Учение о преуспевании как экономическая стратегия протестантских церквей
Роман Лункин
Среди всех доказательств Божия благоволения к верующему человеку существует одно самое приземленное и вполне материальное, доступное каждому. Со времен Мартина Лютера и Жана Кальвина личный успех в коммерческих делах стал считаться среди членов протестантских общин знаком того, что христианин спасен и избран Богом. Для большинства россиян религиозно оправданное стремление к получению прибыли является олицетворением рациональности и меркантильности, которая не свойственна мировоззрению русских людей. Однако
бизнес это не просто знамение спасения, но и сложный, часто аскетический, путь самосовершенствования.
Протестантский клуб христианской интеллигенции, собравшийся 8 февраля в Москве, раскрыл основные черты этого духовного пути. Члены клуба, прежде всего, положительно ответили на вопрос: благословляет ли Бог дело, от которого ты получаешь прибыль? Как отметил исполнительный директор Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас, протестанты могут и должны занять достойное место в российской экономике и стать примером, притягательным для общества. В то же время, от коммерческой
эйфории предостерег верующих профессор Александр Зайченко. По его словам, в России трудно сохранить баланс бизнеса и этики, а верующие предприниматели часто оказываются в ситуации, в которой практически невозможно получить свой доход праведным путем.
Однако вся история протестантского капитализма основывается на противоречивом взаимодействии этических правил и бизнеса. Многовековые поиски общих сторон соприкосновения веры, этики и коммерции, как уверяют сами протестанты, закончились полным примирением этих трех сторон. Рыночному обществу баптисты, евангелисты и пятидесятники предложили один из самых выгодных и ценных товаров – а именно честный труд. Экономика, основанная на кропотливой работе и честности, стала основой зрелого, взрослого во многих смыслах,
демократического общества. Российские служители евангельских церквей любят приводить в пример процветающую и справедливую экономическую систему в Европе, в Соединенных Штатах, а также чудо рыночной экономики, расцветшей в Южной Корее при мощной поддержке сотен и тысяч корейских протестантских общин.
Но не стремление к подражанию своим западным или азиатским единоверцам движет каждым протестантом, обладающим коммерческой жилкой. Богословская идея посвящения себя Богу заставляет верующих искать свое призвание в труде. Причем, в глазах члена церкви любой вид деятельности становится Божиим "поручением". В черной работе и в предпринимательстве баптист или пятидесятник, в той или иной степени следуя идеям Кальвина, ищут доказательства своей спасенности, – ведь Бог всех людей разделил на спасенных и отверженных.
Правда, Бог, по мнению протестантов, любит Своих детей и не говорит им, кто спасен, а кто нет. Он подает особые сигналы или дары: удачу, исцеление, хороших родителей, прибыль и т.п. Признание личных и коммерческих неудач в глазах верующего равносильно признанию того, что он не спасен, не записан в Книге Жизни.
Жесткие богословские требования оказываются для протестантов основанием для непрестанных усилий к совершенствованию. Проходя через череду банкротств и дефолтов, верующий не имеет права остановиться и опустить руки. Иначе – он не войдет в Царствие Небесное. Справедливости ради, необходимо заметить, что для ученых до сих пор остается открытым вопрос о том, насколько протестантская этика повлияла на развитие капиталистического порядка. Безусловно, оригинальное прочтение Библии протестантскими мыслителями - как
Жаном Кальвином, так и пятидесятниками Бенни Хинном и Ульфом Экманом - отразилось на социально-экономическом мировоззрении протестантизма, помогло разработать новые стандарты поведения в индустриальном обществе. Тем не менее, значительное влияние на "полит-экономическое" толкование библейского текста оказывали экономические возможности и обязанности сами по себе.
На российской почве идею собственного избранничества в сферу товарно-денежных отношений могли переносить только те, кто ощущал свою уникальность по сравнению с господствующим государственным православием. Следуя этой логике, нынешняя евангельская интеллигенция видит своих предшественников в лице старообрядческих купцов, обладавших и коммерческой жилкой, пуританской моралью и консервативными нормами в быту, как в общинах баптистов советского периода. Помимо этого, в дореволюционное время славились хозяйства
различных евангельских сект – молокан, духоборов, христововеров, а также протестантского движения российских немцев – меннонитов.
Настоящая экономическая стратегия протестантских церквей – баптистов, евангельских христиан-баптистов – была разработана в эпоху НЭПа. При Советской власти идеологом социального действия для всех протестантов стал Иван Проханов, лидер Союза евангельских христиан. В 20-е гг. с разрешения В.И. Ленина были созданы евангельские колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, промышленные предприятия. В 1926 году (за три года до начала массовых репрессий) Проханов определил "Евангельские принципы жизни России" и, в
том числе, поставил экономические задачи: "Во-первых, улучшать все сферы промышленности через изобретения и применение новых методов в работе. Во-вторых, Евангелие должно иметь свое влияние на сельское хозяйство. Другими словами усилие крестьянина-христианина должно быть направлено на то, чтобы выращивать лучшие сельскохозяйственные продукты, улучшать породу скота. Евангельские яблоки, евангельская пшеница, евангельская птица должны быть лучшими по сравнению с другими".
К прохановским декларациям 20-х гг. многие современные протестанты относятся скептически. Для баптистов, привыкших в советские годы к полулегальному существованию под контролем советской власти, призывы И.С. Проханова слишком радикальны. Сегодняшними носителями прохановских идей являются скорее евангельско-христианские и пятидесятнические церкви различных направлений. При всех расхождениях в понимании своей экономической стратегии, российские протестанты, как показывает дискуссия на заседании Протестантского
клуба, соглашаются в главном: в ближайшие 5-10 лет малый и средний евангельский бизнес займет значительной место в экономике страны. Кроме того, уже в скором времени баптисты, евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты и т.д. будут готовы представить вниманию общества концепцию хозяйственной этики протестантских церквей России. Хотя теоретики и практики евангельской экономики долго скрывались сначала в Советском Союзе, а затем набирались сил после перестройки, протестанты всегда стремятся выйти из тени
и другим советуют: всем выйти из сумрака.
Взято с сайта http://www.evangelie.ru/forum/t12910.html