Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

Речь 

Речь - это язык в действии.
Язык - система знаков, включающая слова с их значениями, и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.
Принято расценивать язык как важнейшее достижение человека, позволившее ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий.
 

Было бы ошибочным полагать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка, или что язык является побочным средством разрешения некоторых частных проблем общения и мышления. На самом же деле «реальный мир» в значительной мере бессознательно строится на основе языковых норм данной группы... Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или иные явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения. / Эдвард Сепир

У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Значение слова представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова личностный смысл - это отражение роли объекта (явления) в системе деятельности человека. Если значение объединяет общепринятые признаки объекта, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Как орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) функция языка связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: обозначения, обобщения и коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) - например, при чтении - сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической.

Развитию речи как способности помогают признанные методы обучения родной речи, освоения иностранных языков, обогащение словарного запаса (в т.ч. и решением кроссвордов), практика живого общения, выступлений, изложений, сочинений, а также приобщение к образцам языковой выразительности в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах, шедеврах литературы и поэзии.

=======================================================
Вышеизложенное фиксирует общие постулаты психологии речи. Нетрудно заметить противоречие: как внутренняя речь может быть "основным орудием планирования", если она "чрезвычайно ситуативна"?

Выход из этого тупика подсказывает интроспекция. Мышление как бы двухпроцессорно - есть системная динамика образов в воображении, и есть внутренняя речь. Процессор внутренней речи намного свободнее в оперировании с упрощёнными образами значений и может управлять комбинированием связанных с ними личностных смыслов в воображении, тем самым помогая решать поставленную задачу. Здесь ситуативность речи - это действия механика, собирающего конструкцию. (Но может и мешать, если цели у процессоров разные. Попробуйте вникнуть в произведение искусства, напевая при этом песенку, - и убедитесь сами ;)
 

* * *

Игра-тренинг двухполушарного мышления

http://trening8um.narod2.ru/index.html и http://prikarnaz.narod.ru/index.html

 

* * *

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное