Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

Креативность  

Креативность - это способность и склонность к интеллектуальной инициативе, улучшению существующих и созданию новых объектов (образов, идей, конструкций), удовлетворяющих запросы и служащих самоактуализации личности.

Способы усиления креативности (приёмы творчества):

  • Контрольные списки. Осборн (1963) и Грегори (1963) составили весьма полезный контрольный список, рекомендующий новые возможности взгляда на проблему. Предложенные Осборном важнейшие рубрики гласят: "Поиск нового применения? Адаптация? Модификация? Увеличение? Уменьшение? Замена? Перекомпоновка? Обратное превращение? Комбинирование?" В качестве примера, следующего под рубрикой Перекомпоновка? он предлагает следующие уточняющие вопросы: "Перестановка компонент? Другой облик? Другая планировка? Другая последовательность? Перемена позиций причины и следствия? Изменение величины шага? Изменение программы?"
    Другой подход к формированию контрольных списков предложил фон Фанге (1959). Им была высказана мысль о том, что человек склонен упорядочивать прошедшее в понятиях нескольких важнейших представлений, влияющих на него на протяжении каждого года. Они позволяют составить список, и когда ему обрисовывается ситуация, требующая творческого решения, она уже позволяет сравнивать ее с запомненными представлениями, один к одному. По этим же причинам, кроме того, весьма полезно перечитывать старые документы, записки, даже дневники, поскольку они могут стимулировать куда большее число идей, чем содержат сами. Другие конструктивные модели контрольных списков предложили Матусек (1963) и Тейлор (1961).

  • Морфологический анализ. Этот способ разработали др. Аллен Лонг из Лонг Бич Колледжа и проф. Фриц Цвики из Калифорнийского технического университета. Метод связан с выделением независимых составляющих проблемы и комбинированием их в матрице. Норрис (1963) предоставил отличные образцы подобного анализа.

  • Мозговой штурм. Метод изобретён рекламистом Алексом Осборном и состоит в создании быстро чередующейся последовательности идей. Руководитель формулирует в общих чертах проблему, сводя её в одну точку, и на протяжении сессии прилагает усилия для подавления критики любой идеи, какой бы сырой и несоответствующей она бы ни казалась. Фактически цель заключается в том, чтобы поощрить соревновательность в создании идей посредством свободной ассоциации, и чем запутанней, тем лучше.

  • Синектика. В противовес мозговому штурму, синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно получающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период сессии. Синектика разработана Новационной исследовательской группой Гарвардского университета, руководимой Гордоном (1961). Видение известной проблемы в новом свете достигается при помощи системы построения аналогий трёх видов: персональной (ставить себя на место проблемы), прямой (с проблемами из других областей искусства, науки и технологии) и символической (проблеме сопоставляется абстрактная сущность, и эта сущность заменяется иной).

 

* * *

Игра-тренинг двухполушарного мышления

http://trening8um.narod2.ru/index.html и http://prikarnaz.narod.ru/index.html

 

* * *

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное