Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

 

Воображение

 

Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. 
Существа действенные не только созерцают и познают, но и преобразуют мир. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать её мысленно. Этому и служит воображение.

Функция памяти - сохранить результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать. Воображение - это отлёт от прошлого опыта, это преобразование данного образа и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами деятельности, и прообразами для неё. / С.Л. Рубинштейн

Различают репродуктивное воображение, воссоздающее действительность (настоящую и будущую, в явных и скрытых сторонах и ракурсах) и обеспечивающее деятельность в ней, и творческое воображение, служащее познанию действительности, освоению её в идеальных формах (искусство, конструирование…) и самовыражению.

Приёмы творческого воображения многообразны. Часто упоминаемые:

        типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях,

        акцентирование - подчёркивание особенностей объектов,

        схематизация - выделение различий и выявление черт сходства,

        гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей,

        агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов…

Дж. Гилфорд исследовал воображение как порождение новых идей с целью самовыражения человека. Выявленные им характеристики воображения: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

 

У детей рост воображения отмечается с трёх лет - через творчество у ребёнка развивается мышление. Для создания направленной активности рекомендуется включать фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

    ситуации незавершённости,

    разрешение и даже поощрение множества вопросов,

    стимулирование независимости, самостоятельных разработок,

    билингвистический опыт,

    позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

    конформизм,

    неодобрение воображения,

    жёсткие поло-ролевые стереотипы,

    разделение игры и обучения,

    готовность к изменению точки зрения,

    преклонение перед авторитетами. / Википедия


 

* * *

Игра-тренинг фантазии

http://trening8um.narod2.ru/index.html и http://prikarnaz.narod.ru/index.html

 

* * *

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное