Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия. Глава 6


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.




Глава 6 (продолжение)

Проблема экономии энергии (или «поворачивания вспять потока воспроизводящей силы») решается за счет концентрации в нижнем дань-тяне. Такая концентрация удерживает энергию нижнего дань-тяна от напрасного растра­чивания. Если это правило не соблюдать, то растрачивание энергии может происходить, в частности, через органы чувств, а также при ненужной эмоциональной вовлеченности — через эмоции раздражения, тревоги, страха, гнева и т.п. Для облегчения концентрации в нижнем дань-тяне в некоторых школах визуализируют на внутренней поверхности передней, задней и боковых стенок живота на уровне середины нижнего дань-тяна различные диаграммы (например, багуа). Используют также концентрацию в физических органах, расположенных в данной части тела. Такой прием дает ценный «побочный эффект» — исцеление больных органов.

Концентрацию в физических органах применяют и в некоторых специфических упражнениях с перемещением энергии. При этом энергия перемещается «от органа к органу» и сопоставляется с различными положительными качествами и эмоциями. Вот пример такого цикла: «Прислушаемся к мягкости в почках. Энергия мягкости активирует доброту и любезность в печени. Энергия доброты активирует честность и уважение, любовь и радость в сердце. Энергия честности и уважения активирует порядочность и открытость селезенки и поджелудочной железы. Энергия порядочности и открытости активирует мужество и справедливость легких. Мужество и справедливость усиливают мягкость в почках: цикл повторяет­ся снова». После нескольких циклов все добродетели «слива­ются в энергию сострадания», «высшую из добродетелей», и дальнейшие упражнения выполняются с ней.

Упомяну о еще одной разновидности упражнений с «микрокосмической орбитой». Так, в ряде школ используются мантры, каждая из которых «вводится» в соответствующий участок «орбиты». Повторив весь цикл мантр с нужной концентрацией, осуществляют один оборот энергии по орби­те. В даосском ци-гуне важна правильная концентрация. Так, можно представлять перемеще­ние энергий в организме, а можно перемещать их реально. В первом случае («картинка в голове») сознание находится в верхнем дань-тяне — в головных чакрах. При этом возможна концентрация на объекте концентрации, т.е. «взгляд» в его сторону «из головы».

Настоящую же ценность представляет другой вид концентрации — концентрация в объекте, что достигается за счет переноса самоощущения (т.е. переноса сознания) в объект концентрации. При этом мы ощущаем, что именно из этой точки совершается наше мировосприятие. Приводить в движение биоэнергию организма удается именно при втором варианте концентрации. В этом случае биоэнергия приводится в движение энергией сознания, сконцентрированного в соответствующей области. О первом из указанных видов концентрации, который считается неверным, мастера-алхимики говорят так: «Если в котле нет настоящих зерен, то варить пустую воду — только портить посуду».

Для обозначения процесса утончения энергии в даосизме используют термин «сублимация». При пренебрежении этим важным этапом возникает следующая опасность. Перемещая по «микрокосмической орбите» энергию нижнего дань-тяна — проводя ее вверх через отрезок «орбиты», проходящий внутри головы, — можно по ошибке принять свет этой собственной энергии за свет «нерождаемый». В результате можно принять за эталонные намного более грубые состояния и, как следствие, остаться в «грубых психических пластах». Следующий этап — собирание энергии в нижнем дань-тяне и ее утончение в том числе за счет «перегонки» по «микрокосмической орбите». Собирание, т.е. накопление энергии в нижнем дань-тяне осуществляется, в частности, за счет длительной концентрации сознания в этой энергострукту­ре.

Особенно существенно утончающее влияние переднего канала (жэнь-май) на энергию, проходящую по нему при вращении этой энергии по «микрокосмической орбите». «Грубая» энергия, проходя по жэнь-май, утончается, а энергетические загрязнения «отфильтровываются», без следа «выгорают». Передний канал является мощным алхимическим «трансформатором». Он, при умелом его использовании, оказывает сильный эффект на состояние эмоциональной сферы и здоровья. Стоит лишь вовлечь во вращение по «орбите» «темную» энергию из заболевшего органа — и наступает его выздоровление. Кроме того, передний канал является рефлексогенной зоной эмоционально-волевой сферы. Ведь верхняя часть жэнь-май соединяет в функциональный блок четыре чакры так называемого эмоционального центра: анахату, вишудху, манипуру и аджну.

Передний канал является органом, продуцирующим эмоцию нежности. Если жэнь-май развит, то человек, помещая в него концентрацию сознания, может испытывать поистине высокие положительные эмоции от общения с другими людьми, с природой. Именно благодаря работе переднего канала выполнение упражнений с «микро­космической орбитой» дает сильнейший эмоциональный эф­фект, изменяя всего человека, делая его жизнерадостным, дарящим людям свою искреннюю, сердечную любовь. Для лучшего ощущения переднего канала можно ис­пользовать один из запахов, вызывающий ответный резонанс в этой энергоструктуре организма. Это — тонкий аромат свежего сена. Еще один способ для начинающих почувствовать пере­дний канал таков: нужно собрать слюну во рту, а затем, проглотив ее, представить, что она движется не по пищеводу в желудок, а как бы «сочится» по переднему каналу.

Вращение энергии по «орбите» применяется также для лучшей «сохранности» этой энергии. Ведь неутонченная, грубая энергия имеет больше шансов для «вытекания». Утонченная же и очищенная энергия индуцирует в организме, в котором она находится, состояние глубокого покоя и уравновешенности. Упражнения с «микрокосмической орбитой» можно начинать с глубокого брюшного дыхания, вызывающего релаксацию в области живота. После глубокого вдоха, на выдохе совершают один оборот энергии по «орбите». Такой способ вращения «орбиты» наиболее прост и эффективен.

После определенной тренировки по вращению энергии по «микрокосмической орбите» можно добиться следующего. Во время вращения энергия равномерно распределяется по всей траектории «орбиты», образуя таким образом непрерыв­ное вращающееся «кольцо» энергии. Во многих алхимических трактатах приводятся конкрет­ные сроки выполнения того или иного упражнения и даже более «точные цифры», например, количество оборотов энер­гии по «микрокосмической орбите», необходимое для требуе­мого эффекта. Однако выдающиеся мастера отвергают такую «арифметику» и предлагают ориентироваться на собственные ощущения и учиться объективно оценивать свое состояние.

В даосизме добиваются максимального очищения каналов, проводящих биоэнергии организма. Для этого применяются различные упражнения — «дыхание» энер­гией через каналы рук, ног и туловища. Итог таких упражнений — «беспрепятственный поток воспроизводящей силы и неограниченная циркуляция жизненного дыхания». Организм становится как бы «прозрачным» для потоков энергии.

Биоэнергетические каналы проводят по организму энергии различных степеней тонкости и, в силу их огромного количества, плотно заполняют собой весь объем организма. Но каналы могут утрачивать свою проводимость вследствие воспалительных процессов в тканях тела, внешних неблагоприятных энергетических воздействий, неправильного, загрязняющего питания. Тогда могут начаться длительные заболевания тех органов, которые лишились нужного энергообеспечения. Восстановление проводимости каналов происходит за счет посылаемых по ним потоков энергии, например, с помощью дыхательных упражнений. Очищение человека можно условно разделить на три вида: 1) очищение этическое, 2) очищение интеллектуальное и 3) очищение психоэнергетическое. Верным является подход, гармонично сочетающий все три вида очищения.

Следующий этап в даосской алхимии — вращение по «микрокосмической орбите» энергии сознания вместе с энергией нижнего дань-тяна. Таким образом добиваются ощущения того, что «я сам вместе с энергией двигаюсь по орбите». Это упражнение выполняется на уровне тонкости канала читрини — добиваются такого утончения энергии, что ее подъем осуществляется не только по каналу ду-май, но и по читрини. Это следует делать в состоянии глубокого расслабле­ния и раскрепощенности. При этом возникают спонтанные колебательные движения позвоночника, рук, глаз. Эти движе­ния «помогают» и «облегчают» вращение. Дыхание также само «подстраивается» под этот процесс. Теперь человек реально ощущает себя не телом, а сгустком энергии, обитающем в данном теле.

На следующем этапе адепт пользуется двумя видами «огня», учится умению «искривлять орбиту» и избавляться от всех «корней» болезней. Два вида «огня» — это «быстрый огонь» и «медленный огонь». «Быстрый огонь» — техника, применяющая интенсив­ное глубокое брюшное дыхание, за счет которого делается еще более подвижной энергия нижнего дань-тяна. Вслед за этим она запускается во вращение по «орбите». После упражнений с «микрокосмической орбитой» требуется применение «мед­ленного огня», т.е. приведение всех энергоструктур в состоя­ние глубокой релаксации; причем, длительность такой релак­сации должно быть больше, чем продолжительность работы с «быстрым огнем».

В то же время ученик обучается «искривлению микро­космической орбиты». При этом он овладевает произвольным перемещением энергии из «орбиты» в пределах своего организма. «Искривление» русла «микрокосмической орбиты» для захвата им любого нужного участка организма имеет ценное прикладное значение — именно для самоисцеления. Искривляется именно восходящий поток энергии, обычно проходящий по позвоночниковым каналам, он выводится за пределы этих каналов. Такой «искривленный» поток можно провести через больной орган.

Поток вбирает в себя содержа­щиеся в органе болезненные энергии и далее возвращается в «обычное» русло «микрокосмической орбиты». Проходя через передний канал жэнь-май, болезненные энергии трансформи­руются, лишаясь своих болезнетворных свойств. Так можно лечить и заболевания, находящиеся в скрытой фазе — «корни» болезней. Локализацию таких скрытых очагов заболеваний даосский алхимик определяет с помощью их непосредственного восприятия сознанием — т.е. с помощью ясновидения.

На этом этапе применяется и другой способ избавления от болезней — «выплакивание». «Выплакивание» — это выведение вовне через каналы глаз болезнетворных энергий. Для этого применяется длительное смотрение на фиксирован­ный предмет со специальной концентрацией (этот прием позволяет легче открыть каналы глаз). Затем следуют «выдохи» через каналы глаз болезнетворных энергий. Такой «выдох» энергии может сопровождаться выделением слез — это и есть «выплакивание». «Все тело — Инь, только глаза — Ян», т.е. только каналы глаз изначально могут проводить энергии Ян. Каналы глаз уходят своими «корнями» вглубь многомерного простран­ства и доходят до его «дна» — до плана Дао. В некоторых духовных школах этим пользовались для инициа­ции учеников. Человек, достигший, вершин ци-гун, может «вскрыть» в пределах своего организма энергию Дао и перенаправить ее через каналы глаз вовне, например, в глаза другого человека.

На следующем этапе даосского самосовершенствования ученик запасает в нижнем дань-тяне большое количество «золотого эликсира» — энергии Дао. В этом случае нижний дань-тян называется «цихай» — «море энергии». Только с большим количеством тончайшей энергии можно взойти на следующую ступень даосизма. На этом этапе формируют нижний «пузырь восприятия», «сливая» нижний и средний дань-тяны. Затем проводят «кристаллизацию» созна­ния на плане Дао, т.е. наращивают «массу» сознания, стабилизируя самоощущение, расширенное из нижнего «пузыря восприятия».

Следующий, принципиально важный этап алхимии — работа с «Таинственным проходом». Он называется также «Таинственной полостью» или «Таинственным затвором». Этот этап понятен только глубоко посвященным, и не принято говорить о технике работы с ним. «Таинственный проход» — это путь к «Ясному Свету» Дао, который раскрывается перед подвижником. «Он неопису­ем и... называется Дао». «Неправильно искать это в теле, а также неправильно искать это вне тела». Техника работы с «Таинственным проходом» позволяет всегда устойчиво выхо­дить на план Дао и получать Его энергию — «Внутренний Огонь».

Это — погружение в Сознание Творца и открытие неисчерпаемого резервуара Божественной Силы. Сохраняя традицию, я не описываю эту технику работы с «Таинственным проходом». Она может передаваться только тем, кто в данный момент готов к этому психоэнергетически, а также продвинулся в должной мере как в этическом, так и в интеллектуальном отношениях. Но без прохождения этой принципиально важной ступени освоение дальнейшего невозможно. Поэтому, оставив в тайне «Таинственный проход», продолжим наш беглый обзор последующих этапов.

На следующем этапе сознание помещают в нижний дань-тян, наполненный с помощью техники работы с «Таинст­венным проходом» энергией Дао. В итоге, энергия Дао «пропитывает» организм, как бы «прорастает» в него. Созна­ние подвижника постепенно начинает активно функциониро­вать на плане Дао — в самой тонкой мерности вселенной. Затем в нижний дань-тян направляется непрерывный поток энергии Дао. Он входит через пяточные каналы, далее движется по каналам ног вверх, входит в каналы позвоночни­ка, вверху переходит в передний канал и по нему опускается в нижний дань-тян. Поток должен быть постоянным и поддерживаться за счет непрерывной концентрации во время работы, ходьбы, сидения и т.п. После длительного выполнения этого упражнения в нижнем дань-тяне образуются «семена бессмертия». Происхо­дит «вскрытие» нижнего участка новой, ранее никогда не работавшей структуры.

Следующий этап — «совмещение» в нижнем дань-тяне Сознания Дао и Его излучения — «Внутреннего Огня». Это называется «смешением Золотого и Белого Света». Белый Свет       это   Дао,   а   Золотой   Свет      Его   излучение,   Его «Внутренний Огонь». Результат такого смешения — «Драго­ценный  Свет».  Это —  начало  «кристаллизации», т.е. начало выращивания «Алмазного Тела». Выращивание «Алмазного Тела» — это распространение «Драгоценного Света» на весь организм. Этот этап может продлиться годы. В это время, как говорят мастера-алхимики, нужно «просто сидеть и ждать», когда «ростки начнут расти сами». «Тянуть вверх» их силой нельзя. На этом этапе психоэнергетическая работа сводится к поддержанию достиг­нутых результатов. Такая работа может успешно проходить в «затворе», поэтому алхимик, подошедший к освоению этой ступени, обычно уединяется. Все то, что описывалось раньше, может проводиться и на фоне обычной жизнедеятельности — ведения хозяйства, домашних дел и т. п.

Наращивание массы сознания «кри­сталлизации» в Божественном плане происходит за счет самой тончайшей энергии — энергии Дао. При восприятии эта энергия ощущается как Божественная Любовь. Такая энергия абсолютно текуча и всепроникающа. При этом подвижник смотрит, слушает, думает, касается всего только Любовью — он существует во всех ситуациях в виде Любви. Любовь теперь для подвижника становится не состояни­ем, а действующим агентом. Теперь он не просто любит Бога, а любит из Бога — любовь к Творцу и Его Творению заменяется Любовью к Творению Самого Творца. Это избавляет от всякой инертности — как в восприя­тии, так и в действиях — и позволяет воспринимать каждое мгновение таким, каково оно на самом деле, позволяет становиться абсолютно тождественным любой ситуации.

Последний этап даосского самосовершенствования — возжигание тела «Внутренним Огнем», по описаниям, сопровождающееся его дематериализацией. Это — полное «обнажение» Духа, снятие с него всех оболочек, начиная с физической, с возможностью их последующего восстановления (материализа­ции). Этот торжественный финал в даосизме обозначает­ся так: «Тело рассеивается в пространстве… Это — золотое бессмертное состояние нерушимого Алмазного Тела».

Описанные в этой главе представления о совершенствовании «материально-духовно-энергетической» целостности человека являются уже не столько религиозными образами человека в одной из древних культурных традиций, сколько вполне практическим и при должном усердии реализуемом пути к обретению новой формы, нового способа человеческого существования. Мы видим, что даоссизм, исходя из оригинальных религиозных представлений о человеке, не ограничивается ими, а указывает весьма заманчивые пути преобразования человека. Конечно, манит древняя мудрость Дальнего Востока, но что-то есть и на дальнем Западе…

 

 


Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.manimage
Отписаться

В избранное