Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления Панорамное мышление


Концепции и программы прикладного мышления

 Панорамное мышление 
 

Автор концепции Третьяков В.Н.

Особенность человеческого менталитета -- это узость поля сознания.

У пралюдей  была преимуществом в выживании, т.к. позволяла быстро реагировать на изменения ситуации.

 Панорамное мышление -- способ мышления,  преодолевающий эволюционную отягощенность человеческого менталитета -- узость поля сознания.

Понятия панорамного мышления (ПМ) и дефицита панорамного мышления (ДПМ) были введены Третьяковым В.Н.в 1995 г. в статье "Криминальный диагноз: узкоумие".

Зрительное восприятие панорамы давало многим авторам возможность использовать интуитивную понятность панорамного мышления в пространственном или обобщенном пространственном смысле, не определяя его. Из самых ранних (1946) - книга Дэвиса Кларка "Страна Руперта: гобелен культуры" и книга Карла Хэйэя "Организация работы в менеджменте" (1960). ...
ПМ использовалось также в юриспруденции, в картографировании и визуализации когнитивных процессов. Понятие ПМ вводилось и в противопоставлении некоему туннельному мышлению, использовалось при анализе технических решений в космонавтике.

ПМ обобщает понятие системного мышления -- способа мышления, более всего ассоциирующегося с научным мышлением. В самом деле, системное мышление является панорамным (как преодолевающее эволюционную отягощенность), но ПМ, кроме того, может еще быть и внесистемным (ведь, скажем, для бытовых нужд потребности в системном мышлении нет).

ПМ не есть какая-то абстракция, не имеющая отношения к реальности.
Например, элементы ПМ проявляют диспетчер аэропорта, дирижер оркестра за дирижерским пультом, хирург, проводящий операцию, синхронный переводчик, обслуживающий международную конференцию, шоумен, ведущий ток-шоу в прямом эфире, композитор, создающий симфонию или концерт, писатель, обдумывающий замысел романа или повести, актер, играющий на сцене, школьный учитель, ведущий урок, ученый, вводящий в науку новое понятие....

В науке, обучении, производственной, аналитической деятельности, в быту, в поступках человек проявляет способности панорамно мыслить, если он:

*обладает живым умом, настроенным на творчество, в т.ч. на производство юмора;

*проявляет открытость ума, готового воспринять новизну, не входящую в систему его представлений или даже вступающую с ней в противоречие;

*находит новую интерпретацию или новое применение знаниям, прежде считавшимся абстрактно-теоретическими или бесполезными;

*с честью выходит из трудных ситуаций морального выбора;

*предвидит не только ближайшие, но и отдаленные последствия принимаемых решений или происходящих событий;

*в экстремальных ситуациях не теряет самообладания.

Человек проявляет ДПМ, если он:

*несамокритичен, судит себя по «сниженным» стандартам;

*совершает ошибки недомыслия, не замечая их;

*совершает ошибки типа «недоучел», «не принял во внимание»;

*проявляет упрямство несмотря ни на что;

*не продуцирует юмористические высказывания, не подмечает комизма ситуаций и не реагирует на юмор (словесный, ситуативный), производимый другими;

*равнодушен к тому, что выходит из круга его представлений;

*консервативен и догматичен в пристрастиях и вкусах;

*проявляет раздражительность, слабо мотивированную агрессивность;

*теряет самообладание в экстремальных ситуациях;

*имеет атрофированный рефлекс новизны.

Можно утверждать, что ДПМ успешно преодолевают те люди, которые свои слова, действия и поступки соотносят с морально-этическими принципами (в прежние времена таких людей называли добродетельными) – именно потому, что слишком много есть других людей, таких умственных операций соотнесения не делающих, в поле сознания этические принципы не впускающих и потому обходящихся более узким полем сознания.
Блез Паскаль, призывая всех «правильно мыслить», имел в виду прежде всего этот, моральный аспект «хорошего мышления».
Характеризуя панорамное мышление, Валери Стюарт пользуется такой метафорой «Как работают топографы при составлении карты новой местности. Они выбирают несколько ключевых точек на местности - это выступающие точки: церковные шпили, вершины, водоемы. Потом проводятся измерения на их базе, что расширяет все больше и больше данные о территории, пока не появится возможность нарисовать полную карту...»

 

http://www.tvinteltech.narod.ru/pan_thinking.html

 

 


До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 


В избранное