Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Философия эгрегора и манящих сюжетов жизни

Ситуация

В религии есть понятия - намоленный храм, намоленная икона, намоленный образ... Это чудодейственное влияние мест и предметов, в которые вложен труд вкупе с надеждами и чаяниями многих людей.

Особый статус таких вещей признает и ортодоксальная наука, правда, ограничивая его лишь сферой воображения и внушаемости человека. Это как "плацебо" в медицине: стоит больному дать нейтральный порошок и сказать, что это сильнейшее лекарство от его болезни, как такой муляж окажет вполне реальное лечебное действие.

Для начала уточним понятие эгрегора.

Ключевое понятие - эгрегор

Эгрегор (от лат. ex- и grex - буквально «из стада») - в новых религиозных движениях: душа вещи, ментальный конденсат, порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Эгрегор - это аура идолов и талисманов, возникшая в результате культовой практики. Эгрегорами обладают реликвии, памятные вещи, которые помогают людям или, наоборот, несут проклятие. Сила и долговечность эгрегора зависит от согласованности и численности группы.

Информация (из которой и состоит эгрегор) способна оказывать влияние на процессы в мире. Материальная сила эгрегора проявляется через носителей данного мыслеобраза, т.е. через индивидов, сознание которых принадлежит данному конкретному эгрегору и которые в своих действиях следуют этому мыслеобразу.

Многие православные носят нательный крестик, полагая, что он будет охранять их от неприятностей (а не только в качестве символа своей конфессиональной принадлежности). Крест воспринимается ими как талисман или амулет - магический предмет, функцией которого является защита его обладателя. Почему? Да потому что служит связующим звеном с могучим эгрегором православной церкви.

В действии эгрегора сочетаются эффекты самовнушения и внушения. В медицине хорошо известен феномен плацебо - если больному дать муляж лекарства и сказать, что это мощнейшее средство излечения, то оно подействует не хуже настоящего лекарства. Эффект будет еще сильнее, если рекламу плацебо больной услышит от строгого профессора, да и другой медперсонал и пациенты выразят ему свое восхищение этим чудо-лекарством.

Принцип Беляева

Здесь я хочу познакомить вас с концепцией Эгрегоров Разума, разрабатываемой М.И. Беляевым с 1999 года ( http://milogiya.narod.ru/ ). Одной из стержневых идей "Милогии" Беляева является принцип формирования эгрегоров, представленный следующей схемой:

На схеме изображен цикл формирования, самоподдержки и развития магического образа. Раз уж мы начали танцевать от плацебо, поясню на его примере. Вот профессор (надсознание, царь и бог для пациентов) дает установку (идея спускается в подсознание); затем пациент принимает лекарство (контакт с реальностью, бессознание) и далее сознает факт начала исцеления (сознание). Что происходит дальше? Он вспоминает явление строгого профессора, его установку, потом прислушивается к внутренним ощущениям и сознает, что стало чуть-чуть лучше - опять вспоминает профессора..., и пошло-поехало по кругу. А в итоге? - болезнь излечена, чудо свершилось.

Если приглядеться, то аналогичные крестообразные циклы можно увидеть повсюду. Задача-решение-результат-награда. Опасность-борьба-победа-любовь. Последний из примеров - секрет увлекательных романов, от которых невозможно оторваться. Любопытно, что порядок (ГТАЦ) в точности совпадает с порядком крещения православных: "Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы".

Но это еще не все. Согласно Беляеву, эгрегор появляется, когда базовый крест удвоен его антиподом. Именно такой удвоенный крест образует монаду эгрегора.

Я долго бился над вопросом: а почему в монаде эгрегора необходим второй крест-антипод?

Ну, для любителей диалектики вроде бы и вопроса нет - чтобы была жизнь, нужны единство и борьба противоположностей. Но не все же любят заумные представления Гегеля и его последователей. Нужно признать, что диалектика всего лишь один из способов описания явлений, причем не самый распространенный. И впечатляющий прогресс техники основан на точных науках, которые вовсе не любуются противоречиями, а предпочитают избегать их как ошибок в логических построениях.

Пока нашлось такое объяснение: удвоение креста создает сочетание 2 смыслов одних и тех же процессов, а такое сочетание необычайно притягательно для человеческого внимания. Возьмите, к примеру, анекдоты - их популярность обусловлена тем, что соль в конце истории придает ей неожиданный смысл. Возьмите детективы как жанр литературы - они полны загадок, которые поддаются проницательным сыщикам. Да и сами загадки в народном фольклоре. А романы, фантастика, приключения... - везде тайны, неожиданности, интриги и козни. И все это неспроста - мы падки на все необычное, загадочное, удивительное.

Удвоение смыслов, двусмысленность - феномен очень распространенный. Это и "слуга царю, отец солдатам", и "и нашим, и вашим", и "казнить нельзя помиловать", и "разделяй и властвуй", и "политика сдержек и противовесов"... Более того, само существование свободы воли предполагает наличие как минимум 2 версий реальности, балансирование между которыми и создает возможность выбора. Так что удвоение - это действительно атрибут эгрегора как манящего начала. (Замечу в скобках, что М.И. Беляев отмечает удвоение и в самой структуре креста, видя в нем балансирующие рычажные весы)

Необычайной популярности учения Маркса способствовала доступность его моделей, апеллирующая к хорошо всем знакомой амбивалентности чувств. Так наемный работник трудится и на хозяина, и на себя. Хозяин, в свою очередь, - и благодетель, дающий работу и средства для существования, и мошенник, присваивающий результаты труда работников. Выявление причин такой раздвоенности и объяснение экономических и социальных последствий - необычайно притягательная сторона учения Маркса.

Амбивалентность встречается повсеместно. И в знаменитом русском выражении "да нет" ("Пойдем погуляем. - Да нет, мне уроки надо делать..." Т.е. ДА - я хочу пойти гулять с тобой, но НЕТ - долг превыше удовольствий). И в отношениях родителей и детей. И в отношениях влюбленных - какая любовь без ревности... И в отношениях личности и общества.

Области приложений

Схема Беляева связывает в единый цикл реальность (бессознание) и три ипостаси субъективного: сознание (содержание оперативного мышления) и то, что им движет из глубин психики (подсознание) и высших ценностей субъекта (надсознание).
Однако связи в этом цикле не ограничиваются базовым порядком ГТАЦ и могут быть самыми разными. Среди всех разновидностей крестов Беляева мне понятнее всего АЦТГ, выражающий последовательности типа "задача-решение-результат-награда" (стрелка в сетевых планах) или "опасность-борьба-победа-любовь" (типичная цепочка для увлекательных романов и фильмов). Почему именно АЦТГ? Да потому что А (бессознание, реальная проблема) вызывает к жизни Ц (сознание, план решения); этот план далее реализуется и приводит к результату Т (подсознание, процесс реализации плана, свернутый в результат); наконец, этот результат оценивается в высших сферах Г и за него воздается (надсознание, оценка и расплата).

Цикл АЦТГ выражает перипетии жизни, борющейся за существование в непростых условиях. А что же представляет собой сцепленный с ним цикл креста-антипода? Это бытие остального мира, в игре с которым наш герой АЦТГ отстаивает свое право на существование. Опять же из всех разновидностей таких моделей мне понятнее всего полный антипод - обозначим его ацтг. Для ситуаций противоборства в романах и фильмах этот антипод обозначает жизнь врага. Соответственно, мы получаем цепочку "угроза-борьба (со стороны врага)-поражение-ненависть". Для ситуаций работы вместо врага выступает хаос, который преодолевается в ходе деятельности. Например, "растерянность-ошибки-провал-наказание".

Подобная 4-компонентная схема отличается от общепринятой 3-компонентной схемы коммуникативной ситуации - знаменитого "Треугольника Фреге" (денотат - смысл - знак). Там акцент сделан на том, что знаки переносят смыслы, в которых отражены некие внекоммуникативные реалии (денотаты). И только. По каким каналам куда эти смыслы идут, Треугольник Фреге ответить не в состоянии. Между тем, в психологии хорошо известно, что психика человека не что иное как самоуправляемая система, именно здесь - в самоуправлении существуют сознание и свобода воли в принятии решений. И в то же время сознанием можно управлять извне, назовем это управление надсознанием. Наконец, сознание существует на мощном фундаменте автоматизмов, без которых оно при всей своей относительной самостоятельности существовать не может. И этот фундамент - подсознание. Следовательно, вместо одного канала воздействия на субъект мы можем использовать три канала.

Для иллюстрации возьмем социальный организм - там проще все разложить по полочкам. Например, вы хотите добиться некоего эффекта от работы бригады. Для этого вы (в данном случае олицетворяя объективную реальность, бессознание) можете поговорить с бригадиром (сознание), или подействовать на бригадира через его начальника (надсознание), или договориться с членами бригады в обход начальства (подсознание).

Продолжим рассмотрение этого примера. Допустим, у вас дома сломался водопроводный кран. Вы обращаетесь к диспетчеру ЖЭКа и после долгих мытарств с необязательным диспетчером ("сознание" системы коммунального обслуживания), пьяным вымогателем-сантехником ("подсознание") и жалобами начальнику ЖЭКа ("надсознание") кран в итоге починен. Цепочка связей замкнута, но устойчивого цикла еще нет. Возникновение новых неисправностей может инициировать такую цепочку снова и снова, но настоящий цикл-вихрь возникнет, если в ходе вышеупомянутых мытарств вы поближе познакомитесь с диспетчером, сантехником и начальником, наладите и будете поддерживать с ними добрые отношения, так что и диспетчер, и сантехник отнесутся к Вам по-свойски (не как к чужаку) и будут уверены, что их хорошая работа станет известна начальнику ЖЭКа и будет им по достоинству оценена. Вот тогда цикл действительно устойчив, и все возможные неисправности будут оперативно и качественно устраняться. (Стоит заметить, что возможен и антипод такого цикла - это когда персонал ЖЭКа ненавидит квартиросъемщиков и старается вместо качественного обслуживания "латать дыры абы как" и ссылаться на трудности, а жильцы в ответ скандалят и пишут жалобы. Такая перманентная война - тоже устойчивый цикл).

Теперь об удвоении. Достраивание к Кресту Беляева его двойника-антипода - это придание циклу энергетики и устойчивости. Вспомним пример с ЖЭКом. Там устойчивость позитивного цикла достигалась вежливой корректировкой ошибок и позитивным подкреплением качественного обслуживания. Фактически мы имеем в этом случае 2 встречных потока, представленных крестами-антиподами: оказание услуг и оплата-вознаграждение за выполненные услуги. Цепочке "проблема - решение - исполнение - оценка" (ее Беляев отображает схемой-крестом) соответствует цепочка "платежеспособность - калькуляция - учет затрат - оплата". (В ситуации перманентной войны цепочки аналогичные, только вместо услуг причинение ущерба, а вместо оплаты - жалобы, скандалы, штрафы и прочие санкции)

Посмотрим теперь, как манящие эпизоды образуют притягательные сюжеты. Решение крупных проблем слагается из решений более мелких. Точно так же и ткань романов плетется из эпизодов: стоит герою победить очередного врага и насладиться любовью, как по воле писателя ему начинает угрожать новый враг и т.д. и т.п. Способы сшивки эпизодов в узор сюжета романа или же частных решений в мега-решение определяются природой решаемой сверхзадачи и общим методом решения.

Конкретных узоров - бесчисленное множество, это очевидно. Другое дело, что получаются они совсем небольшим числом приемов. В логике аргументы к тезису привязаны либо дедукцией (выводом из общих принципов), либо индукцией (обобщением), либо аналогией (от Аристотеля: по смежности, сходству и контрасту).

Нечто похожее есть и в романах: победа над главным злодеем позволяет герою превратить его царство зла в царство добра (аналог дедукции), или выводит на противостояние с еще более мощным злодеем (индукция), или освобождает его для путешествий, в которых он встречает новых злодеев (аналогия по контрасту), друзей (по сходству) или может вернуться к своей миссии, не связанной с борьбой (по смежности).

Вот типичные варианты сюжетов (им соответствуют вариации крестов Беляева):

- из одной опасности в новую, порожденную победой; от одной проблемы к другой, возникшей как бы из ничего;
- от победы над злом к распространению добра; от решения проблемы к выводу множества следствий этого решения;
- победа открывает новых друзей; решение проблемы открывает новые возможности для решения глобальной проблемы;
- победа дает свободу, но путешествие сталкивает с новыми врагами; решение одной проблемы позволяет, согласно общему плану, перейти к решению другой;
- победа ведет к изменению героя, его отношений с действительностью и сознания; решение проблемы меняет методы и саму проблемную ситуацию.

За этими сюжетами скрываются мотивационные циклы-антиподы, призванные обеспечить основные циклы энергетикой и устойчивостью. Хорошо известно, что энергия в психике берется из инстинктов. Их четыре основных - самосохранение (страх), сохранение группы (власть), сохранение рода (любовь к партнеру, детям, родственникам) и ориентировочный (любопытство, освоение новых территорий). В условиях общества к четырем базовым инстинктам добавляются еще 3 - обогащение (деньги, имущество), приверженность (Родине, профессии, закону, фирме), тщеславие (жажда общественного признания и известности). Конечно, этот список можно расширять и расширять, но остановимся на семи.

Включение этих инстинктов-мотиваторов в ткань основного сюжета обычно делается неявным - через намеки, перебивки, отвлечения. Тем самым в основном смысле текста просвечивает второй, скрытый слой отношений. Отсюда и природа креста-антипода - он вытеснен из системы отношений базового креста и действует исподволь.

Например, оплата услуг, презенты и всяческие любезности персоналу не должны выглядеть как откровенный подкуп, а лишь как признание качества их работы, которую они и так бы выполнили. Или автор вдруг перебивает основной сюжет романа описанием копошения в стане врагов - тем самым подогревая страхи читателей за судьбу главного героя. Или вот еще - знаменитый саспенс в фильмах ужасов Хичкока: это та же перебивка - основное действие замирает, но страхи подогреваются тревожной музыкой и затянувшимся ожиданием нападения.

Чтобы было чему "просвечивать" и чтобы был материал для перебивок и вкраплений намеков и прочих воздействий, автор должен заранее продумать теневой сюжет и наполнить его необходимым материалом. А уж если вернуться к примеру с ЖЭКом, то заранее запастись конфетами и прочими угощениями для персонала, а главное - добрым отношением к нему и к его нелегкой и неблагодарной работе.

Типичные теневые сюжеты-мотиваторы:

- "обеспечение ресурсами": платежеспособность - калькуляция - учет затрат - оплата;
- для мотивации силой "прием Берии 1": ложное обвинение и арест - все условия для работы - требуемый результат - освобождение из тюрьмы;
- для мотивации кнутом и пряником "прием Берии 2": проблема - гигантские полномочия - результат - возмездие (при неудаче - расстрел, при удаче - феерические богатства);
- "интриги врагов": угроза - борьба (со стороны врага) - поражение - ненависть;
- "взаимовыручка друзей и родственников": проблема - помощь другу - проблема - друг отдает долг благодарности.

Для модели увлекательных сюжетов и магических вещей, основанной на Кресте Беляева, есть немало подтверждений от профессионалов-манипуляторов сознанием, хоть те и не склонны делиться секретами мастерства. Так понятие "социальная установка" было введено в научный оборот У.Томасом и Ф.Знаменским в 1918 году и означало переживание индивидом некоторой социальной ценности. Будучи открыто в эпоху революций, это понятие получило развитие уже в годы Второй мировой войны - в 1942 году М.Смит установил, что социальная установка складывается из 3 компонентов - когнитивного, аффективного и поведенческого. Трехкомпонентная структура социальной установки вполне согласуется с трехканальным воздействием на психику, заложенным в Крест Беляева. В самом деле, на сознание человека мы действуем через познание им новых сторон ситуации (когнитивный компонент), на подсознание - через инстинкты-интересы (аффективный компонент), а надсознание включается через поведенческие императивы-инструкции (поведенческий компонент).
Рассмотрим теперь самую мощную технику наведения транса - "тройную спираль Эриксона". Эта техника состоит в особом стиле изложения материала. Сначала Вы начинаете излагать один увлекательный сюжет, потом, не закончив его, переходите к другому сюжету, который также не доводите до конца и переходите к третьему, в который вставляете текст внушения, и, завершая который, поочередно завершаете второй и первый сюжеты. Секрет тройной спирали в том, что сознание уплывает вслед за содержанием рассказов и запутывается при скачках от одного сюжета к другому, поскольку обречено во всем искать смысл, а нити смыслов оборваны. И когда Вы вставляете внушение, то оно минует критическую оценку пребывающего в замешательстве сознания и проникает сразу как Истина, Мотив или Руководство к действию. Эта техника опять же присутствует в перебивках сюжетов, о которых мы говорили в связи с взаимодействием событийного Креста с его антиподом - Крестом-мотиватором.

Завершая рассмотрение приложений креста Беляева, введем понятие "акцентированного удара": в этом случае Вы так выстраиваете общение с персоналом, когда с первого раза возникает устойчивый цикл - никаких повторов и не требуется. Так возникают любовь с первого взгляда, неизгладимое впечатление, кровная вражда и т.п.

Акцентированный удар заключает в себе многоканальное воздействие и в нем виртуально присутствуют многие и многие циклы.

Представим, что Вы с семьей прогуливаетесь в выходные дни. И вдруг из уличных динамиков слышите: "В городе объявляется штормовое предупреждение. Рекомендуется укрыться в зданиях" (Я сам такое раз слышал в Москве). Это сигнал надсознанию. Его можно усилить, если к нему добавить нечто вроде следующего: "Если Вы находитесь на улице, то в ближайшие полчаса целесообразно воспользоваться общественным транспортом и добраться до укрытия. Затем работа транспорта может быть затруднена" (это уже сигнал сознанию). Усилит сообщение и сигнал подсознанию: "Прохождение урагана в соседнем регионе привело к десяткам пострадавшим от падения деревьев, рекламных щитов, ударов электрическим током". И, наконец, указание на службу спасения как опытный и надежный источник информации, гарант помощи в чрезвычайных ситуациях: "Развитие ситуации постоянно отслеживает региональное управление МЧС. О происшествиях и несчастных случаях незамедлительно сообщайте по телефону 01". Вот ТАКОЕ объявление можно назвать "акцентированным ударом" - оно и подействует сильно, и запомнится надолго... (Жаль, что власти слишком боятся вызвать панику и избегают "акцентированных ударов" даже в ситуации реальной опасности жизни граждан, как это было, к примеру, в декабре 2005 года, когда из-за цунами в Индонезии погибло свыше 250 тыс. человек)

Для усиления воздействия на аудиторию авторы применяют совмещение воздействий и разных цепочек в одном и том же эпизоде - как в основном слое смысла, так и в мотивирующем. Герой и разгадывает священные тайны древности, и борется с многочисленными негодяями и завистниками. А в итоге получает не только приз, но и восторженную любимую, овации публики и высшие государственные награды в придачу.
То же самое используется и в решении проблем. По возможности несколько разных задач решается параллельно (что сокращает общий срок работ в 2 и более раз), а в стимулировании работников совмещаются меры и материального, и морального поощрения.
 

Апробация идей

С теми, кто познакомился с "Милогией", хочу поделиться своей оценкой этого учения.  Беляев дерзко сводит воедино знания разных наук и эзотерических учений, опираясь на удивительные аналогии. Но может быть так, что аналогии порождены не единством фундаментальных процессов, а использованием единого способа их описания.  Возьмем, к примеру, пифагорейцев - те в 6 веке до н.э. устанавливали всеобщую связь явлений с помощью арифметики и геометрии.  Их мировоззренческие построения были красивы и логичны, но остались лишь в истории философии - современная наука их гипотезы отвергла. Любопытно, что уже знаменитая теорема Пифагора о квадрате гипотенузы привела к открытию несоизмеримости отрезков (появлению иррациональных чисел), что опровергло его же учение о гармонии натуральных чисел и базирующееся на нем мировоззрение. Похоже, что так же обстоит дело и у Беляева - используемый им крест органичен нашему восприятию: верх-низ, лево-право, а представление креста в виде пирамиды-тетраэдра суть простейшая модель иерархии. Удвоение креста антиподом (по типу пары Ян-Инь) позволяет отражать противоречия. В итоге мы получаем удобный морфологический ящик (классификатор) для конфликтующих иерархических структур.  Отсюда и раскладка универсума жизненных ситуаций в "Книге перемен" по всем вариантам сочетания элементов удвоенного креста.  Все очень красиво и логично, но нет экспериментальных проверок и подтверждений того, что классификация эта не мнемотехнический прием для удобства запоминания, а выражение глубинных законов мироздания. 
Иными словами, "Милогия" - это скорее концептуальная математика, чем концептуальная физика. Автор отрабатывает логику неких абстрактных конструкций, а не описывает (как ему кажется) законы Природы.  И уважая результаты его труда, нужно взять ценное, а к остальному отнестись добродушно. Вспомним, что великий Пифагор проповедовал отказ от употребления в пищу бобов, и хотя их с удовольствием едят после него уже 2,5 тысячи лет, это не мешает тому, что теорема Пифагора изучается в школах всех времен, государств и народов как одно из сокровищ цивилизации.
Так и здесь, тем более что для наших утилитарных задач поиск фундаментальных истин не так уж и необходим - зачастую бывает достаточно эффективных приемов организации опыта (мнемотехники).

Программные приложения

Для любителей скачать интересные программы: помощник писателя yWriter 5.0.7.7 (есть русскоязычный интерфейс).

Программа yWriter это оболочка создания  из маленьких частей цельного произведения.
Несмотря на ореол таинственности,  окружающий процесс писания, большинство книг  можно сочинить следующим образом: разбейте роман на главы, а каждую главу на сцены. Потом найдите цель каждой сцены, определите, кто и от кого хочет там чего-то добиться, и определите последствие конфликта.
Сцена - весьма симпатичная часть, чтобы с ней работать. Она - маленькая и четкая. Вы можете идти от сцены,  к сцене двигаясь к концу вашей книги. Вы можете также пропускать всю сцену целиком и идти дальше, если  что-то с написанием не ладится. 

Автор программы  yWriter программист-писатель Хал Спейкджок. Когда он работал над своим первым романом, то писал текст в Word. Он тогда пробовал сохранять каждую главу с большим длинным именем, но было трудно ориентироваться между 32 файлами. В конечном итоге он понял, что надо написать специальную программу. Программа yWriter представляет собой результат четырех лет исследований и разработок специального программного обеспечения для писателей. Она выглядет просто, но как автор трех книг, написанных в этой программе, Хал Спейкджок гарантирует, что yWriter имеет все нужные инструменты для того, что бы сделать из Вашего первого романа - шедевр.

Скачать (1,7 Мб)


Приключения суперагента в космосе.
ТАКИХ испытаний и ТАКОЙ любви
вы не встретите ни в каких других книгах.
(скачать - http://www.twirpx.com/file/44663/  )


Пишите ваши пожелания

feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное