город Аркаим, города Трипольской культуры, развалины Асгарда под современным Омском и др. Стоит напомнить и о том, что предшественницей культуры Греции и Рима была протославянская цивилизация Этрурии.

Рассмотрим некоторые из этих памятников древней культуры славян.

01. СВЕНТОВИД из АРКОНЫ.

Храм в Арконе, посвященный Свентовиду, для нас интересен, прежде всего, тем, что связан с северными славянскими землями ругов-русов, из которых в Киевскую Русь пришли Рюриковичи. Рюрик вовсе не личное имя, как думают многие, а знатное родовое имя, которое с вендского переводится как «сокол». По значимости, это все равно, что «патриций» или «юлий» в Древнем Риме.

Свентовид - это не один бог, как принято считать, а целый пантеон славянских богов, соединенных воедино. Таким образом, четырехликость Свентовида – это четыре лика древнейших богов славянского Рода. Среди них: Сварог – небесный покровитель славян, Перун (Тор) – воин света и защитник Рода, Велес (Вил) – бог мудрости и знаний и Даждьбог (Дагбог) – родовой покровитель ругов-русов.

СВЕНТОВИД – СВЕН(Сварог)+ТО(Тор, Перун)+ВИ(Вил, Велес)+Д(Даждьбог).

Четырехликое изображение Свентовита из Арконы было уничтожено во времена христианского нашествия новых юго-восточных народов Римской империи. На сторону христианских миссионеров перешли некоторые вендские и тевтонские князья. Во время вторжения датского короля Вольдемара в 1168 году  Аркона была разграблена, а славянские храмы сожжены по личному распоряжению епископа Абсалона.

Свентовид упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, а также подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как бог храма при Арконе, упомянут в "Mater Verborum". 

Саксон пишет: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей...

Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир.

Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою...

В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево.

Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян.

В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку.

Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги.

Ноги стояли наравне с землей, и фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями.

Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой...

Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности.

Кроме того, при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием...

Свентовида символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.

"

Здесь надо пояснить, что Руген был особенным островом, жили здесь только воины ругов. Это была пограничная северная крепость. Вот почему именно из этих мест русы звали себе на помощь защитников, опытных воинов.

Во времена крушения Римской империи из этих мест последние римские императоры призывали себе союзников. Не говорит ли это о давних связях южной империи и их северных родственников?

02. БУС БЕЛОЯР ИЗ РУСКОЛАНИ

Надо сказать, что военные крепости вдоль границ проживания славянских племен уже давно стало насущной необходимостью, так как воинственные племена малоразвитых южных и восточных народов постоянно нападали на богатые земли славян.

Первыми поселениями казаков были укрепленные славянские крепости на Северном Кавказе. Среди имен славянских князей из этих мест наиболее известно имя князя Буса Белояра, которого жестоко распяли на кресте пришедшие на эти земли христиане. Поэтому некоторые историки даже считают его прообразом Христа. Бус Белояр выступал за единение сил славян на Северо-Кавказских землях.

Почему же не получилось это объединение?

Тут сыграли роль несколько факторов:

- подкуп некоторых славянских князей правителями арабских и семитских стран,

- недооценка появления новой христианской религии, ее влияние на некогда единые славянские земли,

- многочисленность враждебных народов, окружавших славянские земли.

«Русколань – одно из крупных государственных образований славян в Приазовье, существовавшее 16 веков назад, чья история напрочь забыта благодаря немецкой профессуре, писавшей русскую историю для Петра I.

Государство Русколань располагалось за хребтами Предкавказья, на территории, которая позже вошла в состав Великой Будгарии Курбата: от Кубани и Терека плавно повышается к Передовому хребту пастбищная равнина, изрезанная широкими речными долинами и оврагами. Лес поднимается по ним почти до подножия Эльбруса. В долинах — десятки древних поселений, где не звенела лопата археолога. На берегу реки Этоко сохранилась могила легендарного князя Русколани Буса Белояра.

(ПРЕДКАВКАЗЬЕ, территория к северу от Большого Кавказа, ограниченная с севера Кумо-Манычской впадиной, с запада Азовским морем и Керченским проливом, с востока Каспийским морем)

Эта земля - исток славянского народа, называвшего себя черкассами, известного по Черкасским переулкам в Москве, городам Черкасску и Новочеркасску. Населяли черкассы, судя по ватиканским источникам, Пятигорье и Тьмутараканское княжество, а ныне известны под именем "казаки".

В слове "Русколань" есть слог "лан", присутствующий в словах "длань", "долина" и означающий: простор, территория, место, регион. В последствии слог "лан" преобразился в land. Сергей Лесной в своей книге "Откуда ты, Русь?" говорит следующее: "В отношении слова "Русколунь" следует заметить, что есть и вариант "Русколань". Если последний вариант более правильный, то можно понять слово иначе: "руск(ая) лань". Лан - поле. Все выражение: "Русское поле". Кроме этого, Лесной делает предположение, что существовало слово "колунь", означавшее, вероятно, какое-то пространство. Встречается оно и в ином словесном окружении.

Правителем Русколани был Бус из рода Белояров. В готском и яартском эпосе он упоминается  под именем Баксака (Бус-Бусан-Баксан), в византийских летописях - Бож.

Русколань воевала с готами Германариха. В этой войне Германарих был убит, и его место занял его сын. В итоге многолетней войны Русколань была побеждена, а правитель Русколани Бус Белояр, последний выборный князь русов, был распят готами, о чем есть свидетельство в готском, нартском и русском эпосе.... По одним источникам Бус, подобно Прометею, был прибит гвоздями к скалам на берегу Терека, а его приближенные были заживо зарыты-замурованы в скальном склепе. По другим источникам Бус и его ближайшие помощники были распяты на крестах.

Распял Буса Белояра, согласно дощечкам "Книги Велеса", Амал Венд. Это был Венд из рода амалов, в жилах коего слились венедская и германская кровь.

Это произошло в день весеннего равноденствия в 368 году. Оставшиеся в живых князья разорвали Русь на множество мелких княжеств, и против решений  (!) вече установили передачу власти по наследству. Через земли Русколани прошли авары и хазары. Но территория Русколани, Таматарха, Тмутаракань, Тамань по-прежнему считались славянскими княжествами.

»

http://xpomo.com/ruskolan/liter/site.htm

- РУСКОЛАНЬ

Сакс Грамматик сообщает, что “идола этого (Свентовида) почитало все славянство, и их короли издалека (!) ему свои дары привозили. В иных местах у этого бога были иные, меньшие храмы с жрецами меньшего достоинства”.

03. СВЕНТОВИД ИЗ ХОЛМОГРАДА

Другой храм Свентовида размещался в Холмограде (ныне село Бронницы), на одном из холмов, где христиане позднее возвели церковь св. Николая.

Нужно отметить, что это далеко не единичный случай, когда на месте разрушенных славянских святынь служители новой церкви возводили свои храмы. Практически на месте любого из монастырей или христианских храмов находилось славянское капище. Места эти славяне выбирали не случайно, т.к. места эти находились на так называемых «местах силы», кои оставили для своих потомков Боги славян. Позднее я расскажу о происхождении славян и славянской версии Сотворения Мира.

Но вернемся к описанию храма в Холмограде.

Сакс Грамматик: «Чур его был сделан из дерева величины огромной. Он имел четыре лица, на каждую страну света по одному.

Бороды не имел; кудри у него были завитые; одежда на нем была короткая. В левой руке был лук, а в правой рог выкованный из металла. При бедре имел превеликой в серебряных ножнах меч; в стороне висели седло и узда коня его, так же непомерной величины.

Сей истукан стоял посреди храма, завешенный великолепными красного цвета занавесками. Он давал ответы через уста жреца однажды в год.

В то время сей главный жрец входил в святилище сего бога, удерживая свое дыхание, и при надобности в оном или выходил вон, или выставлял только из святилища голову.

Сей единогодный праздник справлялся с продолжительными торжественными обрядами. Оный начинался по окончании жатвы, что будет в месяце серпене или августе.

И тогда народ собирался перед капищем, пригонял множество скота, как в жертву своему Богу, так и для празднования сего знаменитого их праздника.

За сутки до торжественного дня сам начальствующий жрец выметал храм сего бога. На следующий день жрец брал из руки световидовой рог, за год, наполненный вином, предсказывал о плодородии следующего потому, сколько в нем убыло; ибо верили, что если много из рога убыло, то год будет бесплоден; если же мало, то ему надлежало быть плодородну.

И сие вино, выливши пред стопами Световида, наполнял рог сей новым, и выпивал в честь оного, моля, чтобы даровал во всем изобилие, богатство и победу на врагов.

Потом наполнив сей священный рог новым вином, влагая в его руку, моляся купно со всем народом; после чего приносимы ему были многочисленные жертвы от волов до овец.

По совершении сих жертв, вносили огромной величины круглый пирог, сделанный из пряничного теста, в коем мог поместиться человек. В сей пирог служитель световидов вошедши спрашивал народ, видит ли его? - Люди ответствовали, что нет - тогда обратясь к Световиду, молил его, чтобы на предбудущий год хотя несколько его увидели. Здесь кажется, жрец спрятавшись в пироге, представлял солнце в удалении от нашего полушария, или зимнее время; и потом молил Световида о его возвращении.  

Поелику не только имя, но и все признаки являют, что сей бог был изображение светила одушевляющего наш мир. Четыре лица, есть четыре годины, или времена года. Стрелы и лук, как у греческого Феба - Аполлона, значили лучи солнца.

Белый конь, ему посвященный, знаменовал видимое движение сего благотворного светила; рог в руке, обилие повсюду проистекающее от его священной теплоты; меч же означал его как бога защитника и покровителя славян.

Световиду посвящен был белый конь, на коего никто кроме первого жреца не мог сесть. У сего коня, даже до волоса, все было священно, и под опасностью потеряния жизни не позволялось ни из хвоста, ни из гривы ни одного выдернуть.

Уверяли, что Световид ездил на оном побеждать их неприятелей. А сие подтверждалось тем, что когда под вечер коня оставляли вычищенного, по утру находили его запотелого и загрязненного; из чего заключали, что Световид ездил на нем для поражения их супостатов.

Смотря же по тому, больше или меньше была умучена лошадь Световида, таковому и успеху брани быть думали. Сей конь также служил прорицателем, начинать ли или не начинать, равно ли хорошо или несчастливо будет продолжение войны.

Для гадания ставили перед храмом шесть коней по два в ряд и в известном расстоянии. К каждым двум привязывали по копью поперек так высоко, как только лошадь может перешагнуть.

Прежде, нежели лошадь начинали вести между копий, жрец с известными обрядами молился Световиду, читая многие нарочно для него сочиненные молитвы. Потом с благоговейными обрядами брал коня за узду и вел через три поперечные копья.

Если лошадь шагала наперед через них правою ногою и притом через все три не запутавшись, то обещали себе окончание войны самое благополучное. В противном же случае трепетали о всяком несчастии; а, смотря по сему, отлагали и самую войну».

04. ВСАДНИК НА БЕЛОМ КОНЕ

Мистический всадник на белом коне упоминается в последней битве князя Святослава.

Вот как об этом написано в книге Озара Ворона «Святослав Хоробрый. Иду на вы!»:

«В решающий момент битвы вдруг в тылу византийцев поднялся страшный ветер, и разразилась настоящая буря, погнавшая облака пыли в глаза наступавшим русам.  Плескали им в лицо и струи хлынувшего дождя. А впереди войска ромеев показался воин на белом коне, атаковавший  варваров, воодушевивший греков своим примером и увлекший их в атаку.

Ряды грозных русов, только что смявших и обративших в бегство солдат Восточного Рима, не могли устоять пред натиском этого одинокого воителя. Русам пришлось вновь отступить.

Император долго разыскивал храбреца на белом коне, дабы достойно наградить пред войском. Однако не только не нашел его, но выяснил предельно странные вещи. Никто в армии не видел этого воина ни до, ни после этого сражения, более того, не видели его на поле сражения до начала бури.

Даже на осторожных и трезвомыслящих людей Средневековья, не падких в большинстве своем, в отличие от наших современников,  на всевозможную дешевую мистику, история с воином произвела впечатление.

Лев Диакон говорит с осторожностью, которую не проявлял, расписывая победы ромеев: «впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Федор Стратилат».

Скилица, в очередной раз показуя свое отношение к фактам, заявляет, что битва произошла в день  этого святого (17 февраля), что, мягко говоря, странно, поскольку он же только что говорил, что на дворе стояло 21 июля.

В этот день праздновали память других великомучеников – тезки Стратилата и Георгия. В честь победы над русами эту пару, при жизни – сугубо гражданских лиц, стали почитать как воинов и заступников на войне.  Федор же Стратилат был в империи, как специальный заступник от русов.

Рассказывали, как в день битвы армии Цимисхия с русами, некой девице в Царьграде привиделся сон, в котором богородица – будущая «заступница земли русской» – отправляла Федора Стратилата  против «скифов» на помощь Иоанну Цимисхию.

Так, странно и неожиданно, закончился этот роковой бой.

»

«

А кого могли увидеть в нем русы?

Кто он, Воин на белом коне, скачущий впереди бури?

Уж не сам ли Метатель Молний?

В скандинавском эпосе есть немало примеров тому, как Бог – покровитель героя, с оружием в руках встает против него в сражении.

И это означает одно – срок, отведенный Пряхой земной жизни героя, окончен. Валгалла, Покой Павших, ждет его.

Есть схожий сюжет и в русском эпосе, в сюжете с выразительным названием «Отчего перевелись богатыри на Руси». После страшной, но победоносной битвы с врагами молодые богатыри начинают хвастать, что способны одолеть даже небесную силу. И небесное воинство принимает вызов. Бессильные против воителей небес, богатыри скрываются в пещерах, окаменевают, уходят в монахи – проще говоря, уходят в другой мир. Так не было ли и здесь того же? Может, оттого и идет  Святослав в ловушку столь хладнокровно и бесстрастно, что знает – его срок настал?

Говорят, герои былых времен знали свою судьбу. Может быть, Святослав уже увидел приближение времени в глазах Всадника под стенами Доростола. И хотел только одного – принять Таинство Смерти из рук честного врага. Не клятвопреступника и братоубийцы. Не раба Распятого Мертвеца. В остальном же ромеи ничем не отличались в глазах русов от степняков.

Смерти князь не боялся.

Как скажет одни из его потомков: «Дивно ли, если муж умер на войне? Умирали так лучшие из предков наших». А в те, языческие времена, заветы Высокого – Одина, Волоса русов, изложенные в Старшей Эдде, гласили:

Гибнут стада,

Родня умирает,

И смертен ты сам;

Но смерти не ведает

Громкая слава

Деяний достойных.

Деяний же Святослава хватило бы иному не на одну долгую жизнь.

Он закрыл дорогу на Русскую землю первопроходцу Drang nach Osten, епископу Адальберту.

Он завершил дело предков, добил чудовище Хазарского каганата.

Он поверг в трепет Город царей, вселив в сердца его обитателей ужас, какой не удалось пробудить в них никакому иному воителю.

Как нам, сегодняшним, поверить – человеку, совершившему все это, в год последней битвы было только тридцать лет?!

»

05. ГОРОДА ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

То, что славяне были современниками древнейших европейских культур, говорят археологические находки под Триполем. Культура эта датируется 3-4 тысячелетием до н.э. И кстати, описание домов трипольцев абсолютно совпадает с описанием домов этрусков. Этруски же, в свою очередь, общались с Египтом. Недавно была найдена египетская мумия со свитком в руке Написан этот свиток, между прочим, этрусскими письменами. Так что, что ни находка, то подтверждение цепочки, ведущей прямиком к славянам. И неважно, что об этом пока ничего не говорят учебники, правда об истории славян постепенно сама найдет дорожку к свету истины.

ftp://78.107.254.10/Video_avi-mpg-wmv/biloe_Slavyan/Etruski.avi

- фильм «Этруски - прародители Славян»

«Расцвет великой Трипольской культуры приходится на 3-4 тысячелетие до нашей эры, и охватывает территорию от Днепра до Дуная. Земля, засеянная нива, была уподоблена женщине. Отсюда - поклонение Матери Всего Сущего - богородице Ладе.

Трипольцы были опытными хлеборобами. Только одной пшеницы выращивали более 4-х сортов! Не говоря уж о других злаках. В сложных узорах, украшавших керамику Триполья, отражение мира, его единства. За внешней изысканностью линий орнамента спрятано всеобъемлещее знание законов "небесной механики", рождение звезд и движение галактик, понимание жизни вселенной и место прародины в космическом коловращении планеты.

А.Г. Корвин-Пиатровский, кандидат исторических наук Академии Наук Украины: "У нас на Украине есть совершенно уникальный феномен для всей Европы, да и для всего мира. Это Трипольские поселения-гиганты. Например, это поселение Таленки, которое занимает 4,5 квадратных километра. Благодаря геомагнитным разведкам, мы определили, что на этом поселении было 2700 жилищ. Раскопано из них, на сегодняшний день только 31-но поселение. По предварительным данным, на таком поселении могло проживать, исходя из учета разных подходов к демографическим оценкам, от 8 до 12-ти тысяч человек."

По численности жителей Трипольские городища превышали Киев, времен Ярослава Мудрого. Более 4000 лет назад трипольцы возводили 2-хэтажные дома, с мощными стенами и деревянными перекрытиями!

С.В.Жарникова, кандидат исторических наук: "Это были не глиняные дома. В Триполье были срубы, 2-х и даже 3-хэтажные. Что для современной Украины, например, не характерно. Это характерно для Закарпатья и Прикарпатья. Кстати, название рек в Прикарпатье, Закарпатье и Триполье, этой русинской Украины, абсолютно идентичны, например, названиям на территории Великого Устюга, Тарновского или Тотемского районов России. Прямо пачками идут одинаковые названия. И именно, конкретно, в этих локальных регионах. "

А.Г. Корвин-Пиатровский: "Наиболее характерной для Трипольской культуры планировкой была планировка по кругу. Когда жилища располагаются по кругу, причем торцами без дверей смотрят наружу, а дверями внутрь поселения. "

Но точно такой же принцип заложен и в архитектуре Аркаима, уникального города-обсерватории, открытого на Южном Урале.

Стоунхендж - "родной брат" Аркаима по структуре построения, и находится на одной параллели с ним, на Юге Англии. Что это? Потрясающее совпадение или закономерность?

Гриневич: "О том, что Трипольцы превышали все окружающие народы, ни у кого не вызывает сомнения. И Трипольцы тоже владели письмом. На керамических изделиях большое количество одиночных знаков. Эти знаки собраны, сгруппированы, и их количество тоже превышает 100-ню. Их даже больше, более 150-ти знаков. Что свидельствует о том, что у трипольцев письмо тоже было слоговое. Но самое интересное вот в чем - когда эти одиночные знаки я сопоставляю со знаками фестсткого диска, то оказывается, что в графической основе они абсолютно идентичны. Так что все, что касается Триполья, и наличия в этой культуре письменности, это не вызвает у меня никаких сомнений. "

Известно, что Трипольская культура в 2000-м году до н.э. "потерпела сильный разор". Однако загадка, и по сей день - почему трипольцы, покинув свои селения, не взяли с собой своих вещей?

»

05. ИЛЛЮСТРАЦИИ:

- Всеволод Иванов «Храм бога Свентовида»

http://www.white-north.ru/gallery/ivanov/ind.shtml  - Всеволод Иванов живопись

- славянский храм в Подмосковье (в усадьбе известного путешественника и писателя Сундакова)

http://rugevit.ru/vera/svet/km.07.htm  - Комоедица 2007


В избранное