Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Прикладная философия

  Все выпуски  

Свобода как познанная необходимость


Свобода как познанная необходимость


Григорий Громыко:   Философию я с детства ненавидел тихой ненавистью. И вот эта мысль о "познанной необходимости" в меня никак не втискивалась, - ну хоть убей! Поэтому, сдавая кандидатский минимум по философии, я получил "два", но попросил профессора сжалиться надо мною и поставить "три". Он сжалился и поставил "три".

И вот однажды... Со времени сдачи кандидатского экзамена прошло много лет... И как-то раз вдруг я понял смысл свободы! Вот как-то так - раз! и готово! Оно где-то внутри варилось... Вопрос, видимо, был и внутри жил. И - хоп! Ответ! С тех пор тоже прошло много лет. Теперь я хочу поделиться с вами этой прикладной штукой под названием "свобода".

Штука эта в самом деле прикладная и очень практическая, - помогает ориентироваться в этом пёстром мире и принимать многие вещи легко и с открытыми глазами.

Я понял, что свобода возможна лишь как система ограничений. И когда ты понимаешь, что без них, - то есть без ограничений! - свобода среди людей невозможна, вот тогда она и становится познанной необходимостью! Только не сама свобода познаётся как необходимость, а именно необходимость ограничений для осуществления свободы.

Я понял, что без принятия ограничений свободным быть невозможно. Чтобы быть свободным, мне необходима система ограничений. И я охотно эти ограничения соблюдаю, так как знаю, что от них зависит качество моей свободы.

А теперь закончу, пожалуй, со сложными выражениями и перейду к примерам.

Мне нравится ходить по чистым, не заплёванным тротуарам. Я на них и не плюю поэтому. Но... А вот другие (нехорошие) - плюют. Поэтому я говорю им "эй, уважаемый, прими ограничение, не плюй, пожалуйста!".

Конечно, идя по улице и видя плюющего, каждому не скажешь, это понятно, но в принципе на этом примере ясно видна суть системы ограничений, - подлинная свобода может быть только тогда, когда эти ограничения добровольно принимают и сами исполняют все участники жизни.

Да, вот я вспомнил, что понимание такой сути свободы ко мне пришло через несколько лет после переезда в Германию. Здешние люди именно "принимают и добровольно выполняют" систему ограничений.

Например. Если на пешеходном переходе пешеходам горит красный свет, а по дороге не едет ни одна машина, то здешние люди всё равно стоят и ждут зелёного. А не здешние косятся на них и переходят на красный. А если представить себя за рулём авто? Вот тогда ты на пешехода, переходящего на красный... Что? Ну, да, спускаешь "полкана" и говоришь ему пару тёплых слов.

Вот этот самый "переход на красный, если никто поперёк не едет" так прочно сидит во мне, что хотя я уже давно живу в Германии и очень часто всё это наблюдаю, но удержаться и ждать зелёного "когда нет же никакого смысла ждать!!!" для меня крайне трудно. Ну так трудно! Вы не представляете! и я всё ещё хожу на красный.

Аналогичных примеров с системой взаимных ограничений полно в семейной жизни. Если я попрошу Вас привести примеры, то думаю, что у Вас найдётся их "большой мешок". Не правда ли? Так приведите! Жду! Присылайте! Включим в рассылку.

Пожалуй, на этом можно и закончить. Нужно лишь дополнительно подчеркнуть одну мелкую мелочь, - не получается свободы, если за ограничениями приходится следить полиции! То есть требование добровольного соблюдения ограничений для настоящей свободы обязательно.

В этом и состоит прикладность моей прикладной философии, - хочешь быть свободным? сам соблюдай ограничения! Не переходи на красный свет, даже если улица пуста и на часах час ночи! Этим ты обеспечиваешь свободу тех, кто за рулём.

Не могу удержаться от ещё одного примера! Мы жили в деревне, - в немецкой деревне. Мой сын с приятелем ехали на велосипедах по улице. Дети, им было тогда лет по восемь. Приятель пытался обогнать сына, чуть его задел, сын вильнул и рулём поцарапал припаркованную машину. Улица была совершенно безлюдна. Они уехали и приехали домой.

Через 10 минут к нам в дверь постучался человек и сказал "извините, ваш сын поцарапал мою машину". Видимо, кто-то смотрел в окно и видел. В деревне все всех знают. Тот, кто видел, знал, чья машина, сказал ему и... Наша страховая компания заплатила стоимость ремонта. Тот, кто видел, обеспечил свободу владельца машины.

В немецкой школе дети считают своим долгом рассказать взрослым о том, кто что испортил в школе. У них свобода впитана с молоком матери. В молоке наших матерей, вероятно, содержится что-то другое...

Среди взрослых есть два громадных множества людей, которые постоянно отнимают у меня свободу, - это курильщики и любители собак. Первые не дают мне дышать чистым воздухом, а вторые позволяют своим любимцам какать на улицах и не убирают за ними.

На этом я закончу выпуск. Ниже в рассылку включаю дополнения, присланные "избранными" подписчиками, которые предварительно получают черновик рассылки и имеют возможность дополнить выпуск своими мыслями.

Я их сознательно не комментирую и не отвечаю на заданные вопросы, чтобы не уходить от сути свободы слишком далеко. Но все ваши мысли, уважаемые наши со-товарищи, послужат источниками для последующих выпусков рассылки, - мы к ним ещё не раз вернёмся! Спасибо БОЛЬШОЕ!

=== Дополнения читателей рассылки ===
Григорий Громыко:   Я понял, что без принятия ограничений свободным быть невозможно. Чтобы быть свободным, мне необходима система ограничений. И я охотно эти ограничения соблюдаю, так как знаю, что от них зависит качество моей свободы.
Берген Канат Утепович, Казахстан:   Согласен на сто процентов! Оплеванная дорожка, площадка - яркий пример. Но! Пока ограничения...
Шальнов Илья Вячеславович, www.shalnov.ru:   Наша жизнь - игра (придуманная Богом), а для игры нужны правила, то есть, ограничения. Как в шахматах: если каждый ходит, куда хочет...
МихайловСергей, http://sm100.ru:   Видимо, для того, чтобы принимать философские принципы, человек должен повзрослеть.... К нарушителям спокойствия так же можно отнести тех, кто не...
Ольга Ясюкович, Могилёв, www.skoy.na.by:   Вот вы описываете, что некто нарушает вашу свободу, когда курит на улице. Но ведь если вы ему скажете об этом, то вы нарушите...

Читать полный выпуск рассылки...

=====================
Если Вы хотите тоже получать черновики выпусков рассылки и вносить свои дополнения или вопросы, то напишите нам, пожалуйста.

Важно! Практические консультации для учителей по организации парной работы на уроке проводятся вот здесь.

Просьба ко всем читателям рассылки - сообщите этот
pedsovet.org/forum/forum315.html
адрес знакомым учителям? И если они не умеют пользоваться интернетом, то помогите им в этом, пожалуйста?
=====================
Предыдущие выпуски рассылки читайте здесь, пожалуйста
=====================
Читатели рассылки предупреждены, что информация, присланная в письмах читателей, может быть опубликована в любых СМИ.

Копирайт - (с) Григорий Олегович Громыко. Ссылка на автора рассылки и на сайт www.paarschool.com при перепечатке обязательна.

В избранное