Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Философия провокаций

Материалы этой рассылки - попытка наведения мостов между философской теорией и методической практикой. Эти мосты не что иное как мини-мировоззрения, которые мы далее будем называть "философиями", чтобы подчеркнуть их зависимость от "науки наук".
 

Когда и зачем говорят о провокациях?

     Для начала давайте проясним само понятие провокации. В обыденном языке с ним обычно связывается негативный смысл - это слово воспринимается в ряду коварство - обман - махинации - шантаж. В сталинскую эпоху под провокаторами понимали агентов царской охранки или подстрекателей, действующих с предательской целью.  Да и в наше время словари "провокацию" трактуют как "подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т.д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия".

     Между тем не всё так мрачно. Истоки этого слова восходят к латинскому provocatio (вызов), и в римском праве оно означало средство защиты обвиняемого путем обращения к народу. Термин "провокация" используется в медицине для обозначения одного из методов диагностики. Метод провокации вполне законно существует в театральном искусстве, в прикладной социологии и даже в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), где провозглашается: "Вводите в отлаженные действия нарушения и пользуйтесь открывшимися преимуществами, - будьте провокативны!"

     Более того, Илья Эренбург в 1921 году воспел Великого Провокатора в своей книге "Необычайные похождения Хулио Хуренито" вот такими словами: "Хулио Хуренито учил ненавидеть настоящее, и, чтобы эта  ненависть  была крепка и горяча, он приоткрыл пред нами, трижды изумленными, дверь, ведущую в великое и неминуемое завтра. Узнав о его делах, многие скажут, что он  был лишь провокатором. Так  называли  его при  жизни  мудрые философы и  веселые журналисты.  Но Учитель,  не  отвергая  почтенного  прозвища,  говорил  им: "Провокатор  --  это  великая  повитуха  истории.  Если  вы не примете меня, провокатора с мирной улыбкой и с  вечной ручкой в кармане, придет другой для кесарева сечения, и худо будет земле".

     Вот и мы будем далее понимать провокацию как экспериментальную историю, зондирование естественного хода событий для его исследования, активизации и проявления сущностей. А вот дурной или хороший смысл приобретает провокация - это зависит от того, с какой целью она производится.  

Наглядный пример

У правды две стороны

Это невозможно постичь разумом, но это так! Если вы идете по дороге, то или вперед, или назад, причем как бы вы ни шли, вы сразу и удаляетесь, и приближаетесь - только в отношении разных концов дороги. Или вот ещё: выходя из дома вы одновременно заходите на двор или на улицу.

Теперь каждый может убедиться, что у правды две стороны, взглянув на это свидетельство от Edvard Dancona...

 

* * *

На этом пока все.
Сторонники и противники провокаций - пишите ваши со
ображения...;0)
feod@narod.ru
  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 
 

В избранное