← Август 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://sites.google.com/site/farvater4you/
Открыта:
26-04-2006
Адрес
автора: philosophy.intellectron-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Концепции и программы прикладного мышления
Интеллект - это…
С древних времён разумом (умом, интеллектом) называлась высшая способность человека, ставящая его над миром животных. Согласно Платону, интеллект (нус) — это то, что отличает человеческую душу от животной: творческое начало, приобщающее человека к божественному миру. Наука интеллекта С самого начала научных исследований интеллект понимался или как множество способностей, или как единая сущность. Первая значительная попытка охарактеризовать интеллект
была сделана в 1898-1903 годах основателем первой во Франции Лаборатории
экспериментальной психологии Альфредом Бине. Он рассматривал
интеллект как сочетание
природных черт, направленное на решение проблем и выделял в
нем три особенности: Примерно в то же время американский психолог Эдвард
Торндайк, начинавший с низших форм (диссертация «Интеллект животных.
Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», 1898),
развивал модель интеллекта, понимая его как сочетание множества различных
видов способностей, самые общие из которых — это
способности к пониманию и
взаимодействию. В соответствии с этим, Торндайк выделял
следующие разновидности интеллекта: Из множественных версий интеллекта до настоящего времени
популярна теория американского психолога Джоя Гилфорда. В 1959 году Гилфорд
предложил модель структуры интеллекта, которая представляет собой трехмерную
матрицу, по осям которой расположены: умственные операции, особенности
материала, тип получаемого продукта (т. е. результат применения операций).
Согласно такой матрице, должно существовать 120 отдельных интеллектуальных
способностей. Хотя к настоящему времени определены (идентифицированы) только
100 интеллектуальных способностей, модель поддерживают многие исследователи
(см. напр., Maxwell V., 1989; Bachelor P., Bachelor В., 1989; Bachelor Р.,
1989; Ulosevich S. etal., 1991; Chen С, Michael W., 1993; Bachelor P. et al.,
1994). Достоинством модели является возможность предсказывать существование
новых, неизвестных сейчас интеллектуальных способностей. Исследователи,
развивающие эту модель интеллекта, говорят уже о 150 его факторах. Другая
причина актуальности модели — выявление Гилфордом фактора креативности в
структуре интеллекта. Для этого он разделил мышление на конвергентное и
дивергентное. Конвергентное
мышление проявляется в нахождении единственно верного
результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, тогда как
дивергентное мышление
проявляется в порождении множества решений на основе однозначных данных и
является основой творчества. Что касается интегральных трактовок интеллекта, то и они
возникли в начале ХХ века. В 1904 году английский психолог и математик
Чарльз Спирмен разработал новый метод статистической обработки данных,
названный «факторным анализом». Применив его к результатам решения разных
задач в тестах интеллекта, он обнаружил, что они коррелируют друг с другом.
Из этого Спирмен сделал вывод, что существует общий фактор интеллекта,
который он назвал «фактором G» (от английского general -
«общий»), проявляющийся сразу во всех типах задач. А для объяснения различий
между результатами тестов у людей с одинаковым общим интеллектом Спирмен
ввёл второй фактор, названный им S (от английского specific -
«особенный»). Так, выполнение пространственных тестов зависит от фактора G и
пространственных способностей, математических тестов - от фактора G и
математических способностей. Но недостаточно выделить фактор математически -
необходимо раскрыть его психологический смысл. Для этого Спирмен высказал
два предположения. Во-первых, фактор G определяет уровень „умственной
энергии", необходимой для решения разных интеллектуальных задач. Этот
уровень не одинаков у разных людей, что приводит и к различиям в интеллекте.
Во-вторых, фактор G связан с
тремя особенностями сознания - со способностью усваивать информацию
(приобретать новый опыт), способностью понимать взаимоотношение между
объектами и способностью переносить имеющийся опыт на новые ситуации. Спор между сторонниками множественного и целостного
подходов к интеллекту далеко не закончен. В 1983 году американский психолог
Говард Гарднер (Howard Gardner) выступил с резкой критикой "фактора G" и
предложил свою теорию множественного интеллекта (опубликована в 2007 году
как "Five Minds for the Future"). Вес этой теории придает и феноменальная
известность Гарднера - он удостоен почетных степеней 22 колледжей и
университетов, в том числе в Ирландии, Италии, Израиле и Чили, а в 2005 и
2008 годах, по опросу журнала "Foreign Policy and Prospect", входил в число
100 самых влиятельных интеллектуалов мира. Интеллект и личность Интеллект существует не сам по себе, а является одним из
качеств личности, её характеристикой. Будучи независимым фактором он входит
в модель черт личности «Большая пятёрка» (этот фактор называется «Открытость
к опыту»). Связь экстра- и интраверсии с особенностями интеллекта была исследована в 1985 г. Д.Л. Робинсоном (Robinson D., 1985). Он установил, что экстраверты лучше справляются с невербальными тестами, а интроверты более успешно выполняют вербальные задания. А в уровне развития общего интеллекта различий между ними не было обнаружено. Экстраверты предпочитают стратегию расширения контактов с окружающим миром, поэтому у них больше развит невербальный интеллект, который зависит от средовых влияний. Интроверты, предпочитая максимально сужать диапазон взаимодействия с миром, наращивают уровень развития рефлексии, т.е. вербального интеллекта. В 1993 году развернулась обширная дискуссия по поводу
исследований Г. Айзенка, обнаружившего зависимость между интеллектом и
психотизмом (исключительность, оригинальность мышления). По мнению Айзенка,
эта связь объясняет многие феномены креативности, а именно, многочисленные
наблюдения, что люди
творческого и интеллектуального труда часто проявляют черты необычного,
отклоняющегося поведения. На основании этого факта Г. Айзенк
заключает, что именно эта личностная уникальность определяет высокие
интеллектуальные достижения. По его мнению, эти данные объясняют также
разницу между креативностью как личностной чертой (оригинальность) и
креативностью как достижениями в науке и искусстве (талант). На этой основе
Г. Айзенк пытается развести понятия креативности и интеллекта. Возможно, есть корреляции между личностными типами и формами интеллекта. Например, Э. Кречмер показал родственность типа темперамента форме мышления и литературной продукции. На основе других наблюдений психологи пришли к мысли о существовании когнитивного стиля, который определяет не уровень решения задач, а их качественную характеристику (Холодная М.А, 2002). К числу неинтеллектуальных факторов поведения относят
следующие личностные особенности: В концепции интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленской
когнитивные и мотивационные компоненты интеллектуальной деятельности
рассматриваются в их единстве как составляющие интеллектуальной активности.
По мнению автора, интеллектуальная активность — это «свойство целостной
личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и
мотивационных факторов в их единстве, где абстрагирование одной из сторон
невозможно» (Богоявленская, 1987, 2002).
Умственные способности,
составляющие фундамент интеллектуальной активности, преломляются через
мотивационную структуру личности, которая либо тормозит (и тогда умственные
способности могут «дремать»), либо стимулирует их проявление. Исследователи, разрабатывающие понятие «интеллектуальный
потенциал», обращают внимание на различные его составляющие. В работе Л.Л.
Крылова и Н.А. Кудрявцевой (1990) рассматривается его структура и в качестве
базовых компонентов выделяются: Смысловая сфера личности рассматривается в современной
психологии как важнейшая детерминанта личностного развития. Смысловая
система личности обеспечивает регуляцию всей ее жизнедеятельности, опосредуя
процессы психического отражения, в том числе любые социальные воздействия —
учебные, воспитательные, профессиональные, управленческие,
психотерапевтические и пр. Интеллект в природе Всё больше фактов указывает на то, что интеллект не
монополизирован человечеством в живой природе. * * * До новых встреч!
|
В избранное | ||