Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

Внимание

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека.Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Концентрация

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём

Объём – это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников ( в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Для определения объёма внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистокоп ( от греч. «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов – букв, геометрических фигур, знаков – на 0,1 с. Сколько объектов заполнил человек – таков его объём внимания.

Устойчивость

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.
Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

Распределение

Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку).
Спелке (Spelke), Хирст (Hirst) и Найссер в ходе экспериментов по распределенному вниманию показали, что контролируемые вниманием задачи, даже если они требуют более сложных когнитивных способностей (сознание), могут быть автоматизированы и таким образом более эффективно обрабатываться вниманием одновременно.

* * *

Во взрослом возрасте хорошее внимание необходимо для выполнения любой профессиональной деятельности. Внимание у детей во многом определяет дальнейшее развитие всех высших психических функций ребенка, деятельность школьников и дошкольников.

В нашем современном занятом мире умение концентрироваться и развитие внимания очень важны для работы и повседневной жизни.
Если вы хотите укрепить мышцы, вы скидываете вес. Если же вы хотите улучшить концентрацию и развить внимание вашего ума, то вам необходимо тренировать свой мозг.
Правильные упражнения для мозга способны улучшить его работу и развить внимание и концентрацию ума.
Поскольку мы стареем, мы можем терять способность к концентрации, но упражнения для мозга способны улучшить концентрацию ума и развития внимания даже пожилых людей. Упражнения для мозга являются отличными инструментами для людей любого возраста, которые хотели бы укрепить свой разум!
Далее представлены некоторые отличные упражнения для мозга, которые помогут вам тренировать свой мозг:

  1. Кроссворды. Кроссворды это не только очень весело, но они могут помочь также улучшить вашу концентрацию. Опираясь на долговременную память и пытаясь решить представленные вопросы, вы помогаете себе стимулировать свой мозг.
    Затратив всего 15 минут в день для разгадывания кроссвордов, вы существенно поможете себе.
    В поисках свежих головоломок, вы можете купить книга кроссвордов, использовать какую-либо ежедневную газету или поискать в Интернете и найти их бесплатно.

  2. Изменение вашей повседневной жизни создает проблему для вашего мозга, потому что вам приходится делать то, что находится за пределами зоны вашего комфорта. Это помогает мозгу искать новые пути решения.
    Рассмотрите такое изменение вещей, как изменение маршрута на работу, который вы использовали утром, то есть пойти другой дорогой назад домой.

  3. Попробуйте головоломок судоку. Эти загадки основаны на логике. Эти загадки можно встретить в ежедневных газетах или в Интернете.

  4. Употребляйте в пищу продукты, которые помогут вашему мозгу. Ваш мозг будет оставаться здоровым и функционировать в своих лучших проявлениях, если использовать в пищу питательны продукты.
    Белки являются хорошим решением для мозга и могут быть найдены в сырах, мясе, рыбе и молоке.
    Сложные углеводы тоже важны, и эти углеводов вы сможете получить из фруктов, овощей и зерна.
    Мозг нуждается в жирах, так что не уклоняйтесь от таких масел, как оливковое масло или рыбий жир.
    Употребляйте в пищу продукты, содержащие омега-3 жирные кислоты, такие как форель, лосось и тунец, или другая жирная рыба. Некоторые орехи содержат эти жиры, и таким образом являются тоже здоровой пищей для мозга.

  5. Заведение нового хобби. Попытка найти новое хобби это еще один способ расширить свои интересы и использовать свой мозг, чтобы узнать что-то новое. Будучи занятым в процессе узнавания много нового – это еще один способ, которым мозг думает и выбивает вас из колеи.
    Бросая вызов себе и улучшая функции мозга это то, что любой человек может сделать. Молодой и пожилой, это может использовать любой и извлекать пользу из этих великолепных техник. Используйте всей семьей на здоровье!

    Сделайте хотя бы одно изменение уже сегодня, чтобы стимулировать свой мозг. Вы не увидите кардинальных изменений за одну ночь, но со временем и практикой, в конце концов, вы обнаружите, что вы решать головоломки быстрее, решать проблемы легче, и наслаждаться улучшенной концентрацией и развитием внимания.
     

* * *

Игра-тренинг фантазии

http://trening8um.narod2.ru/index.html и http://prikarnaz.narod.ru/index.html

 

* * *

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное