Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятидесятничество в России и в мире


В политику - от безысходности. Протестантские конфессии России пока не осознают своих политических задач, а лишь стихийно борются за элементарные права

Роман Лункин

Любые публичные выступления религиозного меньшинства, каковым являются члены протестантских Церквей, вызывает массу нареканий со стороны чиновников и националистов. Православные патриоты, особенно "антисектантски" настроенные, стараются создать такую ситуацию, при которой любое вмешательство неправославных в политику вызывало бы у широкой общественности если не страх, то обеспокоенность за судьбу страны. Однако даже митинги, которые уже более года проводит в центре Москвы пятидесятническая церковь "Эммануил", не могут свидетельствовать о том, что евангельское движение в России осознанно вмешалось в политику и стало её действующим лицом. В отличие от Украины, большинство российских протестантов не осознаёт своих политических задач и решается на политические акции скорее по необходимости, от безысходности.

Взрыв общественной деятельности протестантских церквей в Украине назревал с конца 90-х гг., а произошел сразу после Оранжевой революции конца 2004 года, по причинам вполне понятным, которые заставляют отбросить версию о каком-либо западном влиянии или ином вмешательстве извне. Во-первых, мощная протестантская сила Украины (в отличие от России, в Украине не полтора миллиона верующих евангельских Церквей, а четыре-пять миллионов, если не больше) должна была найти выход, тем более что протестанты обладали и обладают социальными амбициями и заявляют о том, что они намерены строить нравственное демократическое общество. Во-вторых, после Оранжевой революции государственная власть официально заявила о том, что не будет делать преференций какой-либо одной конфессии и готова на равных общаться со всеми Церквями. Виктор Ющенко выступил за создание Единой Православной Церкви, Юлия Тимошенко больше поддерживала отношения с протестантами – одним из руководителей ее Блока и сейчас является баптист Александр Турчинов. В-третьих, УПЦ МП во главе с митрополитом Владимиром (Сабоданом), косвенно участвуя в разного рода избирательных кампаниях на стороне Партии регионов, в целом вела себя корректно по отношению к другим конфессиям, прежде всего, к протестантам, с церковных позиций критикуя лишь альтернативные православные юрисдикции. В таких благоприятных условиях протестанты проходили в Верховную Раду и по спискам "Нашей Украины", и по спискам Блока Юлии Тимошенко. С общехристианских позиций выступали на парламентских выборах в Украине и более мелкие партии, которые поддерживали Ющенко. Это Христианско-либеральная партия Украины Леонида Черновецкого, который был советником Ющенко, а теперь является мэром Киева, Христианско-демократический союз Виктора Стретовича, депутата Верховной Рады, также бывшего советником Ющенко, а также Социально-христианская партия, которую возглавляет Владимир Владыко. По списку Социально-христианской партии открыто баллотировались пастор киевской церкви "Христианская надежда" Валерий Решетинский, пастор церкви "Рема" из г. Макеевка Донецкой области Владимир Горбачев и другие протестантские служители. Как и Сандей Аделаджа, многие пасторы заявляли о том, что они идут на выборы, исходя из концепции христианского влияния на общество (иначе их место займут коммунисты, гомосексуалисты и т.д.). Политическая борьба осуществлялась протестантами не закулисно, а напрямую – они не скрывали своих позиции и амбиций и не прикрывались подставными политическими фигурами. К примеру, Черновецкий, верующий УПЦ Киевского патриархата, или Владимир Владыко, греко-католик, являются естественными союзниками для протестантов. Евангельские пасторы, в свою очередь, стремятся выразить свои интересы через наиболее близкие им по духу партии христианского направления, и в президентской администрации нет желания поставить всех протестантов под контроль, выбрав несколько наиболее "предпочтительных" представителей из целого движения.

В России активность протестантских Церквей также обусловлена существованием - в меньшем масштабе, чем в Украине, - части гражданского общества, которая требует защиты своих интересов. Более того, это сообщество лютеран, баптистов, евангелистов, пятидесятников и адвентистов уже трудно обвинить в отстаивании заокеанских интересов, в принадлежности к "пятой колонне". Эти полтора миллиона верующих – русские и граждане РФ. В связи с этим, самые эмоциональные критики протестантизма – православные "сектоведы" - сменили обвинения в "проамериканизме" на более страшные обвинения в полном безумии и зомбировании людей. К примеру, в программе Андрея Малахова по "Первому каналу" "Пусть говорят", вышедшей в эфир 6 июня этого года, транслировались кадры исцелений и возложений рук на больных в неких харизматических церквах Украины, а "сектовед" Александр Дворкин показывал пальцем на сидевшего неподалеку заместителя главы Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константина Бендаса и говорил, что они все такие здесь в России, они калечат души людей, и даже если исцеляют от наркозависимости, то приучают к более тяжелой форме духовной зависимости – "сектантской".

В отсутствие определенной государственной политики в отношении к религиозным меньшинствам (о том, как строить диалог с РПЦ МП чиновники говорят теперь часто) именно мнение представителей Московской патриархии оказывается ключевым для функционеров разных ведомств по всей стране. Можно сказать, что Александр Дворкин даёт более открытый анализ деятельности протестантов, чем это может себе позволить какой-либо официальный деятель патриархии. Однако в сочинениях Дворкина присутствуют апологетические эмоции, которые не всегда сообразуются с реальностью. В глазах священнослужителей часто сквозит нечто худшее. Заместитель главы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин в своих известных "Лоскутках" так излагает своё мнение о нынешних евангельских Церквях: "Однажды решил посмотреть на богослужение в одной протестантской общине. Впечатление – как от провинциального вокзального ресторана. Такие же мотивы (вплоть до прямых заимствований), такие же "лабухи" (гитара-бас-синтезатор-ударные), увы – попадаются и такие же лица. Много "прохожан" – тех, кто вряд ли надолго в общине задержится" (Лоскутки. Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 4. \ "Религия и СМИ", 27 мая, 2006). Наряду с этим, отец Всеволод Чаплин сожалеет о том, что ушла "неповторимая культура" советских протестантов, разбавленных в 90-е гг. случайными людьми. Вместе с тем, в эпоху СССР советские исследователи-пропагандисты описывали баптистские и пятидесятнические общины таким же языком и почти такими же словами, какими отец Всеволод описывает сейчас современных евангельских верующих.

Встречая, как минимум, пренебрежение и, как максимум, обвинение в опасном "сектантстве", протестанты выходят на улицу. С 22 мая 2005 года московская церковь "Эммануил" проводит митинги перед зданием мэрии и в Новопушкинском сквере, а милиция регулярно разгоняет участников этих акций. Церкви не предоставили землю взамен отобранного участка на проспекте Вернадского и не дали разрешения на переделку Дома культуры в Солнцево в Дом молитвы. Во все эти проекты, в саму землю и в покупку здания члены этой общины вложили свои собственные средства. В открытом письме пастора церкви Александра Пуршаги мэру Москвы Юрию Лужкову от 13 июня этого года говорится: "Ответственность за все происходящее мы возлагаем лично на мэра города. Побойтесь Бога и прекратите гонения и ущемление конституционных прав и свобод верующих в городе Москве".Возложение ответственности на чиновников не случайно.

Уникальность ситуации с протестами общины "Эммануил" состоит в том, что о ней было доложено первым лицам государства. 1 июня 2005 года епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский после заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ проинформировал о проблемах этой церкви и о незаконном задержании участников митинга тогдашнего главу президентской администрации Дмитрия Медведева. С. Ряховский также попросил доложить об этом президенту РФ Владимиру Путину. Кроме того, в начале июня 2005 года тогдашний вице-мэр Москвы Михаил Мень обсудил сложившуюся вокруг церкви ситуацию со столичным градоначальником Юрием Лужковым и тот дал указание разобраться с проблемами верующих. Как неоднократно отмечал пастор Александр Пуршага, все обещания оказались ложными, а 7 июня 2006 года служителям церкви в правительстве Москвы фактически пообещали, что если они выйдут на митинг, то его разгонят – столкновений не избежать.

Российские чиновники "идут на принцип" и сознательно не допускают усиления протестантских Церквей. В Москве это выразилось в более яркой форме, так как община действительно много потеряла и доведена до отчаяния. В других регионах (в Краснодаре, где вышло постановление снести "Дом Евангелия", или в Иваново, где не разрешают распространять Новые Заветы) чиновники подогревают конфликт, делают его то острым, то вялотекущим. Местные власти ощущают негласную санкцию высшей светской власти и практически гласную санкцию духовной православной власти. Выход на улицу остаётся единственным способом протеста, так как социальная энергия протестантизма, тем более подогреваемая конфликтами, не может, как в Украине, воплотиться в программы и акции общественно-политических движений, партий и коалиций. А церковь "Эммануил" – частный пример общероссийского глухого протеста, который идёт на улицу от безысходности – потому что не к кому больше обращаться и некуда больше идти. В России сложилась парадоксальная ситуация – на улицу выходят пенсионеры, недовольные вкладчики, обманутые пайщики, учителя, члены евангельских церквей, но никому в голову не придёт вступить по личному искреннему убеждению в "Единую Россию" или в какую-либо другую пропрезидентскую структуру, если за это не дадут денег или если к этому не обязывает положение.

Взято с сайтаhttp://jesuschrist.ru/news/index.php?text=%FD%EC%EC%E0%ED%F3%E8%EB


В избранное