Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

22 февраля 2006 г. в 15.00 на кафедре теоретической и практической философии ХНУ имени В.Н. Каразина (ауд. 3-75) состоится очередное заседание общества


2006-02-14
Выпуск номер: 1

Новости Харьковского Городского Философского Общества


Харкiвське мiське товариство
"Фiлософська освiта"

22 февраля 2006 г. в 15.00
на кафедре теоретической и практической философии ХНУ имени
В.Н. Каразина (ауд. 3-75) состоится очередное заседание общества

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Доклад д. филос. наук, проф., заведующего кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Геннадия Евгеньевича Аляева (Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка) на тему "Русская философия как историко-философская проблема".
  2. Утверждение темы XIV Харьковских международных Сковородиновских чтений.

Тезисы доклада Г. Е. Аляева

         Изначально суть проблемы обозначена Вл. Соловьёвым (1881 г.): "Всё философское в ней вовсе не русское, а что в ней есть русского, то ничуть не похоже на философию, а иногда и совсем ни на что не похоже". Таким образом, речь идёт, во-первых, о "статусе философии" для той русской мысли, которая на этот статус претендует (равно как и для той, которая не претендует, но по неким объективным критериям может быть зачислена); во-вторых, о "национальном статусе", т.е. предикате, который обозначает не "место прописки" (философов, факультетов и т.п.), и даже не некую "ценность в себе", а "ценность в мире".
         За прошедшие 125 лет, казалось бы, достаточно новых философских трудов написано, начиная с самого Вл. Соловьёва, чтобы поставленную проблему снять. Но почему-то этого не происходит, и очередной её инвариант - негласно стоящая проблема статуса русской философии в Украине (отечественная? зарубежная? философия ли?).
         Нельзя отрицать, что национальная характеристика философии часто переходит из разряда предикативной в разряд субъектной (как в Украине, так и в России - "философия русского национализма"), и становится содержательной характеристикой, отодвигающей на задний план всякое другое философское содержание. В этом случае национальная философия понимается как философия национальной идеи, а философия вообще - не как метафизика, а как идеология, в лучшем случае - обоснованная соответствующей философией истории. Но как раз в этом случае употребление термина "философия" становится достаточно проблематичным, а потому и русская философия - постольку, поскольку она притязает (или ей такие притязания навязываются) в первую очередь на роль "философии русской идеи", - становится проблемой.
         Историко-философский аспект проблемности русской философии может быть конкретизирован в ряде отдельных проблем:
         Проблема "начала". Распадается на два взаимообусловленных комплекса: соотношение между собственно философией и предфилософией (протофилософией), и пересечение претензий русской и украинской историографий на исторические корни, в том числе - корни философской культуры.
         Проблема периодизации, тесно связанная с предыдущей, хотя и самостоятельная. В том числе - проблема некоторых устоявшихся обозначений (типа "религиозно-философское возрождение" или "философия серебряного века"), а также правомерности выделения периода (школы? направления? группы философов?) "классической русской философии".
         Проблема соотношения с украинской философией (в контексте сказанного выше и более широко). Решение её во многом зависит от формулирования: либо это проблема разделения, либо проблема зависимости одной от другой (крайний вариант - поглощение или непризнание), либо, наконец, проблема взаимосвязи, взаимного влияния и взаимообогащения.
          Проблема самостоятельности или зависимости русской философии (теперь уже более традиционно - в смысле зависимости от философии западноевропейской).
         Проблема эмиграции (выживания в эмиграции - как уникальный исторический опыт) и параллельная ей проблема идеологизации.
         Проблема выделения характерных черт, иначе - "проблема ментальной структуры", - которая возвращает нас к соотношению между собственно философским ("вечным", универсальным) содержанием и национальной формой (в том числе языковой, культурной и т.д.). Как крайняя позиция - отрицание национальной предикативности философии вообще.
         Вместо заключения - проблема будущего русской философии.


Автор рассылки: Evgeny Ukhanov, © http://www.philosophus.org.ua

Архив Рассылки

В избранное