Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Метафоры мерцающих точек и зон 1
(по Роману и Елене Уфимцевым)

Освоение средств языка, которые позволяют его использовать для выражения гештальта и последующего перевода протосимволического знания на общепринятый язык дискретных схем и понятий - одна из важнейших частей курса когнитивного бойца. Одним из таких средств, которым древние владели в совершенстве, является метафора.

Язык как средство выражения знаний имеет два полюса. С одной стороны, язык может выражать однозначные понятия и связи между ними - назовем это логическим языком. Логика как наука изучает этот полюс языка и он является основой современного научного мышления и средством выражения символических знаний.
Другой полюс - образный язык, который в наше время считается лишь "средством украшения" для логического языка. Единственный заповедник, где он признается законным обитателем - это сфера искусства. Отношение к образному языку точно повторяет отношение к протосимволическому знанию. Он считается чем-то второстепенным, малозначимым, средством риторики, которая только затуманивает сверкание чистой логики.

Именно образный полюс языка дает нам шанс фиксировать трудноуловимые впечатления, через которые нам открывается знание гештальта.

Гештальт - немецкое слово, которое наряду со своим бытовым смыслом (образ), уже со времен Гете получило особое значение. Он использовал это слово, рассказывая о целостной и органичной манере воспринимать и исследовать мир, позволяющей проникать в "суть вещей".

Для когнитивного бойца образный язык - это не удел мечтательных поэтов, а инструмент исследования и мышления, не менее важный, чем логика.
Основа образного языка - метафора. Чаще всего метафорами называют витиеватые сравнения, которые можно встретить в восточных сказках и поэзии, вроде "Твои глаза - как чистые озера..." Однако, если приглядеться, метафора пронизывает всю нашу речь и этого многие даже не замечают.
"Метафора пронизывает нашу речь..." Вам понятен смысл этого выражения? Конечно, но слово "пронизывает" тут может иметь только метафорический образный смысл, а не строго логический. Точно также вся наша речь - и обыденная и деловая и даже научная - сплетены из метафор. Они настолько привычны нам, что мы часто даже их не замечаем.
А раз не замечаем, то и пользоваться ими сознательно практически не умеем. И получается забавная вещь: пока наше сознание занято логическим содержанием речи, ее образная сторона остается бесконтрольной. Но этим не упускает случая воспользоваться подсознание. Протосимволическое знание, которым оно владеет, как раз находит подходящее выражение в образной речи, поэтому через нее люди часто сообщают то, что даже не осознают сами.
Этот принцип в ряду других используется в когнитивном анализе речи и текстов. Его смысл прост: выделяя в тексте образный язык и сопоставляя его с логическим языком, мы пытаемся получить дополнительное знание о предмете, о котором повествует текст. Внимание к образной речи иногда позволяет даже восстановить упущенные в тексте дискретные детали и факты, но все же главное содержание образной речи - протосимволическое знание, доступное автору речи или текста.

Высокое призвание когнитивного бойца - служить посредником между раздельными мирами протознаний и символических знаний. Он должен погружаться в протознание и возвращаться не со смутными интуитивными впечатлениями, а с переведенными в слова и схемы знаниями. Это его главный труд и именно этого общество ждет от когнитивного бойца.
Эта работа делится на три этапа:
1. Сначала когнитивный боец должен правильно собирать данные, до тех пор, пока он не почувствует, что их уже достаточно.
2. Затем боец должен зафиксировать полученное протознание, ведь моменты его переживания внутренним чувством мимолетны и текучи.
3. И уж в последнюю очередь, когда протознание уловлено в особые когнитивные силки, он может заняться его переводом на доступный всем язык логических схем и словесных описаний.

Чем больше словарный запас человека, тем больше предметов, процессов и качества мира он может различить и зафиксировать в своей речи, тем больше нюансов реальности он сможет учесть в своем мышлении, тем детальнее его словесная модель реальности. Чем больше когнитивный словарь, тем более тонкие, сложные и содержательные оттенки внутреннего чувства может зафиксировать человек, тем больше ему открывается протознание.
Подобно тому, как словарный запас любого человека поддается увеличению, можно развивать и свой когнитивный словарь. И метод его развития также аналогичен методу развития словарного запаса.
Когда ребенка учат новым словам, ему показывают предмет и называют его. А затем просят назвать. Постепенно ребенок учится различать предметы, процессы и качества мира все тоньше, запоминая их индивидуальные названия. Запомнив слово "собака", он, увидев лошадь, может ее сперва назвать собакой. Но когда он запоминает слово "лошадь", он получает возможность различать два разных животных, он фиксирует различия между ними.
Чтобы расширять свой когнитивный словарь, следует "показывать себе" различные ситуации и внимать тому, что происходит с внутренним чувством. Это могут быть житейские ситуации или сюжеты и образы, вычитанные в книге или увиденные в кино - все они могут служить поставщиком впечатлений для вашего внутреннего чувства. Отмечая его оттенки в разных ситуациях вы будете развивать свой когнитивный словарь.
То, что называют профессиональной интуицией - это наработанный в отдельной профессиональной области когнитивный словарь. У опытного профессионала он содержит соответствия между различными профессиональными ситуациями и соответствующими внутренними чувствами. Обычно для его развития требуется не один год, но так происходит потому, что развитие когнитивного словаря происходит несистематично, случайно. Когнитивный боец должен подойти к задаче его развития упорядоченно и систематично и этим он может сэкономить немало времени.

(выдержки из Школы когнитивного бойца: http://www.metaphor.ru/er/approach/school/index.xml )
 

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 

В избранное