Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

Память 

Память - это способность фиксировать, сохранять, находить и воспроизводить личный жизненный опыт.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.


Чем объёмнее и быстрее память, чем лучше она организована - тем выше интеллект.


Различают три основных вида памяти:

  1. Сенсорная - обработка и хранение образов от рецепторов зрения, слуха и других органов чувств.
    За время 0,1 - 0,5 секунды (для зрения 0,25 сек.) мозаичная картина рецепторов суммируется, распознается в картину образов и посредством избирательного внимания - способности сосредотачиваться на существенной информации и отфильтровывать несущественную - передаётся в кратковременную память. После чего картина "стирается" и замещается новой. (Электростимуляция мозга доказала, что "стирание" не означает уничтожение сенсорной информации. Мозг хранит её, но в виде, недоступном памяти)
    При эмоциональном напряжении образы сенсорной памяти могут сразу фиксироваться в долговременной памяти (импринтинг).
  2. Кратковременная - удерживание в поле внимания избранных сенсорных образов и образов из долговременной памяти в течение неопределённо долгого времени. При этом образы хранятся в обобщённом и интерпретированном виде. Например, если услышана фраза речи, то запомнятся не столько составлявшие её звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов.
    Размер кратковременной памяти оценивается в 7 ± 2 элементов. Эта оценка была обоснована Дж. Миллером и получила название "кошелёк Миллера". Смысл её в том, что информационная ёмкость элементов может сильно различаться (как и стоимость монет в кошельке). При запоминании мозг тратит много усилий на выработку способа группировки образов для повышения ёмкости элементов и тем самым увеличения размера кратковременной памяти. Если мозгу подсказать эффективный способ группировки, то запоминание осуществляется легко и быстро. Мнемонические приёмы, соединение образов в картинки, ритмы и мелодии - примеры таких способов.
  3. Долговременная - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Ёмкость систем «непосредственных отпечатков» сенсорной информации и кратковременной памяти очень ограничена: первая составляет несколько десятых секунд, а вторая — несколько единиц хранения, ёмкость же долговременной памяти практически беспредельна.
    Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далёкого прошлого. О первых мы вспоминаем легко, а вспомнить вторые бывает трудно, и это происходит медленно. Если только что происшедшие события ещё остаются в сознании, то введение в долговременную память нового материала требует времени и усилий. Извлечение воспоминаний о событиях прошлого также происходит с трудом. Итак, кратковременную память можно охарактеризовать как непосредственную и прямую, а долговременную — как трудоёмкую и напряжённую.
    Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, - это проблема поиска информации. Тем не менее отыскать необходимое удаётся быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти/ П. Линдсей, Д. Норман
    Общепринятым способом заполнения долговременной памяти служит повторение заучивания. Эббингауз первым изучил процесс забывания - в соответствии с его графиком первое повторение нужно сделать через 15-20 минут, а второе - через 6-10 часов, третье - через 20-30 часов.
    В 20 раз эффективнее этого способа логический пересказ ("Хочешь научиться чему-нибудь - научи этому другого") – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
    Другие средства усиления долговременной памяти - перевод знаний в тексты и быстрая работа со знаниями в словарях, справочниках и других источниках, компьютерный поиск по ключевым словам в электронных библиотеках, а по словам и образам - через поисковые сервисы в Интернете.
    В психологии установлено, что память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает постепенно угасать. Однако гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет подарил человечеству свое бессмертное творение "Фауст", физиолог Павлов до последних дней своей жизни (86 лет) плодотворно трудился и обогащал науку; Лев Толстой и в преклонном возрасте имел острый ум, великолепную память, острое зрение, ясный слух; писатель Аксаков начал создавать свои произведения в 64 года; Галилей сделал главное открытие в 70 лет; Дарвин в 62 года написал "Происхождение человека".....


 

 

По материалам http://psiholog2000.ru

* * *

Игра-тренинг двухполушарного мышления

http://trening8um.narod2.ru/index.html и http://prikarnaz.narod.ru/index.html

 

* * *

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное