Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

 

Цели - всё и вся
(1)

И море, и Гомер – все движется любовью
О. Мандельштам

Под целью обычно понимают результат, на достижение которого направлено действие.

  •  Отнюдь не всегда достижение цели сопряжено с большими энергозатратами и волевыми усилиями. Когда Вы поудобнее укладываетесь спать, то Ваша цель - сон.
  • Действия могут быть не только физическими. Когда ученику на уроке ставят задачу, то найти неизвестное - его цель.

С целями связан знаменитый парадокс языкового мышления. Когда охотник целится в дичь, то дичь называют целью, тогда как целью является попадание в "цель". 

Данный парадокс вызван замещением цели:

  • ориентиром (по движущимся "целям" стреляют с упреждением),
  • непосредственной цели более общей (не попасть в дичь, а добыть дичь),
  • определенного результата отдаленными последствиями его достижения (живой "цели" доступной свежей тушкой).

Такая двусмысленность породила массу пословиц и афоризмов, её снимающих:

  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Одной стрелой двух птиц не собьешь.
  • "Ставьте перед собой большие цели, ведь в них легче попасть." (Шиллер)
  • "Надо метить выше цели, чтобы попасть в цель." (Эмерсон)

Можно заметить также, что любая цель сопряжена с прогнозом того, насколько цель достижима. Прогнозы строятся и вне связи с действиями - освоенный мир суть мир прогнозируемый - но план и организация любой деятельности в конкретных условиях её осуществления есть не что иное как прогноз. Когда действия привычны, условия стабильны и достаточны, то прогноз незаметен. Если же такой определенности нет, то постановка цели и организация её достижения сопряжены с исследовательской активностью, выдвижением промежуточных и вспомогательных целей, проверкой частных прогнозов-гипотез методом проб-ошибок и т.п. И роль прогнозирования в целенаправленной деятельности тем выше, чем сильнее исходная неопределенность.

Наконец, нельзя не упомянуть про

  • ансамблевость целей (мы способны совмещать достижение многих целей одним действием или многими действиями, распределенными во времени, при этом эффективность - не как в случае с зайцами - может заметно возрастать. Например, писать диссертацию параллельно по всем главам вдвое быстрее, чем последовательно),
  • разноуровневость целей (от цели чихнуть, чтобы снять щекотание в носу, до целей жизненных, а то и эпохальных масштабов - громадная многоуровневая дистанция; если низкоуровневые цели доступны всем, то выработка целей на более высоких уровнях требует особого целеполагания, многим непонятного и недоступного, и замещается заимствованием целей от господствующих лидеров и идеологий).

Завершив эту - основанную на интроспекции - пристрелку к целям, посмотрим теперь, что же известно науке о целеполагании.
Удивительный факт: при центральном положении этой темы в педагогике и теории управления она как бы не касается психологов ... Психологи видят цепочку "Мотивация -> Деятельность -> Результат", а результаты их не интересуют как слишком конкретные.
Иначе подходили к теме основатели кибернетики: "Активное поведение можно подразделить на два класса: нецеленаправленное (или случайное) и целенаправленное. Термин “целенаправленное” здесь означает, что действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, при котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другим объектом или событием.
…целенаправленность произвольных действий – это не вопрос субъективной интерпретации, а физиологический факт. Совершая произвольное действие, мы произвольно выбираем специфическую цель, а не специфическое движение. Так, решив взять стакан с водой и поднести его ко рту, мы не приказываем определенным мышцам сократиться в определенной степени и в определенной последовательности – мы просто задаемся целью, и реакция следует автоматически.
Часто выражался взгляд, что все машины целенаправленны. Это несостоятельный взгляд. Во-первых, можно сослаться на механические устройства типа рулетки для азартной игры, специально созданные для нецеленаправлепности. Далее, существуют устройства типа часов, созданные, правда, с определенной целью, но обладающие нецеленаправленным, хотя и регулярным, поведением; в самом деле, нет никакого специфического конечного состояния, к которому стремилось бы движение часов. Подобно этому, хотя ружье можно использовать для вполне определенной цели, целенаправленность не присуща внутренне его действию; возможна случайная пальба, нарочито бесцельная.
Некоторые машины, с другой стороны, внутренне целенаправленны. Возьмем, например, торпеду, снабженную механизмом поиска цели. Для обозначения машин с внутренне целенаправленным поведением был специально выкован термин “сервомеханизм”.
Целенаправленное активное поведение можно подразделить на два класса: “с обратной связью” (или “телеологическое”) и “без обратной связи” (или “нетелеологическое”).
Можно считать, что всякое целенаправленное действие требует отрицательной обратной связи. Если цель должна быть достигнута, то в какой-то момент необходимы сигналы от нее, чтобы направить поведение.
Целенаправленное поведение с обратной связью можно опять подразделить. Оно может быть экстраполирующим (предсказывающим) или неэкстраполирующим (непредсказывающим). Реакции одноклеточных организмов, так называемые тропизмы, дают примеры непредсказывающего поведения. Амеба просто следует за источником, на который она реагирует; нет никаких данных о том, что она экстраполирует его траекторию. С другой стороны, предсказывающее поведение животных – самая обыкновенная вещь. Кошка, начинающая преследование бегущей мыши, не бежит прямо к месту, где мышь в данный момент находится, а движется к экстраполированному будущему положению.
Предсказывающее поведение можно подразделить на различные порядки. Кошка, охотящаяся за мышью, – пример предсказания первого порядка; она предсказывает только мышиный путь. Бросание камня в движущуюся мишень требует предсказания второго порядка; здесь необходимо предвидеть пути мишени и камня. Примером предсказания более высокого порядка является стрельба из рогатки или лука.
В нашей классификации поведения термин “телеология” употреблялся как синоним “целенаправленности, управляемой обратной связью”. В прошлом телеологию толковали как нечто предполагающее цель и часто добавляли сюда смутное понятие “конечной причины”. Это понятие конечных причин вызвало противопоставление телеологии и детерминизма.  ... Телеология была дискредитирована главным образом потому, что при прежнем ее определении причина должна следовать во времени за действием. Однако с крушением этого аспекта телеологии было, к сожалению, отказано в признании и всякой целенаправленности. Мы видим в целенаправленности понятие, необходимое для познания некоторых определенных способов поведения, и считаем, что телеологический подход полезен, если только не касаться проблем причинности и довольствоваться исследованием целенаправленности как таковой. Мы ограничили содержание телеологического поведения, прилагая последнее наименование лишь к таким целенаправленным реакциям, которые управляются ошибкой реакции, т.е. разностью между состоянием действующего объекта в данный момент и конечный состоянием, принимаемым за цель. Тем самым телеологическое поведение становится равнозначным поведению, управляемому отрицательной обратной связью, и, теряя соответственно в широте, выигрывает как понятие в точности".
/ Розенблют А., Винер Н., Бигелоу Дж. Поведение, целенаправленность и телеология http://grachev62.narod.ru/cybern/append_1.htm

А вот новейший взгляд на целеполагание - из синергетики: "Что есть цель с точки зрения наук о природе? В какой мере эти цели принадлежат субъекту-наблюдателю, а в какой – природе наблюдаемого явления? ...
Цель есть нечто, что целиком существует во времени, в разрыве между настоящим и будущим. Но… само будущее существует только как прилагательное, "будущая вещь", находящаяся в настоящем и только в нашей душе. Если будущее и так может присутствовать только в настоящем, не значит ли это, что понятие цели как присутствия будущего в настоящем является излишеством, тавтологией? Нет, не значит.
Цель, некоторым образом, является "дважды прилагательным" (или двойной реляцией). С одной стороны, она прилагается (присутствует) к физическому порядку вещей. Не может быть цели, которая, как кот, гуляла бы сама по себе, существуют только цели конкретных явлений, систем и т. п.
Цель ... предполагает активность по отношению к будущему. Более того, можно сказать, что целеполагание есть необходимый начальный, нулевой уровень любой деятельности.
Синергетический взгляд на мир показал принципиальную неоднозначность будущего, ограниченность временного горизонта его предсказуемости. ...Цель и есть само присутствие будущего в настоящем, особый (отличный от наличного) способ бытия "будущих вещей" в настоящем. Это что касается "целей природы", объектной составляющей понятия цели в симплексе субъект-объект. Что же касается его субъектной составляющей, то цель есть понятие-инструмент познания нами будущего, присутствующего в настоящем (только такое будущее нам и доступно...). Можно даже сказать, вспоминая известную формулу Ф. Бэкона " Knowledge is power itself ", что цель есть инструмент власти субъекта над будущим.
Одним из важнейших понятий, внесенных синергетикой в естествознание, является понятие аттрактора. Для нас существенными его свойствами являются два момента. Во-первых, это устойчивый предельный режим функционирования сложной системы. Во-вторых, явление, проходя точку бифуркации и выбирая путь дальнейшего развития, "выбирает", по сути, одну из траекторий, ведущих к одному из конечного числа аттракторов.
Здесь речь не о том, что аттрактор может быть интерпретирован телеологически, - это достаточно тривиально. Тривиальной является и мысль о том, что, поскольку именно в точках бифуркаций система наиболее чувствительна к малым возмущениям, мы можем именно в этих точках подталкивать ее к выбору нужного нам конечного состояния. Интерес представляет дальнейшее развитие телеологического подхода к аттракторам.
Аттрактор до того, как явление прошло точку бифуркации и выбрало траекторию, ведущую к нему, является объектом виртуальным, т. е. возможным, но не обязательным для воплощения. С платоновской идеей, которая по своему онтологическому статусу выше явленных вещей, "реальней реального", это не очень согласуется. Если говорить об античных эквивалентах, к аттрактору гораздо ближе аристотелевская "целевая причина", которая, согласно самому Аристотелю, "может быть и не достигнута". Вообще, принцип "будущее не предсказывают, а создают" гораздо больше соответствует синергетическому подходу, чем платоновский детерминизм.
/ Клеопов Д.А. Концепция времени в синергетике: история и телеология в естествознании. 2004  http://sbiblio.com/biblio/archive/kleopov_sinerg/

Для полноты картины взглянем на целеполагание из культурологии: "…усвоение социального опыта субъектом-индивидом всегда имеет характер освоения... Как заметил А. Бергсон, понимать — это значит «спросить у предмета, что нам с ним делать, что он может нам сделать», то есть какие наши потребности он может удовлетворить.
Культура как семиосфера направлена на освоение мира, осмысление его, обеспечение взаимопонимания, самовыражения и самореализации.
Изначально язык рассматривался как система магических знаков-символов. Каждая буква почиталась носителем числовых, сакральных и эзотерических смыслов. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец», — говорит Бог устами ангела в Откровении Иоанна Богослова. Затем таким воплощением системы смыслов может почитаться словарь. Вот как видел это С. Я. Маршак:
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
В языке современной семиотики выделяют два плана — денотативный и коннотативный. Денотативное значение соотносимо с платоновской «идеей», это типовое значение, являющееся образцом, выражающим основные сущностные характеристики, свойства объекта. Коннотативные значения — это дополнительные, переносные, возникающие из соотнесения с системой ценностей контекста культуры, с «идеологией».
Обычно понятие «ценность» определяют как значимость какого-либо предмета для удовлетворения потребности. Однако подобное понимание ценности может привести к прагматизму, на этом нельзя останавливаться. Как подчёркивает Г.П. Выжлецов, от значимости нужно переходить к пониманию ценного 1) как должного; 2) как желаемого (ибо если под принуждением, то дело может обернуться злом); 3) как нормы; 4) как цели; 5) как идеала. Мы полагаем, что между потребностью и ценностью связь опосредуется звеньями: мотивация — интерес — поиск, вопрос.
К волевым качествам личности относят инициативность, самостоятельность, независимость, сознательную мотивированность, обоснованность, решительность, настойчивость, самоконтроль, выдержку и самообладание.
Целесообразность, по Канту, может иметь следующие смыслы:
1) «финализм» божественного устройства мира, где все подчинено конечному замыслу творца;
2) целесообразность живого организма, где каждый орган имеет функции, связанные с другими, и все они необходимо подчинены общей задаче;
3) аналогичную целесообразность Кант находил в искусстве, произведения которого схожи с живыми организмами по характеру целесообразности, где произведение подчинено единой задаче, и если в первом акте трагедии на сцене висит ружье, то не позже заключительного акта оно должно выстрелить.
В искусстве, по Канту, действует «субъективная целесообразность», проявляющаяся в «чувстве удовольствия и неудовольствия». Реализация субъективной цели доставляет человеку удовольствие ради нее самой. Иначе говоря, Кант утверждал незаинтересованный характер эстетического. Искусство — бесполезно, то есть не обеспечивает прямой выгоды и пользы. Человек творит в искусстве, получая удовольствие от «свободной игры» познавательных способностей — воображения и рассудка, откуда проистекает «субъективная всеобщность» эстетического. Кроме искусства, Кант считал также целесообразно устроенными государство и нацию.
Э. Агацци замечает, что нужно различать простую целенаправленность и ценностно-ориентированное поведение и деятельность. Человек выставляет в виде цели идеальный образец, по мере движения к которому он проверяет, в какой мере ему удаётся соответствовать этому идеальному образцу. По окончании работы он оценивает и свои результаты на степень соответствия этому идеалу-образцу. Он испытывает удовлетворённость или неудовлетворённость от своей деятельности в зависимости от совпадения или несовпадения результатов с целью-образцом.
Представление о легкости и обеспеченности достижения целей жизни служит основой для оптимизма как уверенности в правильной и успешной жизненной стратегии. Противоположная ценностная ориентация, связанная с отсутствием уверенности в успехе, вносящая сомнения в правильности выбранного пути и способов деятельности, определяется как пессимизм. Автором этого термина считается А. Шопенгауэр. По его мнению, оптимизм представляется не только абсурдом, но и горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества.
Общество заинтересовано в оптимизированной картине мира, ибо пессимизм, неверие в успешность деятельности подрывают эффективность любых усилий по достижению поставленных целей. Известная притча о двух лягушках, упавших в горшок сметаны, это хорошо иллюстрирует. Вот почему миф, обладающий способностью внушать надежду на успешность деятельности и на позитивные жизненные перспективы, играет столь важную роль в культуре.
В основе планирования лежит представление о цели как потребном будущем, но существо планирования заключается не столько в целеполагании, сколько в осмыслении путей и способов достижения цели, которые для удобства контроля подразделяют на этапы. Поэтапность целесообразна также по психологическим мотивам, так как обеспечивает бóльшую удовлетворённость деятельностью, ибо если конечный результат находится вне пределов оперативной досягаемости, то переживание удовлетворения от достижения цели ослабляется. 
/ Пивоев В.М. Философия смысла, или Телеология. http://pivoev.ru/work/w010.html 
 

(Продолжение следует)

 

Игра-тренинг фантазии - http://trening8um.narod2.ru/index.html

 

* * *

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное