Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

 Функциональная система 

Функциональная система (ФС) - динамическая, саморегулирующаяся организация, избирательно объединяющая структуры и процессы организма на основе нервных и гуморальных механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму в целом приспособительных результатов.
Теорию таких систем открыл в 1935 году нейрофизиолог П.К. Анохин. Если в рефлекторной дуге возбуждение распространяется по цепочке от стимула к результату, то в ФС модель конечного результата создаётся уже на начальных этапах распространения возбуждения, т. е. раньше, чем закончится весь процесс формирования поведенческого акта, и раньше, чем будет получен сам результат.
Выделяют два типа ФС.
1. ФС первого типа обеспечивают постоянство определённых констант внутренней среды за счёт системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером могут служить ФС поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п.
2. ФС второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Такие ФС лежат в основе различных поведенческих актов.
Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов:
∙ Мотивационное возбуждение - появляется в центральной нервной системе в следствии той или другой витальной, социальной или идеальной потребности. Доминирующая мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности по формированию поведенческих программ. В качестве полезного результата поведенческого акта выступает удовлетворение потребности, т.е. снижение уровня мотивации. Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является избирательная активация различных нервных структур, создаваемая прежде всего лимбической и ретикулярной системами мозга.
∙ Обстановочная афферентация - создаёт скрытое возбуждение, которое может быть выявлено, как только подействует пусковой раздражитель.
∙ Память (видовая и индивидуальная, приобретённая в результате обучения) - из памяти извлекаются и используются фрагменты прошлого опыта, которые нужны для будущего поведения.
∙ Пусковая афферентация – последний компонент афферентного синтеза: выявляя скрытое возбуждение, она приурочивает его к определённым, наиболее целесообразным моментам времени.
Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая определяет тип и направленность поведения. Состоит из:
∙ Формирования акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врождённая и индивидуальная память в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей. Акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.
∙ Стадии программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно ещё не реализуется.
Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.
Благодаря акцептору результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.

В структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порождённые потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.
Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели. / Судаков К.В. Системы Анохина

К теории ФС относится и учение о доминанте, выдвинутое физиологом А.А. Ухтомским. Феномен доминанты был открыт им в 1904 году, а теория разработана в в 20-х годах.
Принцип доминанты: "Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции".
Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».
Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.
Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.
"Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих". / Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. - 1924

 


До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 


В избранное