Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скоро новогодние праздники. Вам интересно узнать - как славяне встречали зимние праздники новолетья? Об этом вы узнаете в 1-м выпуске рассылки.


Как отмечали Новый год славяне. Коляда. "Поддержание Кола есть поддержание нерушимого порядка Вечной Жизни, и единого Родового уклада в народе". 01. Традиции русского народа относятся к древнейшим временам единого славянского мира, когда у всех славян были единые боги, единые праздники, поддерживающие родовой уклад славян. Хотя уклад славянского рода и был значительно разрушен с приходом на русские земли христианства, которое повсеместно старалось уничтожить все многообразие не только славянских народов, однако не так-то просто было уничтожить вековые традиции славян. Основные славянские праздники дошли до наших дней практически без изменения, сохранившись в памяти всех славянских народов. Праздники великорусов, русских славян - наиболее древние. Всю гармонию русского славянского праздника можно ощутить и в наши дни, стоит только прикоснуться к традициям нашего народа. Хотя многочисленные славянские роды имели свои отличия, есть, несомненно, и то, что всех их все объединяло, ибо календарь праздников у славян был единым и подчинялся космическому Круголету Жизни, равному 144 годам. http://future-2008.livejournal.com/7504.html - future_2008 - Древний Славянский Календарь (Коляды Дар) http://www.liveinternet.ru/users/visionary2007/post54980528/ - Древний Славянский Календарь http://www.liveinternet.ru/users/visionary2007/post54980772/ - Перевод григорианских дат в Славянское летоисчисление В свою очередь Круг Жизни делился на 16-лет Круга Лет. Не случайно год у славян назывался «лето», поскольку древний календарь был ориентирован на природный календарь землепашца – главного символа славянского мира - а лето было главной страдной порой. И хотя по историческим данным древний календарь славян начинался и заканчивался в сентябре, то есть от Овсеня до Таусеня, славяне, можно сказать, праздновали не один, а целых 4-ре Новых года, поскольку все 4-ре дня солнцестояния (Таусень – Коляда – Масленица - Купала) отмечались не менее широко, чем Таусень – главный праздник нового урожая. Поскольку славяне были настоящими солнцепоклонниками, и как первые земледельцы создали культ Солнца, то все 4-ре кологодных праздника были привязаны к определенным датам солнечного противостояния (прим. – для удобства даты даны по европейскому календарю): - ТАУСЕНЬ-РАДОГОЩ (24 вересеня/сентября) - День осеннего равноденствия - КОЛЯДА (25 стуженя/декабря) - День зимнего солнцестояния; - МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта) - День весеннего равноденствия; - КУПАЛА (24 кресеня/июня) - День летнего солнцестояния; Астрономические познания славян были поистине уникальными, поскольку их древний календарь не имеет погрешности даже в наши дни, не имел он и погрешностей на протяжении тысячелетий – и сегодня можно рассчитать любую дату, вплоть до дня недели. Славяне первыми ввели понятие високосный год, который у них назывался Священным Летом и происходил каждые 16 лет, с 41 днями в каждом месяце. Но астрономические познания не ограничивались знаниями об изменениях дней в тысячелетиях. Славяне еще в эпоху мегалитической культуры прекрасно рассчитывали также и 25920-летний цикл движения земной оси. Так что предсказания древних, возможно, были просчитаны с точностью до одного года и даже дня. 02. Но вернемся к зимнему славянскому празднику, который славяне называли Колядой. Как мы выяснили, это славянский праздник, посвященный Дню зимнего солнцестояния, когда молодое Солнце (Ярила) знаменует начало нового земледельческого цикла. С Колядой связано и другое событие – согласно славянским мифам, именно в этот день Велес, славянский бог мудрости и знаний, подарил славянам Календарь. «Календарь» значит «Кола дар». Коло – Колесо Времени – наиболее древние знания славян. Без этого подарка славянам-землепашцам было бы трудно вести сложные земледельческие работы. К примеру, расцвет славянской Трипольской культуры относится к 3000-4000 годам до н.э. И уже в это время славяне выращивали не менее 4-х сортов злаков. ftp://78.107.254.10/Video_avi-mpg-wmv/biloe_Slavyan/Etruski.avi - Этруски - прародители Славян: «А.Г. Корвин-Пиатровский, кандидат исторических наук Академии Наук Украины: "На Украине есть совершенно уникальный феномен для всей Европы, да и для всего мира. Это Трипольские поселения-гиганты. Например, это поселение Таленки, которое занимает 4,5 квадратных километра. Благодаря геомагнитным разведкам, мы определили, что на этом поселении было 2700 жилищ. Раскопано из них, на сегодняшний день только 31-но поселение. По предварительным данным, на таком поселении могло проживать, исходя из учета разных подходов к демографическим оценкам, от 8 до 12-ти тысяч человек." По численности жителей Трипольские городища превышали Киев, времен Ярослава Мудрого. Более 4000 лет назад трипольцы возводили 2-хэтажные дома, с мощными стенами и деревянными перекрытиями! С.В.Жарникова, кандидат исторических наук: "Это были не глиняные дома. В Триполье были срубы, 2-х и даже 3-хэтажные. Что для современной Украины, например, не характерно. Это характерно для Закарпатья и Прикарпатья. Кстати, название рек в Прикарпатье, Закарпатье и Триполье, этой русинской Украины, абсолютно идентичны, например, названиям на территории Великого Устюга, Тарновского или Тотемского районов России. Прямо пачками идут одинаковые названия. И именно, конкретно, в этих локальных регионах. " А.Г. Корвин-Пиатровский: "Наиболее характерной для Трипольской культуры планировкой была планировка по кругу. Когда жилища располагаются по кругу, причем торцами без дверей смотрят наружу, а дверями внутрь поселения. " Точно такой же принцип был заложен и в архитектуре Аркаима, уникального города-обсерватории, открытого на Южном Урале. Стоунхендж - "родной брат" Аркаима по структуре построения, и находится на одной параллели с ним, на Юге Англии.» 03. Основной зимний праздник славян был посвящен Коляде - молодому Солнцу-Яриле. Как остроумно заметил один ученый-славист: «Если бы эти празднования посвящались Христу, то логично предположить, что рождественские народные гуляния назывались бы христятки, однако они называются колядки, потому что посвящены Коляде». Хотя само название праздника – Коляда – связано с Календарем, в более поздних славянских мифах Коляда становится самостоятельным славянским богом солнечного цикла. Традиции встречи нового года несколько видоизменились, но в основе них лежит древняя родовая память славянских народов. К примеру, у христиан есть традиция обхода домов во время Рождества со звездой на шесте, но мало кто знает, что еще в древности славяне совершали такой обход с зажженным на шесте Колесом Сварога, символизирующим приход нового цикла Солнца-Ярилы. Дата Рождества (католического) или Сочельника (православного) тоже была выбрана не случайно, она была наложена на традиционные праздники славян: - Корочун – самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния, и - Коляду – начало солнечного цикла. В ночь на 25 декабря (25 стуженя) молодой бог Коляда побеждает Кощного бога, который «окорачивает» день, и поворачивает коло навстречу Солнцу. Ночь на Коляду традиционно считалась волшебной, когда можно погадать о своем будущем, о видах на урожай, пообщаться со своими предками. Вот, например, приметы этого дня: «Коли на Коляду небо звездисто, то будет богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков на Коляду иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день на Коляду, сильные морозы - это к хорошему урожаю, коли тропинки черны, то урожай на гречку». «Коли в этот день снега глубоки – травы и хлеб будут высоки». «Если в этот день тепло – весна будет холодная». «Если метельная ночь – пчёлы хорошо роиться будут». «В ночь звёзд густо – густо и ягод будет». В эту ночь в очагах возжигали из бадняка Живой Огонь. Бадняк, так называлось найденное в лесу вертикально стоящее дерево. Оно считалось освященным богами символом связи с предками. От бадняка зажигали огненное колесо Ярилы. Высекая искры, символы обновленной жизни, бадняк поднимали на шесте и разносили новый огонь по домашним очагам. Поутру встречали обновленное Солнце. Колядования проводили и в течение последующих дней до Щедреца. Считалось, что сам Велес (в образе медведя) участвует в колядках, посещая вместе с колядующими каждый дом. Надо отметить, что все зимние праздники – колядки – закономерно приходятся на Велесовы дни, так как в первую очередь связаны именно с Велесом. Здесь нужно отметить, что Велес – один из трех богов древнейшей славянской Троицы: Сварог – Велес – Макошь. Кроме Велеса, бога мудрости, в этой Троице представлены Сварог – первый бог славянского РОДа и Макошь – богиня космических и земных судеб. И хотя в дальнейшем у славян появились и другие троицы богов: Сварог-Велес-Перун или Сварог-Даждьбог-Перун, Велес всегда оставался в числе самых почитаемых древних богов. Оно и понятно, что может быть важнее мудрости и знаний наРОДа. Славянский праздник – Щедрец – приходится на 31 декабря (31 сеченя). Щедрец или Щедрый вечер был порубежным днем в Велесовых святках, посвященных богу мудрости и покровителю хлебопашцев у славян. Велесовы святки начинались на Коляду и заканчивались на Водокрес (Крещение у православных). Святки делились на Святые вечера, длившиеся от Коляды до Щедреца, и на Ворожные (страшные) вечера, длившиеся от Щедреца до Водокреса. Ворожные вечера были вечерами чародейства и волшебства, когда славяне могли общаться со своими предками. В это время проходили молодежные посиделки, девичьи гадания. «Совершаемое о сию пору «кормление» Мороза кутьёй (сочивом – поминальной кашей, приготовленной из размоченных в воде пшеничных зёрен) – также связано с почитанием Предков. В это время ряженые в обличьях выходцев из Нави, в личинах животных обходили дома, пели пожелания блага на грядущий год и получали за это «отдарки», в виде пирогов и сладостей с праздничного стола. В это время складывались многие пары, а после Водокреса наступала пора Зимних Свадеб». Водокрес (Крещение у православных) изначально имел совсем другое значение. «Древнерусское слово «Крес» означало «Огонь», поэтому Крещением первоначально называлось посвящение Огнём. С водою же были связаны другие очистительные обряды». «Водокрес – это последний день «Святочных бесчинств», когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. Славяне верили, будто в это время Велес благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов». 02. А теперь рассмотрим непосредственно некоторые из обрядов зимних славянских праздников. КОЛЯДА. Колядование - древний славянский обычай. Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Несколько раз в году, славяне производили заклинание злых духов, в том числе и на Коляду. Обряд состоял в том, что по домам ходили группы славельщиков, состоящие в основном из подростков, и прославляли Коляду, прогоняющего Кощного бога. Каждая группа несла на шесте либо восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги (иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу). Светящаяся в темноте звезда словно плывет по улице. Либо из лозы мастерили Коло, обмазывали его дегтем, а потом поджигали, что символизировало собой огненный диск Солнца – символ плодородия у славян. В состав группы колядовщиков входил мехоноша, несущий мешок для сбора даров. На ходу они пели песню припевку: «Мы ходили - походили, Коляда-коляда! Мы искали-поискали все Иванова двора! Коляда-коляда! Подавай пирога! А Иванов двор на пяти столбах! На пяти столбах, на семи верстах! Коляда-коляда! Подавай пирога! Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовя угощение и подарки. Содержание колядок было весьма разнообразно, но объединяло их одно: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение; а скупых порицали, желали им неурожая, накликали засуху и всякие несчастья. В колядках произносились иногда шуточные угрозы: «Коляда, Моляда, уродилась Коляда! Кто подаст пирога - тому двор живота, Еще мелкой скотинки Числа бы вам не знать! А кто не даст ни копейки – Завалим лазейки, Кто не даст лепешки – Завалим окошки Кто не даст пирога – Сведем корову за рога, Кто не даст хлеба – Уведем деда! Кто не даст ветчины – Тем расколем чугуны!» Закончив петь, славильщики, как правило, получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги. КОЛЯДКИ. Перед колядками кудесник выл волком (вещий вой), прогоняя злых духов, и восклицал: «Овсень, куда едешь? Мосты мостить! Кому ездить? Коляде государю! На чём ему ездить? На солнечной свинке! Чем погонять? Поросёнком!» Проводив Овсеня, люди звали: «Приходи, Коляда!» Появлялись колядовщики и пели песню: «Мы ходили, мы искали Коляду святого На земле, на небеси, по Славени, по Руси По полям да по лесам, по долам да по горам А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!» Впереди шел козовод, ведя «козу» (ряженого, одетого козой). Колядовщики: «Пришла Коляда из Новгорода На вороном конёчке, в малёванном возочке». Козовод: «Ну-ка, девчонки, ну-ка, мальчонки! Вставайте в ряду, я козу веду!» Перед козой шел сеятель, осыпающий зерном снег и народ: «Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю, Счастья, радости желаю. Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю, Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось, Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали. Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю. Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота, Овец с овсом, жеребца с хвостом. Кто не даст пирога, тому куричья нога, Пест да лопата, корова горбата». Когда коза проходила меж рядами, её гладили по шерсти «на счастье». За козой шла её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица плясала и пела: «Ой, пляшу, пляшу для дорогого Может, даст ползолотого. Ой, мало, мало, на том не стало! Ой, скачу, скачу, серебра хочу! Раз имеешь сына, дай головку сыра. Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку. Если не богатый, выгони из хаты Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою». «Звери» подпевали: «Наша коза - стара дереза С Киева шла, всю Русь обошла». Коза: «Коза, коза луплена, за две куны куплена, Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!» Хор: «Не ходи, коза, в тёмные леса. Там за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие. Во тех лесах огни горят, огни горят горючие. На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие. У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят - колядуют: «Гой, Колядо!» Хотят тебя, козочка, зарезати. Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо». Кудесник затем шутливо бил козу в ухо, и та картинно падала. Хор: «Вот коза упала, хвост свой задрала. Нужно козе три куска сала!» Кот: «Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала». Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье. Хор: «Встань, коза, встряхнись! Встань, развеселись!» Коза затем вставала, плясала и пела: «Твои волы, мои волы, гей, гей! А впереди медведи, гей, гей! А вдогон им две вороны, гей, гей! В колеснице две синицы, гей, гей!» Козовод: «Слушай, коза, где трубы ревут, Где трубы ревут, там блины пекут. Где блины пекут, там и нам дадут!» Коза идёт к угощенью (до печи или стола), задирает морду и нюхает. Хор: «Хозяин идёт, пожиток несёт! Первый пожиток - мерочка жита, Мерочкой жита коза будет сыта. Другой пожиток - мерочка гречки, Мерочка гречки - нам на варенички. Третий пожиток - решето овса, Решето овса, сверху колбаса. Будьте здоровы! Весёлых свят! С праздником, хозяева!» Хозяева одаривают колядовщиков. Кот: «Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!» Козовод: «Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет». Хозяин: «Нету сала, мышь украла!» Кот приставал до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики шли пировать. На пиру поминали Тура-Велеса, поедая обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка ели печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно было попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивался игрищами молодежи на улице. Обязательно нужно было шестом вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись». ЩЕДРЕЦ. ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР. Последний день святок - Щедрец, был знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Было обязательным присутствие на столе свинины, поскольку «свинина» означает «плодородие», от санкритского – «рождать». Перед пиром необходимо было повеселить народ песенками – «щедровками». Состав ряженых был такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходили к дому или к толпе людей и пели: «Мы ходили, мы искали все Иванова двора. Щендрый вечеры, да богатый вечер. А Иванов двор на пяти столбах! Щендрый вечеры, да богатый вечер. На пяти столбах, на семи верстах! Щендрый вечеры, да богатый вечер». Затем колядовщики начинали «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Если хозяева упирались, отшучиваясь, тогда ряженые приступали к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы: «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, колечко колбаски. Матушка-сударушка, подай пирожка, Не подашь пирожка, не родишь сынка. А родишь девицу-расчерепицу, Ни шить, ни ткать, помелом махать. Одари, государь, колядовщиков! Наша коляда ни рупь, ни полтина. Наша коляда всего пол-алтына!» Если хозяева были добры к колядующим, то пели: «Коляда пришла, вам здоровья принесла. Ой, Коляда, Коляда! Мы пришли прославлять, да хозяев величать. Да хозяину сотню лет прожить. А хозяюшке многоздравьице. Вашим детушкам: сыновьям, дочерям. Девяносто быков, полтораста коров. Надели вас бог житьём и бытьём. И житьём, и бытьём, и богачеством!» В народе считалось большим стыдом не одарить колядовщиков. И таким жадным хозяевам ряженые посылали «проклятьице»: «Уж, ты Свароже, дай им по спине и по роже. Разрази их, Перун-батюшка! Пустой им мешок, да дырявый горшок!» Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходились, чтобы встретить Щедрый новый год в семейном кругу. * * *

В избранное